Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. ..




Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6



Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22

2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22

2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32




Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43



Заключение 52




Литература 56

Файлы: 1 файл

Юзбекова Индира.doc

— 427.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет активизация международного сотрудничества в сфере социального обеспечения. В США основные функции по осуществлению международных связей в сфере социального обеспечения возлагаются на Управление по развитию служб и международных отношений в Министерстве здравоохранения и социальных услуг. В рамках этого управления разрабатываются направления развития, связанные с международными проблемами в отношении пожилых людей, семьи, детского социального обеспечения, служб молодежи, а также с общими вопросами социального развития.

Проведение совместных исследований развития социального обеспечения в условиях глобализации экономики позволяет выявить общие для всех стран его функциональные элементы, роль программ социального обеспечения в национальном развитии, наиболее эффективные механизмы социальных гарантий.

Итогом первой международной конференции на уровне министров по социальному обеспечению, состоявшейся в 1968 году, стали решения, поддерживающие превентивную направленность соответствующих программ. Был одобрен тезис об обязанности правительства гарантировать их доступность для всей нации. Особо отмечалось, что система социальных услуг в сельской местности и программы в рамках общин, не смогли пока обеспечить тот объем социальной помощи, который ранее обеспечивала расширенная семья. В качестве приоритетных направлений были выделены обучение и подготовка руководящих кадров для проведения исследовательских работ, организации планирования и управления в области социального обеспечения [8].

Со времени первой международной конференции на уровне министров концепция социального обеспечения претерпела серьезные изменения. Произошла переориентация программ от оказания помощи в традиционных формах к содействию развития возможностей каждого человека, а также групп населения. Новый подход нашел выражение в акценте на развитие человеческого потенциала, соответствие социального обеспечения потребностям всех слоев населения, реализации человеческих способностей через активное участие личности в жизни общества.

Человеческие ресурсы были признаны ключевым фактором развития национальной экономики. Этот подход стал основой оценки программ социального обеспечения на международном уровне.

Основная часть социальных расходов (или, по американской терминологии, расходов на «человеческие ресурсы») США приходится на регламентируемые федеральным законодательством программы пенсионного обеспечения, материального вспомоществования, помощи ветеранам, на получение или совершенствование образования или профессиональную подготовку и охрану здоровья.

Ассигнования на программы социального обеспечения выделяются преимущественно по шести статьям расходной части федерального бюджета: «пенсионное обеспечение в рамках ОФП (общая федеральная программа)»; «поддержание доходов»; «медицинское страхование Медикэр»; «здравоохранение»; «образование, профессиональная подготовка, социальные услуги»; «помощь ветеранам». Кроме того, по статье «национальная оборона» предусматриваются ассигнования на семейное жилье для военнослужащих [9].

Основными элементами системы социального обеспечения в США являются социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование.

В настоящее время к основным программам социального страхования относятся [16]:

• Общая федеральная программа (Old-age, Survivors, and Disability Insurance -OASDI).

• Программы медицинского страхования (Medicare).

• Программы страхования безработицы (Unemployment Insurance Programs)

•Программы компенсации производственного травматизма (Worker's Compensation Programs).

•Программы страхования государственных служащих (Public Employee Retirement).

• Программа    страхования    железнодорожников    (Railroad Retirement).

• Программа страхования шахтеров «черное легкое» («В1аск Lung»).

  •Программы страхования по временной нетрудоспособности (Temporary Disability Benefits).

К основным программам вспомоществования относятся [16]:

Программы денежной помощи:

• Программа дополнительного гарантированного дохода (Supplemental Security Income - SSI).

• Временная помощь нуждающимся семьям с детьми (Temporary Assistance to Needy Families with Children).

• Программа общей помощи (General Assistance - non Medical).

• Пенсии ветеранам и их иждивенцам (Pensions for Needy Veterans, their Dependents, and Survivors).

Программы медицинской помощи:

• «Медикейд» (Medicaid).

•Общая помощь (General Assistance - Medical).

•Медицинская помощь ветеранам (Medical Саге for Veterans).

•Медицинская помощь индейцам (Indian Health Service).

Программы продовольственной помощи:

• «Продовольственные талоны» (Food Stamps).

• Школьные завтраки (School Lunches).

• Дополнительная продовольственная помощь матерям, имеющим маленьких и грудных детей (Supplemental Food Program for Woman, Infants, and Children).

• Программа обеспечения продовольствием детей в летнее время (Summer Food Service Program for Children).

• Дополнительная продовольственная помощь (Commodity Supplemental Food Program).

• Специальная программа обеспечения молоком (Special Milk Program).

Программы жилищной помощи:

• Помощь нуждающимся в получении нового жилья (Low-Income Housing Assistance).

• Предоставление дешевого государственного жилья (Low-Rent Public House).

• Программа помощи в оплате электроэнергии (Low-Income Home Energy Assistance).

Программы помощи в получении образования:

• Помощь в получении работы, переквалификации (Jobs and Training Aid).

Перераспределение средств через государственный бюджет, осуществляемое в нарастающих масштабах, является основой социальной поддержки американских граждан. Из 268 млн. американцев лица 65 лет и старше составляют сейчас около 34 млн. человек, из них 17 млн. человек - 75 лет и старше. Кроме того, в стране насчитывается около 30 млн. человек, нуждающихся в государственной поддержке в связи с инвалидностью, не связанной с производственной травмой; 2 млн. нетрудоспособных ветеранов, около 7 млн. безработных, а также около 8 млн. домохозяйств с женщиной во главе и с детьми до 18 лет, представляющих собой группу риска с точки зрения экономической самостоятельности. При отсутствии государственной системы социального обеспечения 56 млн. человек находились бы в настоящее время за чертой бедности (по американским стандартам). Благодаря государственным трансфертам 20 млн. из них имеют доход выше черты бедности. Свыше 80 млн. американцев ежемесячно (или еженедельно) по закону получают пособия по государственным программам социального страхования и вспомоществования [29].

 

Таблица 3

Уровень государственных гарантий социального обеспечения, в сравнении с годовым    доходом, соответствующим черте бедности

 

Показатели / годы

2005 г.

1990 г.

1980 г.

Годовой доход, соответствующий черте бедности

 

 

 

- для лиц до 65 лет

8163

7086

4290

- для лиц 65 лет и старше

7525

6532

3949

- для домохозяйства из двух человек с главой до 65 лет

10564

8794

5537

- для домохозяйств из двух человек с главой 65 лет и старше

9491

7905

4983

Среднемесячные размеры государственной пенсии по возрасту в рамках ОФП для застрахованного работника

745

603

341

с женой на иждивении

1262

1027

567

Среднемесячные размеры пенсии федеральным гражданским служащим

1749

1369

992

Средненедельные размеры пособий по безработице

190

162

100

Среднемесячные размеры пособий в рамках дополнительного гарантированного дохода нетрудоспособным инвалидам

391

337

198

Среднемесячные размеры

пособий в рамках

временной помощи

нуждающимся семьям

383

392

288

 

Усиление роли вышеприведенных программ социального обеспечения прослеживается и в рамках «социального» бюджета. Даже в период падения темпов роста социальных расходов в 80-е годы эти программы были затронуты сокращением в наименьшей степени, что можно увидеть из данных таблицы 4.

 

Таблица 4

Доля расходов на социальные программы в общем объеме государственных расходов США, %

Годы

Расходы на социальные программы  в общем объеме государствен­ных расходов

Федеральные расходы на социальные программы в общем объеме федеральных расходов

Расходы на социальные программы  в общих расходах штатов и местных органов власти

1935

48,6

49,4

47,7

1940

49,0

40,4

57,3

1950

37,6

26,2

60,1

1960

38,0

28,1

58,3

1970

47,0

40,0

62,0

1980

57,2

54,4

62,9

1985

52,2

48,7

59,9

1990

58,1

51,4

73,5

1995

66,7

60,0

81,3

2000

64,5

57,4

80,4

2005

67,5

60,2

83,6

 

 

Основной программой социального обеспечения в США является Общая федеральная программа, объединившая в 1956 г. страхование по возрасту (учрежденное в 1935 г.), на случай потери кормильца (1939 г.), социальное обеспечение по инвалидности, не связанной с производственной травмой (1956г.) [39].

Служащие федерального правительства, государственные служащие на уровне штатов и муниципальных органов власти, военнослужащие и ветераны войны, работники железнодорожного транспорта имеют свои программы социального страхования и социального обеспечения.

Закон 1935 г. предусматривал пенсии по старости для лиц, достигших пенсионного возраста, и пособия их иждивенцам. Однако иждивенцы застрахованного работника по найму могли получить лишь единовременное пособие. В 1939г., в результате принятия поправки к указанному закону, право на ежемесячные пособия получили вдовы и дети умерших. В последующие годы круг получателей был расширен. В 1966 г. лица в возрасте 65 лет и старше, получившие право на пенсию по старости и в рамках ОФП и выплачивающие определенную страховую сумму в счет медицинского обслуживания, стали пользователями программы медицинского страхования «Медикэр». В 1973 г. эта программа была распространена на инвалидов [39].

Закон о социальном обеспечении по инвалидности, не связанный с несчастным случаем на производстве, был принят в 1956 г. На пособие имеет право застрахованный инвалид до 65 лет. Если он имеет  необходимый трудовой стаж, то право на пособие распространяется на его иждивенцев. По достижении пенсионного возраста пенсия по инвалидности заменяется пенсией по старости.

Социальное обеспечение по временной нетрудоспособности остается наименее распространенным видом государственного социального обеспечения в Америке. В масштабе страны программа страхования по временней нетрудоспособности учреждена только для железнодорожников (с 1947 г.).

Законы государственного страхования по временной нетрудоспособности действуют в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Род-Айленд, Калифорния, а также на Гавайях и в Пуэрто-Рико. Однако сфера их действия очень ограничена. Обычно они не распространяются на служащих бесприбыльных учреждений, правительственных служащих, домашнюю прислугу. В некоторых штатах этим видом страхования выборочно охвачены отдельные категории служащих, например, в штате Род-Айленд - служащие медицинских учреждений [22].

Финансирование страхования по временной нетрудоспособности осуществляется преимущественно за счет взносов самих трудящихся. Для получения пособия в случае болезни застрахованный должен отработать около 20 недель в течение года и заработать определенный минимум заработной платы.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования социального обеспечения в зарубежных странах