Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа
В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.
Введение……………………………………………………………………………. ..
Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6
Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22
2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22
2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32
Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43
Заключение 52
Литература 56
Действительно, модель государства с развитой системой социального обеспечения и социальной защиты населения эволюционирует, преобразуясь в модель государства высокого качества жизни населения или, как его официально провозгласили в конституциях ряда стран, – в «социальное государство» или «государство всеобщего благосостояния». При этом данные категории трактуются западными учеными с позиции выполнения государством комплекса социально-защитных функций, ответственности правительства за обеспечение основных социальных нужд граждан, включая создание условий для развития гражданского общества.
Отечественные ученые категорию «государство всеобщего благосостояния» определяют с позиции справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества, а понятие «социальное государство» рассматривают как «правовое демократичное государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержания неимущих и малоимущих слоев населения» [2].
Анализ существующих экономических характеристик данной модели государства в развитых странах свидетельствует о том, что в число его базовых функций входит регулирования доходов населения и создания предпосылок для высокого качества жизни. В этой связи к устоявшимся характеристикам социальной модели государства относятся [20]:
- высокие расходы общества на заработную плату (40-60% ВВП);
- сбалансированные системы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую их дифференциацию между богатыми и бедными;
- развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП;
- существенная доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП).
Особенность социального обеспечения развитых странах заключается в том, что оно направлена не просто на защиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью, инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального и социального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальной поддержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданам доступа к качественным здравоохранению и образованию.
В последние 40-50 лет объем выполняемых государством социальных функций заметно расширился за счет предоставления государством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализация программ реабилитации отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий населения и регионов.
С этой целью государство активно использует бюджетное финансирование социальных программ, принимает всесторонние меры по развитию институтов обязательного, добровольного социального и личного страхования, становится центральным субъектом по исполнению социальных функций в обществе.
Если в начале 50-х годов XX века расходы на государственные социальные программы (социальное страхование и обеспечение) в большинстве западных стран составляли около 7-10% ВВП, то в течение 60-х – 90-х годов они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышало темпы роста ВВП. За период с 1960 по 1987 год в Великобритании они повысились в 2,75 раза, в США - в 3,73 раза, во Франции - в 4,6 раза, в Швеции - в 5,1 раза и в Японии в 12,84 раза. К середине 70-х годов на их долю приходилось от 20% ВВП (Япония и США) до 30% ВВП (в ряде стран Евросоюза) [26].
В Германии в 2005 году общие социальные расходы (так называемый «социальный бюджет») достигли астрономической величины - 1,27 трлн. марок (что равняется десяти годовым федеральным бюджетам Российской Федерации), или 33,5% ВВП.
При этом за последние 50 лет национальные системы социального обеспечения передовых стран были дополнены государственным регулированием рынка труда, государственными программами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счет бюджетных средств. Так, на конец 2005 г. государственные расходы на образование в развитых странах составляли 5-8% ВВП, на здравоохранение – 6-8% ВВП, а в целом государственные социальные трансферты были равны: 28% ВВП во Франции, 25% - в Италии, 21% - в Германии и Швеции, 16% - в Великобритании, США и Японии [26].
Главным источником финансирования систем социального обеспечения во всех странах являются социальные взносы предпринимателей (работодателей), застрахованных работников, бюджетное финансирование. Ставки взносов по основным программам социального обеспечения по старости, инвалидности, потери кормильца существенно различаются по странам: от 5% - в Канаде, 9,6% - в Швейцарии, 12,4% - в США, до 20% - в Швеции, 22% - в Нидерландах, 28% - в Италии.
Как отмечает в этой связи А.Н. Аверин, в качестве устойчивых признаков социального государства выступают [1]:
- доступность социальной поддержки для всех членов общества;
- правовая природа социальной политики;
- наличие системы бюджетных выплат;
- наличие государственных структур социальной защиты;
- принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.
Таким образом, период с середины ХХ века до 1990-х годов можно определить как второй этап формирования активной политики государства в сфере социального обеспечения. В это время государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества. Достаточно отметить, что государственные социальные трансферты сегодня охватывают подавляющее большинство - от 50 до 90% населения развитых стран. В среднем по Европейскому Союзу этот показатель составляет 73%. Именно государство несет в развитых странах основную ответственность за финансирование социальной сферы.
В этот же период государство ввело в значительных объемах бюджетное финансирование социальных программ, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе и активизировало деятельность других социальных субъектов с помощью предоставления различных преференций по добровольному пенсионному и медицинскому страхованию.
Этот факт общественного развития свидетельствует о том, что включение государства в реализацию социальных функций общества не есть результат развития какой-либо отдельной страны, а итог цивилизационного развития мира, осознания ценности человека, понимания общественной потребности в обеспечении определенного уровня образования, состояния здоровья, продолжительности жизни населения.
С конца 90-х годов XX века нарастает критика социального государства и государства всеобщего благоденствия. Это связано с рядом причин: экономическим грузом социальных обязательств государства, который составляет по большинству западноевропейских стран около трети ВВП и демографическими проблемами («старение общества»). Например, в Германии к 2015 году немецкое общество окажется самым старым в мире: половина граждан будет старше 50 лет [19].
Еще одной причиной «эрозии» социального государства называют переход от индустриального к постиндустриальному обществу сервиса и знаний. Уменьшается доля «простых» рабочих мест, а новые (более сложные) требуют от персонала высокой профессиональной подготовки и гибкости, частой смены места работы, что сопровождается возникновением серьезных различий между группами работающих по интенсивности и продолжительности труда, его творческому компоненту, по размерам заработной платы, а также по частоте и видам социальных рисков. Это сопряжено с разрушением прежних (еще недавно приемлемых) механизмов оценок и прогнозирования рисков (самой «культуры солидарности») и приводит к повышению индивидуализации форм социального обеспечения такого персонала. На смену массовым индустриальным видам профессиональной деятельности, для которых были применимы усредненные вероятностные характеристики социальных рисков приходит узкоспециализированный труд, требующий более точного учета специфики рисков профессиональной деятельности [17].
В докладе ЕС (1993 г.) «Социальная защита в Европе» отмечается, что сегодня под угрозой оказывается одна из основополагающих догм государства всеобщего благосостояния, связанная с универсальностью пособий. В этой связи усиливается внимание к целенаправленному предоставлению пособий наиболее нуждающимся. В качестве мер корректировки социального обеспечения во многих странах развернулся поиск новых соотношений базовых принципов социальной политики, таких размеров и форм социальных гарантий, которые не подавляли бы стимулы к трудовой деятельности, не сдерживали бы рост экономики и эффективности [28].
Социальная составляющая государственных расходов реализуется более рационально. Примечательно, что социальные бюджеты в большинстве стран, несмотря на проведенную «ревизию», растут в абсолютных размерах, а во многих случаях и в относительных (таблицу 2) поскольку прежние, даже пересмотренные обязательства государства существенно дополняются целым рядом новых, связанных с такими явлениями как старение населения, переход на непрерывное образование, рост безработицы, расширение миграционных потоков, неустойчивость семьи и т.д.
Страны | 1980 г. | 1990 г. | 2005 г. |
Германия | 20,5 | 22,8 | 22,0 |
Франция | 23,2 | 26,4 | 28,2 |
Италия | 18,4 | 22,3 | 22,7 |
Великобритания | 13,9 | 15,0 | 16,8 |
Швеция | 23,2 | 24,0 | 28,1 |
США | 11,9 | 12,4 | 13,9 |
Япония | 12,0 | 12,9 | 17,6 |
Россия | 26,0 | 17,0 | 12,7 |
При этом проявляется тенденция к сближению некогда сильно различавшихся моделей социальной политики: в странах с либеральными моделями (США, Канаде, Австралии, Японии, Корее), где уровень социальных гарантий сравнительно низок, социальная составляющая усиливается; в других – намечается обратное движение.
Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения
2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США
Современный механизм государственного регулирования социального обеспечения населения в США складывался в течение десятилетий по мере возрастания потребностей населения в государственной поддержке и усилении социально-экономических функций государства, и охватывает экономико-правовое регулирование, определение форм социального обеспечения и источников их финансирования, утверждение программ социального обеспечения, инструментов контроля за их реализацией.
Выше мы уже отмечали, что государственной экономико-правовой основой осуществления социальной политики правительственных органов США служат: «Закон о социальном обеспечении 1935 г.» с поправками и дополнениями, принятыми в последние годы, и «Закон о личной ответственности 1996 г.». По мере эволюции социальной политики эти государственные акты периодически корректируются и включают новые положения, отражающие динамику и направление развития социальных функций американского государства конца XX века. В развитие их принимается соответствующее внутриведомственное регулирование, кодифицированное в «Своде Федерального регулирования США». Основные направления социальной политики государства осуществляют такие федеральные ведомства, как Администрация по делам ветеранов, Министерство здравоохранения и социальных услуг, Министерство труда, Министерство образования, Министерство сельского хозяйства, Министерство жилищного строительства и городского развития [15, С. 18].
За прошедшие десятилетия своего существования социальное обеспечение населения в США стало важнейшим направлением социально-экономической деятельности государства на федеральном уровне, на уровне штатов и местных органов власти. Эта экономическая стратегия включает широкий круг задач, а именно: определение приоритетов социальной политики и основных социальных нормативов, разработку механизмов их реализации, обеспечение правового базиса и принципов государственных гарантий в сфере труда и социального обеспечения, широкое использование бюджетного механизма для финансирования социальных программ, перераспределения средств между различными по доходу, возрасту, трудоспособности, наличию иждивенцев группами населения и стимулирования социальной ответственности негосударственных структур, а также каждого гражданина за самообеспечение себя и своей семьи. Наконец, сюда также входят такие цели, как совершенствование организационно-