Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Вопрос «Как функционирует современный капиталистический рынок?» ныне приобрел неожиданную остроту в связи с радикальными переменами в экономике нашей страны.
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57

Файлы: 1 файл

busines.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Средние и мелкие фирмы  не приспособились к глобализации рынка, тем более что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

Исследования, проведенные  компанией «Работы для будущего», выявили, что около 35 тыс. работников и работодателей в четырех штатах были не готовы к глобальной конкуренции, которая стояла последней в перечне проблем, беспокоящих руководителей предприятий.

Опрос, проведенный в  мае 1992 г. Национальной федерацией независимых  компаний, показал, что большинство  владельцев мелких фирм недооценивают растущую глобализацию экономики. В списке 75 потенциальных проблем малого бизнеса экспорт занимал последнее место.

В июне 1995г. президент  США созвал в Белом Доме конференцию  по проблемам малого бизнеса, где были сформулированы основные рекомендации по стимулированию экспорта для государственных органов, таких как Торговая палата США, департаменты сельского хозяйства, транспорта, энергетики, образования, труда, финансов, обороны, Экспортно-импортный банк США, Агентство развития торговли, Агентство международного развития. Агентство по защите окружающей среды, Информационное агентство. Отдел по управлению и составлению бюджета, Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Совет экономических советников.

В этих рекомендациях  можно выделить несколько основополагающих моментов. Защита интеллектуальной собственности. Торговым представителям США было предложено прилагать все усилия для защиты в международном масштабе прав интеллектуальной собственности и введения обоюдных унифицированных стандартов, централизованной регистрации, эффективной процедуры разрешения международных споров на предмет действия торговых марок.

Конгресс получил рекомендацию защищать патентные права в международном масштабе с учетом интересов малого бизнеса, в том числе добиться того, чтобы: а) срок действия патента составлял 20 лет со дня подачи заявки или 17 лет со дня выдачи патента; б) патент не публиковался до момента его выдачи; в) патент сохранялся за изобретателем, а не за тем лицом, которое первым обратилось за регистрацией.

Обеспечение широкого доступа к информации. Владельцы малых фирм ратуют за введение глобальной системы, которая обеспечила бы доступ к правительственной информации и ресурсам.

Президент рекомендовал Конгрессу и Правительству разработать новую программу, которая бы распределяла ресурсы частного сектора на нужды ассоциаций малых предприятий в целях содействия выходу их членов на мировой рынок путем обучения предпринимателей, создания бизнес-инкубаторов и торговых миссий, кооперации в области маркетинга и международной торговли.

Финансирование  экспортных операций. Конференция рекомендовала Конгрессу и Правительству поощрять спонсорскую деятельность Экспортно-импортного банка, кредитование экспорта, выдачу необеспеченных ссуд на пополнение экспортного оборотного капитала, а также ссуд на отдельные операции и резервных ссуд как альтернативу кредитам под обеспечение активами на основе данных бухгалтерского баланса,

В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.

Поддержка малого бизнеса  в Японии

Малое и среднее предпринимательство  в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

  • обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);
  • поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;
  • сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса  гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. В последнем случае Корпорация кредитного страхования малых и средних предприятий и органы префектур ссужают Общество гарантии кредитов, которое направляет выделенные средства в частное кредитное учреждение, а то, в свою очередь, предоставляет малому предприятию заем в сумме, которая в 5-8 раз превышает вклад Общества гарантии кредитов, на срок до 5-7 лет.

Практикуется также  предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов.

Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

Финансовая поддержка  технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50% затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых и средних  фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Неотъемлемый элемент  японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация  затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Государство и местные  власти в равных долях ассигнуют  средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17. Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

Поддержка малого бизнеса  в ЮАР

Делами малого предпринимательства  в ЮАР ведает Корпорация развития малого бизнеса, которая создана  как акционерное общество со смешанным  капиталом, формируемым на паритетной основе правительством и частным сектором. Корпорация ставит целью:

  • финансовую поддержку малых фирм;
  • предоставление малым предприятиям производственных, торговых и служебных помещений;
  • оказание услуг в части обучения, консультирования, информационного обеспечения, маркетинга и т.п.;
  • стимуляцию интереса к проблемам малого бизнеса;
  • защиту предпринимателей, в том числе путем совершенствования законодательства.

За время своего существования  корпорация предоставила малым предпринимателям более 40 тыс. займов на сумму 1,5 млрд рандов. Применяются различные схемы финансирования проектов — от мини-ссуд (100-5000 рандов на срок до 1 года) до крупных долгосрочных кредитов (0,5-1 млн рандов) на приобретение земли и недвижимости.

Кредитная политика корпорации основана на предоставлении займов в тех случаях, когда затруднен доступ к обычным, банковским источникам капитала, и на более благоприятных условиях. Применяется кредитная ставка для первоклассных заемщиков (по которой получают кредиты банков крупные компании). Требования в отношении гарантий и обеспечения займов значительно мягче обычно предъявляемых. Срок погашения ссуды, как правило, соответствует сроку окупаемости проекта. Действует система отсрочки платежей.

Решая вопрос о предоставлении ссуды, работники корпорации руководствуются соотношением собственных и заемных средств. Предприниматель должен профинансировать не менее 25% стоимости проекта и обеспечить увеличение доли собственного капитала в ходе развития предприятия.

Средства частных акционеров используются для займов малым фирмам формального сектора в рамках общей программы финансирования. (Деление на формальный и неформальный сектор связано с тем, что в ЮАР около 70% предпринимателей составляют уличные торговцы, действующие без всякого разрешения. Государство

3.2 Опыт Украины

Цель государственной  поддержки бизнеса - создание одинаковых условий для всех субъектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а  также выравнивание предпринимательских  структур с другими сферами общественного  производства. В особенности такой поддержки требует мелкий и средний бизнес, и не без оснований, поскольку эти формы в новых условиях хозяйствования выступают структурообразовательным фактором экономики. Большие предприятия, которые есть стрежнем любой области, всегда воплощают результаты структурных изменений, и в этом понимании олицетворяют стабильный, „консервативный" начало экономики.

Мелкие и средние  предприятия бизнеса, готовя почву  для становления новых видов  производства и рынков новых изделий, впервые осваивая научно-технические открытия, то есть внедряя инновационные процессы, функционируют как революционные, инициирующие структурные сдвиги, основы, которые естественно объединяются с предприимчивостью деловых людей.

Серьезные структурные  народнохозяйственные изменения происходят тем более быстро и эффективно, чем выше степень социальной бесконфликтности. И здесь большая роль предприятий маленького и среднего бизнеса, которые способные мобильно обеспечивать новые рабочие места для людей, которые высвобождаются при закрытии или перепрофилировании больших предприятий.

Предприятия маленького и среднего бизнеса во многом повышают жизнеспособность больших, их конкурентоспособность. Высокая рентабельность большого производства предопределяется массовостью выпусков продукции и стабильностью ассортимента изделий. Вместе с тем ускорение научно-технического прогресса резко сокращает эти возможности: необходимо постоянно вносить коррективы в технико-экономические параметры продукции, реагируя на изменения рынка. Сохранить свои преимущества и приспособиться к новым требованиям гигантам сборочных производств помогают предприятия маленького и среднего бизнеса, которые оперативно приводят ассортимент комплектующих изделий в соответствие с достижениями науки и техники. Причем количество таких предприятий должна превышать непосредственные потребности сборочных производств, поскольку только на подобной основе будет существовать полноценная конкуренция. Это одна из основных предпосылок успешного взаимодействия маленьких, средних и больших предприятий. К сожалению, в нашей экономике такой взаимосвязи нет. Все это свидетельствует о том, что развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса невозможный.

К сожалению, борьба политических сил за власть под лозунгом уничтожения административно-командной (тоталитарной, диктаторской) системы" привела к тому, что и в само понятие „государственного", как правило, вкладывается отрицательное содержание и общественность ныне склонна все государственное считать нерациональным и неприемлемой. Не является исключением и поддержка бизнеса, предпринимательства. В ней усматривается попытка государства снова начать тотальное регламентирование деятельности людей, которые стремятся обнаружить инициативу и завзятость, или небескорыстное стремление государственных чиновников помочь нажиться богатой. Этими общественными расположениями духа не без успеха пользуются много предпринимателей, которые сбило солидный капитал и фактически стали в своей сфере монополистами. Они не заинтересованы в содействии увеличению предпринимателей в разных областях экономики. Тем не менее, если за точку отчета брать не интересы монополий, а народнохозяйственные потребности, становится очевидной потребность государственной поддержки развития предприятий бизнеса, в особенности маленького и среднего. И прежде всего необходимые формирования всех форм бизнеса за надежной защитой прав собственников, а также содействие и поддержка а развития рыночной инфраструктуры, которая обслуживает предприятия бизнеса.

Украина как самостоятельное, независимое государство гарантирует ныне всем предпринимателям (независимо от выбранных ними организационных форм предпринимательской деятельности) равные права и создает одинаковые возможности для функционирования, доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, естественным и другим ресурсам при условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей.

Государственная поддержка  бизнеса осуществляется на основе Закона Украины о предпринимательстве", в котором отмечается, что с целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство:

  • на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, оснащение, которое не используются), необходимое для осуществление предпринимательской деятельности;
  • оказывает содействие организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров;
  • осуществляет начальное упорядочение неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их в кредит предпринимателям;
  • стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и т.п.) модернизацию технологий, инновационную деятельность освоения новых видов продукции и услуг; предоставляет предпринимателям кредиты и др.

Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике