Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Вопрос «Как функционирует современный капиталистический рынок?» ныне приобрел неожиданную остроту в связи с радикальными переменами в экономике нашей страны.
Может сложиться впечатление, что весь механизм рыночного хозяйства сводится лишь к действию экономического закона спроса и предложения, стихийно приводящего во взаимное соответствие цены, производство и потребление товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.2 СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ «НИШЕВАЯ» СТРАТЕГИЯ 12
2 КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1 БОЛЬШОЙ БИЗНЕС: СТАНДАРТНОСТЬ, ДЕШЕВИЗНА, КАЧЕСТВО 26
2.2 «ГОРДЫЕ ЛЬВЫ», «БОЛЬШИЕ СЛОНЫ», НЕПОВОРОТЛИВЫЕ БЕГЕМОТЫ» 34
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА 39
3.1 МИРОВОЙ ОПЫТ 39
3.2 ОПЫТ УКРАИНЫ 50
ВЫВОДЫ 55
ЛИТЕРАТУРА 57

Файлы: 1 файл

busines.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Эти положения Закона стали отправной точкой стимулирования создание предприятий (фирм) малого бизнеса. Так, по данным Министерства финансов Украины в 1997 г. 88,8 % предприятий - новообразованные и только 11,2 % создан реорганизацией действующих. Из общего количества малых предприятий лишь 18,8 % есть частными, 0,3 % приватизированные трудовыми коллективами. Наибольшую частицу составляют предприятия (фирмы) из производства товаров народного потребления (18,3 %), стройматериалов (5,7 %), строительные и ремонтно-строительные (17,9 %), научновнедрительные (10 %), из производства и переработки сельхозпродукции (4,4 %) и др. Поддержку предпринимательства, маленького и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и местного управления и государственной администрации.

Ныне предполагается осуществить комплекс мероприятий  по реформированию системы государственной  поддержки предприятий бизнеса  с целью обеспечения на протяжении следующих лет коренного перелома в развития предпринимательства, в особенности частного, малого бизнеса.

Предполагается законодательное  установить правовые, экономические  и организационные основы регулирования  их деятельности.

Соответственно этому  планируется осуществить формирование правовой базы развития и поддержки предпринимательства и прежде всего готовится Закон Украины про маленькое и среднее предприятие"; финансово-кредитную поддержку предпринимательской деятельности.

Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня в Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельствуют недостатки и трудность, которая случаются в процессе функционирования предприятий бизнеса. Поэтому перед правительством, заинтересованными организациями открывается широкое поле деятельности. При этом следует синхронно развивать как государственную систему поддержки бизнеса, так и инициативу предпринимателей маленьких, средних предприятий из объединения усилий в сфере государственно-финансовой деятельности. Положительным примером последнего есть образование Союз маленьких и средних предприятий Украины и их региональных ассоциаций (гильдий).

Так, Союз маленьких и  средних предприятий Украины  осуществляет их правовая защита, аудиторское  консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, конференции; создает школы предпринимательства, разработку документов, методических пособий; организовывает работу собственной товарной биржи; создает компьютерно-информационный банк данных о малом бизнесе Украины; занимается редакционно-издательской деятельностью; оказывает содействие развитию внешнеэкономических связей предпринимателей и, в конце концов, обеспечивает социальная защита работников малых предприятий. Положительной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации маленьких и средних предприятий „львовская гильдия", в структуре которой создан информационно-обслуживающий центр и прочие подразделы инфраструктуры коллективное пользование.

Основной организационной  формой государственной поддержки бизнеса должны быть долгосрочные и текущие программы, которые осуществляются на общегосударственном и региональном уровнях.

Проекты программ поддержки  бизнеса разрабатываются Министерством  экономики Украины с привлечением других министерств и ведомств, представителей предпринимательских структур, ученых, специалистов, в том числе иностранных.

Все затраты, связанные  с разработкой и экспертизой  программ поддержки бизнеса, финансируются  из государственного и местных бюджетов.

Итак, созданная система поддержки бизнеса станет для предпринимательских структур стимулом для развития и усовершенствования производства товаров и услуг, а не поиском обводных путей действующего законодательства (а это, к сожалению, еще часто случается), что поясняется его несовершенством, а также непродуманной налоговой и кредитной политикой.

В мировой практике есть примеры как повседневной опеки  и заботы о бизнесе (в особенности  маленьком), так и факты его  полного игнорирования. В одних  странах есть четкая система государственной поддержки этого сектора национальной экономики, в других - подобная система находится из стадии становления. Тем не менее есть пример и интернациональных усилий - комитет ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), что активно поддерживает стимулирование малого бизнеса.

Бизнес в Украине  сегодня требует помощи и поддержки, чтобы стать ведущим сектором экономики.

 

Выводы

    Проделав вышеизложенную  работу, можно прийти к следующим  выводам: мелкие и мельчайшие  фирмы – фундамент экономики  не только развивающихся стран, но и стран с уже сложившейся экономикой. Не будь мелких предприятий, могла бы возникнуть «лоскутная» экономика. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а другие, те, на базе которых нельзя развернуть крупный, сверхвыгодный бизнес, игнорировались.

    Для экономики стран  деятельность мклких компаний  оказывается важным факором повышения  ее гибкости. По уровню развития  мелкого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны  приспосабливаться к меняющейся  экономической обстановке.

   Именно они  предоставляют более 50% рабочих  мест (в Германии более 60%, а  в Японии – более 75%)

   Но малый бизнес  имеет и свои недостатки, например, часто короткий жизненный цикл. После непродолжительного периода  своей деятельности многие из них могут либо реорганизовываться, либо разоряться. Но именно, это и создает благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок.

     Крупные  корпорации (их часто сравнивают  с мамонтами) сильны своей финансовой  мощью, мелкие (их сравнивают с москитами) – своей многочисленностью.

        Таким образом, борясь на два  фронта, выживают среднии компании. Оставаясь небольшой по размерам, она проводит стратегию, состоящую  в сосредоточении усилий на  производстве, пользующейся ограниченным спросом продукции.

      Доля  крупных и крупнейших предприятий  численно невелика. Однако именно  они обеспечивают 90% объема продаж  товаров и услуг, наводняют  рынок массовыми, стандартными, качественными  товарами по доступным ценам.  Также велик вклад этих предприятий в научно-технический прогресс. Стремление полностью использовать плоды своих открытий заставляет эти компании выступать возмутителями спокойствия, делать основную ставку на прямую победу над соперниками в конкурентной борьбе. Но все крупные компании  не могут быть одновременно первыми. Механизм рыночной экономики стихийно отработал ту форму обновления, которая единственно приемлима для массового производства : обновление без потрясений.

Каждый тип компаний выполняет наиболее свойственные ему функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности в основных видах технического прогресса: текущем, адаптивном и пионерном.

Следовательно, стихийный  механизм рынка может быть и разрушителен и созидателен. Научиться использовать открываемые им возможности – одна из важнейших задач науки и практики.

 

Литература

  1. Современный бизнес: Учебник в 2 томах, Т.1: Пер. с англ./Д.Дж. Регмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви. – М.: Республика, 1995 – 431 с. ил.
  2. Деньги и кредит – 8.1996. Вопросы становления и развития малого бизнеса Антал Сабо.Малые и средние предприятия в странах с переходной экономикой (с.58)
  3. Кисилев А.П. Основы бизнеса. – К.: 1997
  4. Юданов А.Ю. Фирма и рынок. – М.: Знание, 1990 г.
  5. Платонов В.С.  Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов н/Д.:Издат., «Феникс», 1997 – 576 с.
  6. Банківська справа -  №1 (31) – 2000 Еріх Штаудт. Створення і середніх підприємств та сприяння їм  у країнах з перехідною економікою (с.3).
  7. Винес Р. Введение в бизнес. – Л.: 1992
  8. Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л.: 1991
  9. Бизнес и менеджер (сост. М.С.Дараховский и др. – М.: Совмест.предприятие «Х.Г.С.»: Азимут – центр, - 1992 – 447 с.
  10. Муравьев А.И.Игнатьев А.М. Крутик А.С. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы,-Издательский дом «Бизнес–пресса». 1999 г. – 608 с.
  11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). – И.: Экономика, 1999. – 416 с.
  12. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.:Юристъ, 1998  - 336 с.
  13. В.М. Маидрица «Руководителю», Ставрополь, 1989г., 149стр.
  14. Н.Г. Любимова «Менеджмент – путь к успеху», Агропромиздат, 1992г. 57с.
  15. Камаев В. Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 1994. – 351 c.
  16. Ильенко Н.Д. Спрос: анализ и управление. — М.: Финансы и статистика.— 160 с.
  17. Основы предпринимательского дела под ред. Осипова Ю.М.
  18. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс, Москва, "Республика", - 1992г. 432 c.
  19. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых/ Москва, - 1995 г. - 642 с.
  20. Экономикс. Фишер, Дорнбуш, Шмалензи, Москва,- 1993.

Информация о работе Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике