Политика
в области установления тарифных
ставок сводится к тому, чтобы
величина страховых тарифов соответствовала
степени страхового риска по
заключаемому договору. Роль данной
политики для финансовой устойчивости
страховщика состоит в том,
что основным источником финансовых
ресурсов страховщика являются
страховые взносы, объем которых
зависит от числа договоров
страхования, размера страховой
суммы по ним и величины
страховых тарифов. Таким образом,
от размера страховых тарифов
во многом зависит величина
доходов страховой организации.
В случае если страховщик в
целях привлечения страхователей
будет регулярно занижать размер
тарифных ставок, то это приведет
к тому, что сумма собранных
страховых взносов окажется ниже
размера страховых выплат, которые
надо будет осуществить страховщику
в связи со страховыми случаями,
что повлечет убытки от осуществления
страховой деятельности. С другой
стороны, при завышении размера
тарифных ставок страховщик может
лишиться части клиентов, которые
застрахуются в других страховых
организациях.
Страховые
резервы являются основным источником
для осуществления страховщиком
страховых выплат и отражают
величину его обязательств по
заключенным договорам страхования.
Поэтому размер и структура
страховых резервов должны строго
соответствовать обязательствам
страховой организации, чтобы
обеспечивать предстоящие страховые
выплаты. Формирование страховых
резервов в недостаточном объеме
означает для страховой организации
невозможность покрытия своих
обязательств, а в завышенном
— уменьшение ее налогооблагаемой
прибыли.
Собственный
капитал является дополнительным
источником для обеспечения способности
страховщика отвечать по своим
обязательствам при недостатке
средств страховых резервов, который
может образоваться, в частности,
по следующим причинам:
а) недостаточная
численность квалифицированного
персонала, слабая информационная
база, не дающая возможности точно
оценить степень риска по заключаемым
договорам страхования, издержки
в организации учета и других
субъективных факторов;
б) использование
тарифных ставок, не соответствующих
степени страхового риска по
заключаемым договорам страхования;
в) увеличение
частоты наступления страховых
случаев или средних сумм страховых
выплат по сравнению с теми,
которые были взяты за основу
при расчете размера тарифных
ставок;
г) снижение
стоимости активов, покрываемых
страховыми резервами из-за неудачной
инвестиционной деятельности.
Для обеспечения
финансовой устойчивости и платежеспособности
величина собственных средств
страховщика должна соответствовать
объему его страховых операций.
Обязательства, превышающие возможности
страховой организации, должны
быть переданы ею в перестрахование.
Суть перестрахования состоит
в перераспределении части обязательств
по страховым выплатам, принятых
на себя страховщиком по договорам
страхования, между другими организациями
с целью обеспечения финансовой
устойчивости страховщика.
Особенности
перераспределения средств методом
страхования дают возможность
страховщикам, помимо проведения
страховых операций, осуществлять
инвестиционную деятельность, получая
прибыль от нее. В то же
время страховщики оказываются
в значительной степени зависимыми
от положения дел на денежном
и финансовом рынках, неся инвестиционный
риск. Это вынуждает их к проведению
достаточно осторожной инвестиционной
политики. В противном случае
они рискуют понести убытки
от данной деятельности, а при
особо неблагоприятном развитии
событий —
вообще лишиться значительной
части активов.
Для того
чтобы не допустить неплатежеспособности
и банкротства страховых компаний,
необходимо уже на ранней стадии
выявлять страховщиков, финансовое
состояние которых вызывает опасение.
Эта задача решается с помощью
использования показателей оценки
финансового положения страховых
организаций.
Поскольку
финансовая устойчивость страховщиков
зависит от большого числа
различных факторов, то и анализ
их финансового состояния может
быть проведен только на основе
исследования группы показателей,
позволяющих составить представление
о различных сторонах деятельности
страховой организации. Эти показатели
представлены, с одной стороны,
в виде твердо установленных
нормативов, выполнение которых
является обязательным для страховой
организации, а с другой —
в виде ориентировочных или
рекомендательных параметров, целью
которых является расширение
представлений о деятельности
страховщиков или их ранжирование.
Показатели подразделяются на
абсолютные, позволяющие дать количественную
оценку потенциальных или реальных
масштабов деятельности страховщика,
и относительные, задача которых
- сопоставить обязательства и
возможности для их исполнения.
Среди применяемых
в России официальных (т. е.
установленных нормативными актами)
критериев оценки финансового
положения страховщиков можно
выделить показатели, которые позволяют
оценивать финансовое положение
претендента на получение страховой
лицензии, и показатели, характеризующие
финансовое состояние уже действующих
на рынке страховщиков. В частности,
законодательство устанавливает
минимальный уровень уставного
капитала, необходимого для начала
деятельности страховой организации.
В России он составляет 25 тыс.
минимальных размеров месячной
оплаты труда для страховщиков,
не занимающихся страхованием
жизни, и 35 тыс. минимальных
размеров месячной оплаты труда
для страховщиков, занимающихся
страхованием жизни. Кроме того,
при обращении страховой организации
впервые за получением лицензии
ее собственные средства (оплаченный
уставный капитал и другие
ресурсы) должны составлять определенный
процент от суммы страховой премии, планируемой
страховщиком на первом году деятельности.
Например, по страхованию жизни собственные
средства должны быть равны 15% от запланированных
страховых взносов. По другим видам деятельности
этот показатель колеблется от 15 до 30%.
Такие требования
связаны, с одной стороны, с
тем, что на начальном этапе
деятельности у страховой организации
нет других средств для выполнения
своих обязательств, кроме уставного
капитала, поскольку поступления
страховых взносов первое время,
как правило, крайне незначительны.
С другой стороны, большой размер
стартового капитала позволяет
страховщику более уверенно планировать
деятельность на страховом рынке,
осуществлять достаточно крупные
операции и тем самым иметь
возможность выстоять в конкурентной
борьбе.
Для оценки
финансовой устойчивости и платежеспособности
страховщиков после того, как
они начали свою деятельность,
законодательством установлено,
что страховщики обязаны соблюдать
установленное органом страхового
надзора нормативное соотношение
между активами и принятыми
ими страховыми обязательствами
(нормативную маржу платежеспособности),
т. е. фактический размер свободных
активов страховой организации
(фактическая маржа платежеспособности)
не должен быть меньше нормативной
маржи. Расчет маржи платежеспособности
страховщики обязаны производить
ежеквартально.
Фактическая
маржа платежеспособности рассчитывается
как сумма уставного (складочного),
добавочного и резервного капитала,
нераспределенной прибыли прошлых
лет и отчетного года, уменьшенная
на величину нематериальных активов,
непокрытых убытков отчетного
года и прошлых лет, задолженности
акционеров (участников) по взносам
в уставный (складочный) капитал,
стоимости акций организации,
выкупленных у акционеров, дебиторской
задолженности, сроки погашения
которой истекли.
Нормативная
маржа платежеспособности страховщика
по страхованию
жизни равна 5-процентному
резерву по страхованию жизни, умноженному
на поправочный коэффициент. Поправочный
коэффициент определяется как отношение
разности величины резерва по страхованию
жизни и доли перестраховщиков в
этом резерве к величине указанного
резерва. В случае если поправочный
коэффициент меньше 0,85, в целях
расчета он принимается равным 0,85.
Нормативная
маржа платежеспособности страховщика
по страхованию, иному нем страхование
жизни, равна наибольшему из
следующих двух показателей, умноженному
на поправочный коэффициент. Первый
показатель равен 16% от суммы
страховых премий, начисленных за
год, предшествующий отчетной
дате, по договорам страхования,
сострахования и перестрахования,
уменьшенной на сумму страховых
премий, возвращенных страхователям
(перестрахователям) в связи с
расторжением или изменением
условий договоров, и отчислений
от данных премий в резерв
предупредительных мероприятий
и по другим основаниям за
год. Второй показатель равен
23% от 1/3 величины, рассчитываемой как
сумма страховых выплат, фактически
произведенных по договорам страхования,
сострахования и перестрахования
за три года, предшествующих отчетной
дате, и размера изменения резерва
заявленных, но неурегулированных
убытков и резерва происшедших,
но незаявленных убытков по
таким договорам за данные
три года за вычетом из этой
суммы средств, полученных страховщиком
за данные три года в результате
реализации права на суброгацию
(переход к страховщику прав
страхователя на возмещение ущерба).
Поправочный
коэффициент рассчитывается как
отношение суммы страховых выплат,
фактически произведенных по
договорам страхования, сострахования
и перестрахования, уменьшенной
на величину доли перестраховщиков
в страховых выплатах и размер
изменения резерва заявленных, но
неурегулированных убытков, и
резерва происшедших, но незаявленных
убытков (за вычетом изменения
доли перестраховщиков в указанных
резервах) к общей сумме страховых
выплат и размера изменения
резерва заявленных, но неурегулированных
убытков и резерва происшедших,
но незаявленных убытков по
аналогичным договорам. При этом
расчет производится исходя из
величины вышеуказанных показателей
за год, предшествующий отчетной
дате. В слу1гае если величина
поправочного коэффициента окажется
меньше 0,5, то для расчета он
принимается равным 0,5, а если
его величина будет больше
единицы, то он принимается
равным единице.
Нормативная
маржа платежеспособности страховщика,
осуществляющего страхование жизни
и страхование, иное чем страхование
жизни, рассчитывается путем сложения
нормативных размеров маржи платежеспособности
по страхованию жизни и по
страхованию, иному чем страхование
жизни. Если нормативная маржа
платежеспособности страховщика
окажется меньше минимальной
величины уставного (складочного)
капитала, установленного законодательством,
то за нормативную маржу принимается
законодательно установленная минимальная
величина уставного (складочного)
капитала.
Если на
конец отчетного года фактическая
маржа платежеспособности страховщика
превышает нормативную менее
чем на 30%, страховщик обязан представить
в орган страхового надзора
план оздоровления своего финансового
положения. Этот план должен
включать мероприятия, обеспечивающие
соблюдение соотношения между
фактическим и нормативным размером
маржи платежеспособности на
конец каждого финансового года,
в течение которых намечена
его реализация. В нем перечисляются
конкретные мероприятия, способствующие
стабилизации финансового положения,
с указанием сроков их проведения
и суммы дохода (экономии), планируемого
к получению от данного мероприятия.
В плане оздоровления финансового
положения страховая организация
может предусмотреть, в частности,
повышение размера уставного
капитала, расширение перестраховочных
операций, изменение тарифной политики,
сокращение дебиторской и кредиторской
задолженности, изменение структуры
активов, а также применение
других способов поддержания
платежеспособности, не противоречащих
законодательству. При составлении
плана приоритет следует отдавать
мероприятиям, приводящим к оздоровлению
финансового положения в максимально
сжатые сроки.
На основе
анализа отчетности и плана
оздоровления финансового положения
орган страхового надзора дает
страховщикам рекомендации по
улучшению финансового положения
и контролирует выполнение мероприятий,
предусмотренных планом. Страховщик
обязан ежеквартально представлять
отчет о ходе выполнения плана
оздоровления финансового положения
с приложением расчета соотношения
между фактической и нормативной
маржей платежеспособности и
форм отчетности страховой организации.
В случае несоблюдения страховщиком
соотношения между фактической
и нормативной маржей платежеспособности,
непринятия мер по оздоровлению
финансового положения, непредставления
сведений о ходе выполнения
плана оздоровления финансового
положения к страховщику применяются
санкции, предусмотренные законодательством.