Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:32, дипломная работа
В 21 в. социальное обеспечение в зарубежных странах претерпевает фундаментальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизации одиночного родительства заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан. Период 90-х годов XX столетия отмечен структурно качественными сдвигами в сфере социального обеспечения, которые требуют принципиальной оценки.
Введение……………………………………………………………………………. ..
Глава 1. анализ эволюции системы государственных гарантий социального обеспечения в зарубежных странах 6
Глава 2. механизмы государственного регулирования американской и европейской систем социального обеспечения.. 22
2.1 Социальные программы, социальное страхование и государственное вспомоществование как основные элементы системы социального обеспечения в США 22
2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах 32
Глава 3. Перспективы использования зарубежного опыта государственного регулирования социального обеспечения В современной России.........................................................................................................43
Заключение 52
Литература 56
Однако зависимость выполнения обязательств перед пенсионерами от текущих налоговых поступлений в условиях постарения населения и уменьшения соотношения числа тех, кто платит налоги, к числу получателей, делает государственную систему пенсионного страхования уязвимой с финансовой точки зрения.
Государственные гарантии материального обеспечения и медицинского обслуживания престарелых, включая долговременный уход, помощь в поиске и сохранении рабочего места при желании и способности трудиться после выхода на пенсию, разнообразные налоговые льготы, а также государственные пособия нуждающимся, способствовали упрочению экономической независимости американских граждан, прежде всего пенсионного возраста.
Выделение ассигнований на социальные программы в течение шести десятилетий не всегда отличалось последовательностью, а их реализация - ожидаемой эффективностью. Но, несмотря на ограничивающие сферу их воздействия коррективы, особенно в 80-е - 90-е годы; несмотря на продолжающееся реформирование социальных программ и возрождение идей самореализации, основная структура социального обеспечения в пострузвельтовскую эпоху сохранила свое значение и потенциал дальнейшего развития. Это отнюдь не исключает переосмысления социальных приоритетов, а также изменений в направлениях и формах участия государства в развитии социального обеспечения [9].
Расширение роли государства в решении проблем социального обеспечения нашло выражение как в увеличении масштабов финансирования социальных программ, в корректировке их законодательных основ, так и в определении основных социальных приоритетов, в разработке и внедрении мер, стимулирующих развитие социальных программ частного сектора, личную ответственность трудоспособных граждан за самообеспечение себя и своей семьи.
Негосударственные субъекты, заинтересованные в стабильном функционировании экономики и общества в целом, способствуют расширению традиционных мер социальной политики, более полному и всестороннему учету региональных потребностей населения в поддержке. Широкое развитие в США получили, в частности, социальные программы на уровне предприятий, объединений, компаний, которые способствуют развитию новых форм и видов социальных услуг. Охватывая не только работников, но и членов их семей, они тем самым облегчают давление нерешенных социальных проблем на государственный бюджет.
В середине 90-х годов частными программами социального обеспечения был охвачен 91% работников, медицинским обеспечения - 82%, пенсионным обеспечения - 48%. В значительно меньшей степени распространены программы предоставления оплаченных отпусков по уходу за ребенком (3%).
Среди основных мер, рекомендованных в результате проведенного Институтом проблем семьи и работы общенационального исследования изменений в рабочей силе («American Workplace», September 2002), - усиление внимания к предоставлению компаниями своим работникам различного рода льгот, способствующих оптимальному сочетанию трудовой и личной жизни. Исследование выявило, что работники 21 века отдают предпочтение таким видам льгот, как отпуск по уходу за членами семьи, а также возможность работать по гибкому трудовому графику, или на дому. Почти половина опрошенных склонна в большей степени использовать эти льготы в обмен на традиционные, связанные с различными видами страхования [8].
Отличительная особенность современных социальных программ на уровне предприятий - их свободный выбор. Если раньше предлагался набор льгот и услуг в «пакете», заранее сформированном, то в последнее время такие пакеты вытесняются «гибкими» программами, предоставляющими свободу выбора тех или иных выплат, услуг в зависимости от состояния здоровья, интересов, семейного положения каждого члена трудового коллектива.
Система гибких программ, или, как ее еще называют, «планы кафетерия», предоставляет право получения льгот в форме социальных услуг или денежного эквивалента - по выбору. При этом работник выбирает как перечень льгот, так и степень участия в каждой программе. Так имеющие маленьких детей или престарелых родственников, нуждающихся в уходе, зачастую предпочитают соответствующие программы; другие отдают предпочтение различным формам страхования, льготному приобретению акций и пр. Работник может выбрать и такой вариант, при котором получает значительную часть причитающихся ему пособий в денежной форме.
Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, вызовы демографического характера, в перспективе будут способствовать расширению роли социальных программ на уровне предприятий для обеспечения социальной и экономической безопасности граждан в рамках многосторонней ответственности государства, частного бизнеса, общественных структур.
Однако это отнюдь не означает «свертывания» роли государства в социальном обеспечении. Современные вызовы государствам требуют не сокращения их деятельности, а повышения ее эффективности. При этом роль государства как координатора, стимулирующего активность частного сектора и отдельных лиц, возрастает.
2.2 Сравнительный анализ основных направлений социального обеспечения в европейских государствах
Система социального обеспечения в современной Европе не была бы целостной без общеевропейского нормативно-правового поля, представленного рядом чрезвычайно важных юридических документов. К таковым мы относим следующие правовые акты [11]:
• Европейская конвенция по социальному обеспечению. Она содержит четыре основных принципа: равенство в обращении, единообразие в применении законодательства, сохранение прав и выплата пособий за рубежом. Конвенция охватывает все сферы законодательства, имеющие отношение к следующим сферам социальной защищенности: болезнь и пособия по случаю рождения ребенка, пособие по инвалидности или старости и в случае потери кормильца, пособия в связи с получением производственных травм и по болезни, в случае смерти, по безработице и для поддержки членов семьи.
• Европейская конвенция по социальной и медицинской помощи. Документ содержит положение о равном отношении к людям. Каждое подписавшее ее государство взяло на себя обязательство обеспечить граждан другого государства-участника данной конвенции, которые находятся на законных основаниях на его территории, такой же социальной и медицинской помощью, как и о своих собственных граждан.
• Европейская конвенция о правовом статусе рабочих мигрантов. Она устанавливает принцип равенства правового положения местных рабочих и мигрантов, гарантирует право семей на воссоединение. Контроль за ее применением осуществляет консультативный комитет.
• Улучшение системы социальной безопасности. Совет Европы проанализировал примеры новых подходов государств–членов в сфере социальной безопасности. Это было сделано в целях достижения лучшего понимания проблем, с которыми сталкиваются страны при применении своих национальных систем социального обеспечения. Доклады о проведенном анализе были опубликованы в специальной книге.
• Социальная защищенность людей, зависящих от посторонней помощи. Совет Европы занимается изучением различных аспектов проблемы ожидаемой продолжительности жизни в Европе и связанным с этим возрастанием расходов в социальной сфере. Другая область изучения – зависимость людей от посторонней помощи, где Совет Европы ставит перед собой цель улучшения социальной защищенности посторонних людей или зависящих от посторонней помощи лиц, а также людей, оказывающим им помощь.
• Политика в области повышения занятости. Одним из ключевых элементов стратегии Совета Европы в сфере социальной сплоченности является облегчение получения работы для тех граждан государств–членов Организации, которые не трудоустроены и находятся в поиске работы. Комитет экспертов по содействию получения рабочего места занимается рассмотрением ситуаций в сфере переподготовки людей, эффективного партнерства между частным и государственными секторами экономики, а также по решению проблем занятости. Им было принято решение о сборе положительных примеров в этих областях с целью подготовки рекомендаций по борьбе с безработицей в долгосрочном плане с упором на ситуацию в странах Центральной и Восточной Европы путем выдвижения инициатив на местном уровне. Другие проекты Организации концентрируются на поддержке не дискриминационного подхода к найму служащих в рамках национальных служб занятости.
• Социальная политика в городах. С 1997 г. Совет Европы проводит изучение инновационных подходов к социальной сфере в городах. Составив список из 50 проектов, сеть национальных корреспондентов провела изучение социальных и политических проблем, с которыми в наши дни сталкиваются европейские города, а также наметила пути их решения. Одной из целей данного проекта является распространение положительного опыта работы муниципальных органов власти в сфере социального обеспечения в европейских городах.
• Программа для детей. Начатая в 1998г. программа для детей затрагивает разные проблемы детства и включает в себя деятельность Европейского форума по детям, проведение семинаров и встреч групп экспертов. Была рассмотрена ситуация с положением детей в Албании и Косово, обсуждалась система социальной поддержки детей и их пребывания в детсадах и школах, проблематика сексуального надругательства и эксплуатации, а также беспризорных детей. Были выработаны предложения и рекомендации с упором на права ребенка.
• Интеграция инвалидов. Целью Совета Европы является разработка последовательной политики для инвалидов с особым акцентом на их медицинскую реабилитацию, социальную интеграцию и участие в общественной жизни. Совет Европы разработал типовую модель программы, основанную на одновременном применении двух принципов: принципа полноценного гражданства и независимого проживания. Он способствовал ее внедрению на европейском уровне как основы для законодательства реформ на национальном уровне и базы для нескольких начинаний на уровне Европейского Союза. Целью подобной политики является устранение барьеров к интеграции, независимо от того, что лежит в их основе: психология, образование, унаследованные от семьи предрассудки, культура, социальные, профессиональные или финансовые причины.
Сколь бы ни были многообразными модели социального обеспечения европейских государств, их можно сгруппировать по определенным видам. Широко известна, например, классификация, предложенная английским социологом Г. Эспином Андерсеном [28]:
• неолиберальная (англо-американская или англо-саксонсонская) модель, основанная на социальной поддержке уязвимых слоев общества, которая реализуется посредством института социальной помощи; государственные меры сводятся к установлению невысоких единых тарифных ставок в области пенсионного страхования; распределение материальных благ близко к тому, что обеспечивает рынок, Такого рода модель государственной социальной политики характерна для Великобритании, США, Канады и Австралии;
• консервативно-
• социально-демократическая (скандинавская) модель. Государство представляет всем гражданам широкий круг гарантий, льгот и социальной поддержки в рамках государственного социального обеспечения с высоким уровнем дотаций семейных бюджетов; субсидируется сфера государственных социальных услуг; устанавливаются высокие налоговые ставки на предпринимательский доход и подоходный налог. В группу стран, чья социальная политика отвечает данной модели, входят Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия.
По мнению немецкого политика Лотара Витте, общеевропейская социальная модель предполагает общность действий государства и гражданского общества, направленных на то, чтобы для всех граждан обеспечивалось удовлетворение (основных) материальных потребностей, участие в жизни общества, усиление социальной сплоченности [17].
Во всех европейских странах система социального обеспечения многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.
Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.
Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.
Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.
Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.
Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.
Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.
Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.
Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.
Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.