Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. ..




Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6



Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22

2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22

2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32




Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43



Заключение 52




Литература 56

Файлы: 1 файл

Юзбекова Индира.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)


Заключение

 

В результате проведенного в дипломной работе анализа проблем можно сделать следующие выводы:

Необходимость государственного регулирования социального обеспечения населения вызывается следующими причинами: 1) особенность организации современной экономики, в которой значительное число людей трудятся по найму. Поэтому временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися  источников существования; 2)  невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков; 3) невозможность удовлетворительного социального обеспечения со стороны  церковных, коммунальных или общественных объединений или благотворительных организаций; 4) государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям современной экономики.

Государственная политика социального обеспечения в большинстве рыночно развитых стран мира в настоящее время - основополагающий фактор поддержания социальной стабильности, экономической защищенности граждан.

Становление современных форм и моделей государственной социальной поддержки произошло во второй половине XIX века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства.

Послевоенные десятилетия в развитых странах Запада отмечены значительным развитием государственного участия в социальном обеспечении населения. В это период сформировались основные национальные системы социального обеспечения.

Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственно­го регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике. Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступле­ния, что сузило возможность финансирования социальных программ.

Особенность социального обеспечения развитых странах заключается в том, что оно направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным здравоохранению и образованию.

В последние 40-50 лет объем выполняемых государством социальных функций заметно расширился за счет предоставления государством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов.

Экономико-правовой основой осуществления государственного регулирования социального обеспечения в США служат: «Закон о социальном обеспечении 1935 г.» с поправками и дополнениями, принятыми в последние годы, и «Закон о личной ответственности 1996 г.». Основная часть социальных расходов (или, по американской терминологии, расходов на «человеческие ресурсы») США приходится на регламентируемые федеральным законодательством программы пенсионного обеспечения, материального вспомоществования, помощи ветеранам, на получение или совершенствование образования или профессиональную подготовку и охрану здоровья.

Перераспределение средств через государственный бюджет, осуществляемое в нарастающих масштабах, является основой социальной поддержки американских граждан. Свыше 80 млн. американцев ежемесячно (или еженедельно) по закону получают пособия по государственным программам социального страхования и вспомоществования.

При всей несхожести практики европейских стран можно выделить три основных варианта социального обеспечения: модель Бисмарка, модель Бевериджа, шведская модель.

В настоящее время европейские национальные системы социального обеспечения сохраняют свою автономность, что в определенной степени тормозит процесс европейской интеграции. Несмотря на это, а также на то, что объединение рынков потенциально создает угрозу «социального демпинга», Евросоюз фиксирует в своих программных документах принцип сохранения уже достигнутых в тех или иных государствах-членах ЕС социальных стандартов.

Проводимые и планируемые в настоящее время реформы в сфере социального обеспечения зарубежных стран, в конечном счете, направлены на перераспределение ответственности между государством, социальными партнерами и частными лицами (застрахованными лицами и просто гражданами) в рамках системы социальной защиты в целом в условиях растущей конкуренции на мировом рынке, деструктуризации в сфере труда, а также изменений семейных структур. Проведение реформ осуществляется в направлении реструктуризации и установления более тесной связи между системами социального обеспечения и фактическими социальными нуждами; поиска новых источников финансирования; предоставления более широких возможностей для индивидуального выбора и, соответственно, большей индивидуальной ответственности в достижении самообеспечения.

Реформы, проводимые в соответствии с установлением более тесной связи с социальными потребностями, придают первостепенное значение целевым пособиям, т.е. тем, которые выделяются на основе проверки доходов или нуждаемости. Это можно осуществить путем ужесточения существующих условий получения минимальной пенсии или социальной помощи, например путем создания новых условий получения пособий, таких, как пособия по медицинскому обслуживанию, семейные пособия или компенсации в связи с потерей работы. Возможно это и путем отмены или ограничения традиционных универсальных пособий (гарантированные доходы или минимальные доходы для осуществления социальной интеграции).

При таком подходе масштаб социального обеспечения может быть уменьшен за счет категории лиц, которым обеспечивается эта социальная защита; за счет изменения уровня возмещения доходов или компенсации, а также путем постепенного перехода всех компонентов системы социальной защиты, функционирующей на принципах социального страхования, к системе, которая более напоминает социальную помощь.

На основании проведенного в дипломной работе анализа мы пришли к выводу, что в настоящее время в практике осуществления российской социальной политики просматривается тенденция к переходу к субсидиарной модели, для которой характерно оказание социальной поддержки только самым незащищенным группам граждан при усилении финансирования социальных программ за счет внебюджетных источников,  а также усилении доли личных средств в оплате социальных услуг. 

Данная практика при правильной ее реализации во многом отвечает положительным результатам, отражающим опыт зарубежных стран.


Литература

 

 

1.      Аверин А.Н. Социальная защита, социальное обеспечение и обслуживание населения // Народонаселение. 2002, № 4, С. 97-101.

2.      Айдарова А.К. Системная трансформация института социальной защиты населения.  Владикавказ, 2005.

3.      Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах Европейского союза // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №11.

4.      Антропов В.В. Система социального обеспечения во Франции: опыт и перспективы // Труд за рубежом.  2005. №2.

5.      Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. М.: Экономика, 2006.

6.      Васильев B.C. Федеральный бюджет и малоимущие слои населения США. М.: Наука, 1981.

7.      Венцимеров С. Собесовские штаты Америки //Социальное обеспечение. 2005, № 10, С.  36-39.

8.      Ветрова Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., 2005.

9.      Волобуев В.П. Бюджетная политика США в 80-90-е годы // МЭиМО, 2005, №12.

10. Гордиенко Е.Н. Право социального обеспечения. Ростов н/Д, 2008.

11. Законодательство зарубежных стран: Обзорная информация. Вып. 190. Законодательство о пенсиях по старости европейских стран / Цивилев Р.М., Брагинский М.И., Ковачев Д.А. и др. М.; Изд - во ВНИИСЗ, 2002.

12. Кассирова Е.П. США: кризис социальной политики. М.: Мысль, 1978.

13. Кириллова Н. Как помогают бедным в Америке // Соц. труд.  М., 1990, №8, С. 104-106.

14. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета. 2004.

15. Лебедева Л.Ф. Государственная политика социальной защиты населения в США // США. Канада. Экономика-политика-культура. 2005, № 2, С. 17-32.

16. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение: механизм регулирования. М.: Наука, 2000.

17. Лотар Витте. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? Статья из Интернет-ресурса Аналитического вестника Аналитического Управления Совета Федерации. Электронный ресурс: www.council.gov.ru.

18. Лютов А. А.  Положение ветеранов в США // США. Канада: экономика, политика, культура. 2004, № 4, С. 121 - 126.

19. Макушина Л.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Германии и роль государства в их разрешении. Статья из Интернет-ресурса Аналитического вестника Аналитического Управления Совета Федерации. Электронный ресурс: www.council.gov.ru.

20. Михалев И.В. Социальная модель государства: критерии выбора для России. Статья из Интернет-ресурса Аналитического вестника Аналитического Управления Совета Федерации. Электронный ресурс: www.council.gov.ru.

21. Модели социальной защиты в зарубежных странах: дайджест прессы / Электронный ресурс Гос. нац. б-ки КБР; cост. А.Т. Махиева; Ред. О.П. Герельчук. Нальчик, 2006.

22. Мошняга В. П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт: курс лекций: учеб. пособие. Ин-т молодежи. М.: Социум, 2000.

23. Осадчая И. Бюджетная политика государства на переломных этапах: опыт индустриально развитых стран // МЭиМО, 1995, №8.

24. Регионы России – 2006. Статистический сборник. М.: Госкомстат России 2007.

25. Роджерс М. Развитие социальной политики в отношении пожилых людей в Америке // Социальная работа с пожилыми в США: Сб. ст.: Пер. с англ. Тула, 2002. С. 11-24.

26. Роик В.Д.  Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России. Статья из Интернет-ресурса Аналитического вестника Аналитического Управления Совета Федерации. Электронный ресурс: www.council.gov.ru.

27. Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт / Сост. и ответ, ред. В.И.Жуков. М., 2003.

28. Соловьева Л.И. Социальное обеспечение в западных странах // МЭиМО, 2003, №3.

29. Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. М., 1992.

30. Социальное законодательство России и Великобритании: (cб. ст.) / Под ред. Левина М. И. и др. М.: Хризостом, 2000.

31. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. М.: МГСУ, 1994.

32. Социальное страхование и социальная защита. Женева, МОТ, 2004.

33. Тишин Е.В. Социальная защита и социальное обеспечение за рубежом. СПб., РАН, 2004.

34. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты : сравнит.-правовое исслед / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Под ред. Э. Б. Френкель. М.: Юристъ, 2002.

35. Хижный Э.К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. РАН. ИНИОН. 2006.

36. Цивилев Р.М. Социальное обеспечение в европейских странах // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. 2005. №4, С. 36-52.

37.     Цивилев Р.М. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике // МЭиМО, 1998, №10.

38. Черниченко А.Н. Особенности формирования социальной защиты населения в современной экономике России. М., 2004.

39. Чорбинский С.А. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр обще­человеческих ценностей, 1994.

40. Шамонаева И.И. Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения. М, 2006.

41. Шарин В. Социальная защита населения: зарубежные модели // Социальное обеспечение.  2005, № 18, 19.



Информация о работе Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах