Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. ..




Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6



Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22

2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22

2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32




Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43



Заключение 52




Литература 56

Файлы: 1 файл

Юзбекова Индира.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)


2

 

Федеральное агентство по образованию

 

Дагестанский государственный университет

 

Социальный факультет

кафедра социальных технологий

 

Допущена к защите

« ____» ____________ 2009 г.

Зав. кафедрой, профессор
___________________

 

 

Юзбекова Индира Тагировна

 

 

Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах

 

Дипломная работа

 

   

 

Научный руков-ль: к.э.н., ст. преп.

Сайпудинов Р.М.

 

 

 

Махачкала – 2009

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………. ..

 

 

 

 

Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах              6

 

 

 

Глава 2.  механизмы государственного регулирования американской  и европейской систем социального обеспечения..              22

 

2.1  Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США               22

 

2.2  Сравнительный анализ  основных направлений социального обеспечения  в европейских государствах              32

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43

 

 

 

Заключение              52

 

 

 

 

Литература              56


ВВедение

 

В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки. Исследование становления, особенностей и основных направлений реформирования европейской и американской систем социального обеспечения представляется актуальным не только с теоретической точки зрения - изучения системы социального обеспечения как экономической категории, анализа причин, воздействующих на изменение ее структуры, оценки перспектив развития, но и для решения практических задач по выработке долгосрочной стратегии и тактики реализации программ социального обеспечения в России.

Социальная модель, рамки которой определяют позицию государства по отношению к обществу (патерналистская, либеральная, социал-демократическая и т.д.), - результат, с одной стороны, эволюции комплекса факторов (экономических, правовых, религиозных и т.п., а также традиций), специфичных для каждой страны, с другой – осознанного выбора.

Для России проблема такого рода самоидентификации, по существу, не решена. Не завершив в 80-х годах всех преобразований, имманентных индустриальному этапу, страна вступила в период политических и экономических реформ, которые по большинству показателей социального развития и качества жизни населения отбросили ее на уровень 60-70-х годов XX века. В итоге Россия столкнулась с «двойной» необходимостью - модернизации общественного устройства и перехода к постиндустриальному этапу развития. Однако реализация этих целей блокируется отставанием в качестве «человеческого капитала», неэффективностью политики доходов населения (заработная плата, пенсионное обеспечение), сложившейся системы социального обеспечения.

При этом окончательно не определена доктрина устройства социальной сферы. Имеющиеся наработки, например, по концепции социального государства, социальной доктрине Российской Федерации, концепции совершенствования системы социального обеспечения в Российской Федерации и качеству жизни носят пока «поисковый характер» и еще не вышли на этап обсуждения в структурах исполнительной и законодательной власти. В этой связи представляется целесообразным провести анализ соответствующего зарубежного и отечественного опыта.

Изучение проблем социального обеспечения населения как одного из необходимых элементов развитой социально-ориентированной рыночной экономики занимают важное место в исследованиях большого числа ученых и практиков в экономически развитых странах, в деятельности различных международных организаций. Пик научных исследований по вопросам социального обеспечения пришелся на 70-е годы прошлого века, когда вопросы социальной политики и социальной защиты рассматривались как один из важнейших элементов социально-экономической концепции «государства благоденствия». Это было связано со значительным ростом социальных расходов в бюджетах европейских стран. Причиной этого во многом стало бурное развитие систем социальной защиты в развитых странах мира.

Несмотря на наличие работ, посвященных проблемам социальной защиты и социального обеспечения населения, зарубежный опыт в той сфере исследовался явно недостаточно. Прежде всего, это касается организации социального обеспечения в государствах Европейского союза и в Соединенных Штатах Америки, где  накоплен наиболее обширный опыт организации и совершенствования социального обеспечения. Этот опыт характеризуется разнообразными моделями и технологиями, что дает возможность использовать наиболее удачные, соответствующие российской специфике элементы этих моделей.

Таким образом, обобщение и научный анализ многогранного и неоднозначного по результатам опыта по выработке форм, методов решения проблем социального обеспечения в странах с рыночной экономикой приобретают особую значимость в условиях необходимости поиска путей преодоления отставания России в формировании соответствующих новым российским реалиям правовых и экономических регуляторов в сфере социального обеспечения. Критическое осмысление механизма государственного регулирования социального обеспечения населения в государствах Европейского союза и в Соединенных Штатах Америки открывает возможности использования государственными органами России методов правового, финансово-экономического и организационно-административного характера, доказавших свою эффективность, и позволяет избежать повторения мер, повлекших за собой негативные последствия.

Объект исследования – сфера социального обеспечения в зарубежных странах.

Предмет исследования – система организационно-управленческих, финансовых, социально-экономических и правовых мер государственного регулирования, связанных с решением проблем социального обеспечения в зарубежной практике.

Цель исследования – анализ становления и современной практики государственного регулирования системы экономических отношений, связанных с решением проблем социального обеспечения в зарубежных странах.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать эволюцию системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах;

2) изучить механизмы государственного регулирования американской  и европейской систем социального обеспечения;

3) определить перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения в современной России.

В ходе дипломного исследования были изучены работы отечественных и зарубежных экономистов и социологов, материалы периодической печати и на­учных конференций, зарубежные нормативно-правовые акты.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах

 

На рубеже веков все более настоятельной становится потребность комплексного изучения технологических, экономических, демографических вызовов и выработки оптимальной стратегии развития в интересах всего человечества, включая будущие поколения.

Особая ответственность в этой связи ложится на государство, его объединяющую, координирующую роль в обеспечении правовых, экономических механизмов развития общества, упрочения экономических механизмов развития общества, упрочения хозяйственных связей и развития новых технологий, достижения социальной стабильности. Через механизмы экономического и правового регулирования государство осуществляет политику социального обеспечения, которая за последние несколько десятилетий превратилась в одно из наиболее важных и динамичных направлений государственной деятельности, став неотъемлемым элементом социальной безопасности. Это признается и в Докладе Мирового банка (2002 г.) о мировом развитии, специально посвященном роли государства, где особо подчеркивается необходимость наличия эффективного государства в социальной сфере [32].

Хотя рыночные механизмы, в первую очередь конкуренция, могут способствовать появлению социальных эффектов, сам по себе рынок не в состоянии создать комплексную систему социального обеспечения в общенациональном масштабе. Расширение социальных и экономических функций государства в последние десятилетия при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов обусловлено, прежде всего, возрастающей сложностью социально-экономических процессов и связанных с ними вызовов экономической и социальной безопасности человека, с одной стороны, и неспособностью рынка решать многие возникающие в обществе проблемы - с другой.

Государственная политика социального обеспечения в большинстве рыночно развитых стран мира в настоящее время - основополагающий фактор поддержания социальной стабильности, экономической защищенности граждан. Через бюджетный механизм государство реализует законодательно закрепленные гарантии социального обеспечения пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших кормильца; нуждающихся - по цивилизованным стандартам - граждан. Одновременно стимулируя (путем введения налоговых льгот) работодателей, государство стимулирует их увеличивать социальные расходы и осуществлять переподготовку или трудоустройство граждан, получающих пособия [23].

Российские исследователи неоднократно обращались к проблемам социального обеспечения в странах с рыночной экономикой, в том числе в США и Европе. Вопросы развития социального обеспечения нашли отражение в работах Бушмарина И.В., Васильева B.C., Володина А.А., Зайченко А.С., Карпова Л.Н., Кассировой Е.П., Ярыгиной Т.В. В одних исследованиях главное внимание уделялось проблемам пенсионного обеспечения, в других - методам мобилизации и перераспределения средств для оказания социальной помощи. К наиболее обобщающим работам в этой области можно отнести монографические исследования Кассировой Е.П.: «США: кризис социальной политики» [12], Васильева B.C.:  «Федеральный бюджет и малоимущие слои населения» [6], Хижного Э.К.: «Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы» (2006) [35]. Однако происходящие изменения в системе государственного регулирования социального обеспечения требуют комплексного анализа  и оценки основных направлений ее развития.

Само понятие «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр. В России под социальным обеспечением, как правило, понимают, государственную систему обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Государственное социальное обеспечение в России - система материального обеспечения граждан Российской Федерации в старости, в случае болезни, поддержка малообеспеченных семей и т. д. Основными видами социального обеспечения традиционно являются пенсии (по старости, по случаю потери кормильца и т. п.); пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям и пр.); социальные услуги (содержание в домах престарелых и инвалидов, трудоустройство инвалидов и пр.). В то же время современная российская система социального обеспечения существенно отличается от прежней системы, основанной на всеобщих гарантиях. Основными направлениями создания новой системы социального обеспечения являются: формирование системы социальной поддержки (программы по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в затруднительном социальном положении в связи с невозможностью иметь доход выше прожиточного минимума или национальной черты бедности); 2) оказание адресной социальной помощи (осуществление социальной защиты лиц, находящихся в трудном социальном положении и не имеющих прав на получение средств социального страхования); 3) обеспечение минимальных общественных гарантий всем гражданам страны (государственные гарантии на получение определенного вида социальных услуг и минимальный объем социальных благ независимо от степени участия в производственной деятельности); 4) развитие социального сектора (реформирование отраслей и институтов, обеспечивающих социальные потребности - образования, медицинского и социального обслуживания); 5) формирование нового механизма финансового обеспечения социального сектора (расширение источников финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования) и др. [1].

Общетеоретические основы формирования и развития социального государства и системы социального обеспечения населения заложены в работах классиков экономической мысли - А. Смита, Дж. Кейнса, Ф. Хайека, М. Фридмена, Дж. Бьюкенена. В частности, проблема государственного контроля над системой социальной защиты нашла свое отражение в работах сторонников неоклассического воззрения А. Маршалла, А. Пигу. Модель социального маневрирования доходами населения и активного вмешательства государства в вопросы регулирования социальной защиты раскрыты в исследованиях Дж. Кейнса. Отдельные положения экономической теории благосостояния представлены теорией экономической оптимальности В. Парето. Соотношение социальной справедливости с категориями равенства и свободы исследовались М. Фридменом и Дж. Ролзом.  Проблемы становления и развития «социального рыночного хозяйства», основой существования которого было положение о том, что правительство должно уравновешивать требования экономической свободы, эффективности и роста, с одной стороны, и потребность в социальной справедливости  при распределении доходов, с другой, рассматривали в своих работах А. Мюллер-Армак, В. Ойкен, Л. Эрхард. Вопросы социальной защиты получили достаточно серъезную разработку также в работах таких известных экономистов, как У. Беверидж, Г. Аарон, Г. Эспинг-Андерсен, П. Пирсон, М.Г. Шмидт и других. На сегодняшний день внимание многих зарубежных специалистов в области социальной защиты сосредоточено на поиске новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости [35].

Европа и США вступают в XXI век с всеобъемлющим механизмом государственного регулирования социального обеспечения населения.

Он складывался десятилетиями по мере возрастания социально-экономических функций государства в условиях рыночного хозяйства. Государственное регулирование включает в него такие неотъемлемые компоненты, как: 1) экономико-правовое регулирование (законы и подзаконные акты, исполнительные приказы, внутриведомственное регулирование, решение судов, хозяйственная практика); 2) иерархию (перечень) программ и подпрограмм социального обеспечения; 3) формы и направления социального обеспечения (социальное страхование и материальное вспомоществование); 4) источники финансирования программ социального обеспечения (федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов власти, ресурсы частного и смешанного секторов, взносы работников и работодателей); 5) административно-хозяйственный механизм управления программами социального обеспечения [3].

Информация о работе Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах