Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. ..




Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6



Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22

2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22

2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32




Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43



Заключение 52




Литература 56

Файлы: 1 файл

Юзбекова Индира.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Хотя значение государственного вмешательства в сферу поддержки наиболее экономически уязвимых групп населения и ограничения их численности остается общепризнанным, в последнее время появляются и реализуются все новые идеи механизма и форм этого вмешательства.

В новых условиях меняется представление о формах и способах государственной поддержки, о соотношении государственных и рыночных сил в реализации программ социального обеспечения. Достижение сбалансированности внутриэкономической и социальной политики становится важнейшим условием повышения адаптационных возможностей национальной экономики в условиях неустойчивости экономического климата (в частности, мирового кризиса) и фундаментальных структурных сдвигов в мировом хозяйстве.

Диапазон страновых различий в масштабах социальных программ, формах их реализации и принципах управления очень широк. Но наиболее показательной и обнадеживающей тенденцией уходящего столетия стала повсеместная поддержка стабильности основных государственных программ социального обеспечения и мер, направленных на повышение их эффективности. Особую важность, с точки зрения перспектив международного развития, представляет рост понимания значимости социальных проблем и осознание необходимости многосторонней ответственности - государственных, частных, общественных структур, самих граждан - за их решение.

В настоящее время необходимость государственного вмешательства в социальную сферу уже не подвергается сомнению. Реализация государственных программ социального страхования и социальной помощи в развитых странах подтверждает тот факт, что государство способно помочь семьям и одиноким гражданам преодолеть трудности, связанные с объективно существующими рисками болезни, потери трудоспособности, снижения конкурентных позиций на рынке труда и т.п.

Становление современных форм и моделей государственной социальной поддержки произошло во второй половине XIX века в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентации общественного устройства. До этого периода, государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи (в основном пенсий) военнослужащим и государственным служащим [14, С. 65].

Основными формами социального обеспечения населения на доиндустриальном этапе были семейные, общинные, цеховые формы самоподдержки населения и церковная благотворительность, которые сначала XVII века дополнились страховыми кассами на случай болезни и инвалидности рабочих, организованными на добровольных началах, а также поддержкой (в рамках городского самоуправления) престарелых муниципальных служащих.

«Повернуться» к социальным проблемам государство заставили две причины [14, С. 79]:

- небывалое обнищание «пролетарского населения» (люмпенизация рабочего класса, усиление социальной напряженности, сопровождающееся открытыми протестами рабочих против сложившегося общественного порядка);

- осознание необходимости государственного регулирования условий воспроизводства населения.

Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни, трансформацией большой семьи в малую (в нуклеарную), а также становлением рабочего движения потребовали новой парадигмы социальной защиты, основывающейся на государственном регулировании вопросов найма работников, введения институциональных форм социального обеспечения престарелых, больных и инвалидов, а также семейной поддержки.

Великобритания – первая капиталистическая страна, которая в 80-е годах XVIII века ввела законодательное регулирование организации труда с помощью фабричного законодательства, а в 70-е годах ХIХ века приняла нормативные акты по обязательному страхованию отдельных категорий рабочих в случае утраты трудоспособности на производстве. Начиная с 60-х годов XIX века, аналогичные виды фабричного законодательства формируются и в других западноевропейских странах – Германии, Франции, Австрии, а с 80-х годов - и в России.

Таким образом, специализация, разделение и кооперация труда индустриального производства потребовали наряду с высокой трудовой дисциплиной создания условий для зарабатывания приемлемой по уровню заработной платы наемных работников и формирования развитых систем социального обеспечения. Внимание к этим двум вопросам было предопределено необходимостью социальных стандартов, связанных с доходами населения, учитывая, что материальной основой жизнедеятельности людей является заработная плата (для текущего потребления) и социальное страхование (как форма резервируемой заработной платы на случаи наступления социальных рисков).

Учитывая, что социальное обеспечение – по существу, превращенная форма распределения произведенного продукта, и то, что по поводу социальной справедливости позиции работодателей и работников, как правило, расходятся, возникла настоятельная необходимость в регулируемых государством институтах в сфере доходов населения (заработная плата и социальная защита).

Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.) [19, С. 53].

Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль – с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социального обеспечения работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи [19, С. 63].

С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

Послевоенные десятилетия в развитых странах Запада отмечены значительным развитием государственного участия в социальном обеспечении населения, так как еще 30-е годы прошлого столетия ознаменовались возрастанием роли экономической теории в обосновании, разработке политики государственного регулирования социально-экономических процессов. С обоснованием роли государства в экономике и развитии общества выступил Дж.Кейнс, сформулировавший в своей главной работе «Общая теория занятости, процента и денег» основные методы экономического регулирования и утверждавший, что «расширение функций правительства - это единственно практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и... условие успешного функционирования индивидуальной инициативы» [16].

Существенный вклад в определение роли государства в сфере регулирования социальной поддержки и защиты населения внесли работы английского ученого Уильяма Генри Бевериджа. В 40-х годах прошлого века он возглавлял комиссию, в доклад которой на тему «Государственная система социальной защиты», представленном парламенту и правительству страны в 1942 году, были фактически заложены основы современной социальной политики в Великобритании. У. Беверидж исходил из необходимости наделения государства полномочиями по регулированию социальных процессов в обществе на принципах всеобщности и единообразии. Другими словами, одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращения массовой безработицы, а также равнодоступности бесплатной медицинской помощи и образования [29].

Следует отметить, что на взгляды У. Бевериджа оказали существенное влияние идеи О.Бисмарка об обязательном характере социального страхования, а также практическое решение вопросов государственного регулирования социальной сферы в СССР (бесплатное здравоохранение и образование).

Исходя из этих рекомендаций, в 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения (таблица 1), функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы и уровня жизни населения.

Если перед Первой мировой войной социальные расходы в большинстве  европейских стран не превышали 1,5% ВВП, то к середине 50-х годов ХХ века они составили во многих крупных европейских странах 13% ВВП, в США 7% ВВП, а в Германии они превысили 18% ВВП [33].

Таким образом, период с 80-х годов XIX века до середины ХХ века можно определить как первый этап формирования активной государственной социальной политики, определяющей характеристикой которой явилось создание национальных систем социальной защиты.

В этом контексте знаковым событием стало создание в 1918 г. Международной организации труда (МОТ).

Таблица 1

Введение государственных институтов социального страхования и обеспечения

Виды социального страхования и обеспечения

Германия

Велико-британия

Швеция

Франция

Италия

США

Канада

Страхование от несчастных случаев на производстве

1884 г.

1906 г.

1901 г.

1946 г.

1898 г.

1930 г.

1930 г.

Социальное страхование в связи с болезнью

1883 г.

1911 г.

1910 г.

1930 г.

1943 г.

-

1971 г.

Пенсионное страхование и обеспечение

1889 г.

1908 г.

1913 г.

1910 г.

1919 г.

1935 г.

1927 г.

Страхование от безработицы

1927 г.

1911 г.

1934 г.

1967 г.

19919 г.

1935 г.

1940 г.

Семейные пособия

1954 г.

1945 г.

1947 г.

1932 г.

1936 г.

-

1944 г.

Медицинское страхование либо предоставление бесплатной медицинской помощи

1880 г.

1948 г.

1962 г.

1945 г.

1945 г.

-

1972 г.


 

В числе ее важнейших уставных функций - разработка и установление международных стандартов в области социальной защиты, которая реализуется путем принятия соответствующих конвенций и рекомендаций. Так, на основе обобщения опыта, накопленного странами, и базовых положений доклада У. Бевериджа были подготовлены и приняты два важнейших международно-правовых акта МОТ – Рекомендация №67 (1944 г.) «О сохранении дохода» и Конвенция № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения», которые заложили доктринальные основы развития национальных систем социального обеспечения [40].

Говоря о становлении американской системы государственных гарантий в сфере социальной защиты населения, в первую очередь, необходимо отметить Закон о социальном обеспечении 1935 г. (впервые в истории США предусматривал социальное обеспечение в случае основных рисков того времени - отсутствие источников дохода у пожилых граждан и безработицы, а также государственную помощь престарелым, нетрудоспособным и детям из нуждающихся семей) [25]. Данный законодательный акт стал исторической вехой американского социального законодательства и основой развития государственного социального обеспечения в Соединенных Штатах. Само принятие этого закона произошло под влиянием окончившегося экономического кризиса, когда администрация Ф. Рузвельта обратилась к широкомасштабному государственному социально-экономическому регулированию.

Впоследствии менялось соотношение между видами социального обеспечения, основанными на страховании, и имеющими в основе исключительно государственное финансирование; между социальными программами, адресованными разным группам населения в зависимости от их возраста, пола, трудоспособности, занятости; менялись приоритеты бюджетного финансирования, перераспределялись полномочия разных уровней власти; закон 1935 г. дополнялся многочисленными поправками, но остался правовым фундаментом государственного социального обеспечения.

Формирование современной социальной политики в промышленно развитых странах происходило сначала 60-х годов ХХ столетия. Большинство исследователей связывают этот факт с высокой динамикой преобразований экономического и общественного устройства, которые происходили под воздействием научно-технической революции и изменения содержания труда. Знания и профессиональная квалификация работника превратились в наиболее важный фактор производства, что получило свое выражение в ряде теорий: человеческого капитала, качества жизни и качества трудовой жизни.

Природа государственного социального обеспечения в условиях развитого индустриального общества, по мнению финского ученого П. Кууси, меняется: если прежде она преследовала цель защиты лишь «слабых» и «нуждающихся», то теперь она ориентируется на всю нацию и превратилась в «национальное достояние» [15, С. 47].

Информация о работе Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах