Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также разработка рекомендаций по их повышению.
Задачи дипломной работы:
– раскрыть общие принципы организации финансов страховой организации;
– рассмотреть факторы, определяющие финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации;
– описать методику анализа платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации;
– проанализировать платежеспособность и финансовую устойчивость страховой организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты анализа финансового положения предприятия…....6
1.1 Понятие, значение и задачи финансового анализа…………………………6
1.2 Методики проведения оценки финансовой деятельности предприятия…11
1.3 Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании...22
2 Анализ финансового положения предприятия на примере Страховой Компании «СОГАЗ» за 2006-2008 год………………………………................31
2.1 Общая характеристика Страховой Компании «СОГАЗ»…………………31
2.2 SWOT-анализ………………………………………………………………...33
2.3 Оценка рейтинга компании на рынке страховых услуг…………………..35
2.4 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ………………42
2.5 Анализ ликвидности…………………………………………………………48
2.6 Анализ финансовых результатов…………………………………...............53
3 Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика…………….60
3.1 Налоговое планирование и перестрахование как фактор обеспечения финансовой устойчивости страховой компании……………………………....60
3.2 Рекомендации по укреплению финансовой устойчивости страховой организации………………………………………………………………………68
3.3 Разработка нового канала продаж по созданию интернет-магазина и оценка его экономической эффективности…………………………………….78
Заключение……………………………………………………………………….83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

согаз.docx

— 110.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2 Анализ  финансового состояния Страховой  Группы (СГ) «СОГАЗ» за 2006-2008 год

      2.1 Общая  характеристика страховой компании  «СОГАЗ»

 

      Страховая  группа «СОГАЗ» основана в  1993 году. СОГАЗ является одним  из ведущих страховых объединений  России, опирающимся на многолетнюю  историю успешной деятельности  на национальном финансовом рынке.  Это крупнейший универсальный  российский страховщик, представляющий  самый широкий выбор страховых  и сервисных услуг во всех  регионах страны.

      Страховая  группа «СОГАЗ» объединяет универсальные  страховые компании ОАО «СОГАЗ»  и ООО СК «Нефтеполис», специализированные  компании ОАО «Газпроммедстрах»  и ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ», управляющую  компанию ЗАО «Лидер», а также  сервисную медицинскую компанию  ООО «Газпроммедсервис».

      ОАО «СОГАЗ»  традиционно ориентируется на  предоставлении предприятиям и  организациям комплексной страховой  защиты, в том числе по страхованию  имущества, ответственности и  страхованию персонала, включая  добровольное медицинское страхование.

      Летом 2003 года в состав СГ «СОГАЗ»  вошла компания «Газпроммедстрах».  За период своего существования  компания добилась выдающихся  успехов, став одним из основных  страховщиков, предоставляющих услуги  по обязательному медицинскому  страхованию на территории большинства  регионов Российской Федерации.

      Создание  в 2003 году компании «СОГАЗ-ЖИЗНЬ»  было обусловлено активизацией  деятельности группы в секторе  страхования жизни и добровольного  пенсионного страхования, а также  требованиями законодательства  об организационном выделении  данного направления страховой  деятельности. За короткое время  эта компания также вошла в  тройку лидеров этого сегмента  страхового рынка.

      Таким образом,  каждая из компаний-участниц Группы  в соответствии со своей специализацией  имеет определенные приоритеты  работы, четко сформулированные  в общей стратегии развития  бизнеса Страховой Группы «СОГАЗ»,  благодаря чему она действует  как единый механизм, ориентированный  на последовательное достижение  поставленных целей.

      В число  крупнейших клиентов СГ входят  предприятия Группы «Газпром»,  а также ОАО «Российские железные  дороги», ОАО НК «Роснефть», Государственная  корпорация «Росатом» и многие  другие.

      СОГАЗ ежегодно  подтверждает статус одного из  наиболее стабильных российских  страховщиков. Свидетельством этому  является высший рейтинг надежности  А++, присвоенный рейтинговым агенством  «Эксперт РА» («Высокий уровень  надежности с позитивными перспективами»).

      Стремясь  быть как можно ближе к клиентам, СОГАЗ постоянно усиливает свое  присутствие в регионах. На сегодняшний  день группа имеет более 450 региональных подразделений на  всей территории России, причем  это число постоянно растет.

      В основе  уверенного и стабильного развития  Группы лежит ее высокая капитализация.  Стоимость активов СОГАЗа к  началу 2008 года составила 51,4 млрд  рублей, а размер страховых резервов  достиг 34,4 млрд рублей.

      СОГАЗ –  один из наиболее динамично  развивающихся участников отечественного  страхового рынка. Наиболее значительных  успехов Группа «СОГАЗ» добилась  в сфере добровольных видов  страхования. С 2004 года по 2007 год  страховая премия Группы увеличивалась  в среднем на 48,1%, в то время  как средний прирост рынка  добровольного страхования за  тот же период составил 9,2%.

      По итогам 1-го полугодия 2008 года СОГАЗ  сохранил лидирующие позиции  на рынке добровольного страхования.  Совокупный объем страховой премии, собранной по добровольным видам  страхования компаниями, входящими  в Группу «СОГАЗ», составил 22,1 млрд рублей, что на 47% больше, чем  было собрано за аналогичный  период прошлого года. Таким образом,  доля Группы «СОГАЗ» в общем  объеме рынка добровольного страхования  по итогам первых 6 месяцев 2008 года составила 8,9%.

      Совокупный  объем страховых премий Группы  «СОГАЗ» с учетом обязательного  медицинского страхования в 1-м  полугодии 2008 года составил 35,1 млрд  рублей, без учета ОМС – 22,5млрд  рублей.

 

 

      2.2 SWOT-анализ  страховой компании «СОГАЗ»

 

 

      SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) – это анализ  сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды), в данном  случае страхового рынка. В  самом общем смысле SWOT-анализ  нацелен на выявление, структурирование  и сравнение уже имеющихся  сильных и слабых сторон компании, вероятных событий на рынке  (возможности-угрозы), наступление которых  может поспособствовать или воспрепятствовать  реализации анализируемой идеи, структуры, процесса, явления.

      Так, например, к сильным сторонам страховой  компании можно отнести наличие  у нее основ корпоративной  культуры, сильного состава менеджеров, системных комплексных программ  по работе с клиентами, разветвленной  сбытовой сети и т.п. Слабыми  сторонами являются недостаточная  известность бренда среди населения,  недостроенная система мотивации  персонала. Исходя из этого,  сильные стороны нужно усиливать,  а слабые – нивелировать.

      Далее определим  потенциальные угрозы. В качестве  угрозы можно рассматривать вступление  России в ВТО и, как следствие,  приход на российский рынок  западных страховых компаний. Анализ  этой угрозы означает, что страховая  компания должна строить соответствующие  технологии, готовить высокопрофессиональный  персонал, создавать конкурентные  иностранцам продуктовые предложения.  Или, например, угрозами могут  быть формирование новых альянсов  банков и страховых компаний, а также рост «забюрократизированности»  компании и преобладания «ведомственных»  интересов внутри компании в  ущерб интересам бизнеса. И,  наконец, оценим возможности.  К примеру, вполне реальны такие  процессы, как, в общем – хорошие  перспективы роста страхового  рынка и его потенциальная  емкость, благоприятное страховое  законодательство; так и в частности  – привлечение инвестиций в  компанию от собственника, формирование  новой коренной компетенции компании  на рынке или перекрестные  продажи и повышение доходности  бизнеса за счет его комплексности.

      Итак, SWOT-анализ  можно изобразить в виде таблицы:

 

 

      |Сильные  стороны                                                       |Слабые стороны                                                        |

|- наличие у компании  корпоративной культуры;                          |- недостаточная известность бренда  среди населения;                   |

|- системные комплексные  программы по работе с клиентами;              |- недостроенная система мотивации  персонала.                          |

|- разветвленная сбытовая  сеть.                                        |                                                                      |

|Возможности                                                           |Угрозы                                                                |

|- благоприятное страховое  законодательство;                           |- появление на рынке новых  страховых компаний, то есть повышение      |

|- охват большего числа  клиентов;                                      |конкуренции;                                                          |

|- повышение доходности  бизнеса за счет его комплексности.             |-  формирование новых альянсов  банков и страховых компаний            |

 

 

Таблица 2.1 - SWOT-анализ страховой  компании «СОГАЗ»

 

 

 

      Итак, по  результатам SWOT-анализа страховой  компании «СОГАЗ» можно сделать  вывод о вполне стабильном  положении ее на страховом  рынке.

      2.3 Оценка  рейтинга компании на рынке  страховых услуг

 

 

      Рейтинговое  агентство «Эксперт» публикует  данные о страховых компаниях  на основании открытых данных. Для составления таблиц в основу  взяты именно эти публикации.

      Рассмотрим  таблицу 1, из которой видно,  что на 1 полугодие 2008 года по  величине активов Группа «СОГАЗ»  занимает третье место и ее  чистая прибыль составляет 1547,50 млн.  руб.

 

Таблица 2.2 – Крупнейшие российские страховые компании по величине активов (на 31.06.2008 г.)

               В млн. рублей

|Место         |Компания                                                  |Активы совокупные   |Чистая  прибыль/убыток по итогам 1         |

|              |                                                          |                    |полугодия 2008 года                       |

|1             |РОСГОССТРАХ                                               |75935,60            |1640,70                                   |

|2             |Группа «ИНГОССТРАХ»                                       |50710,80            |973,70                                    |

|3             |Группа «СОГАЗ»                                            |47697,40            |1547,50                                   |

|4             |Группа "КапиталЪ"                                         |31689,50            |1457,40                                   |

|5             |РЕСО-Гарантия                                             |27860,30            |2058,20                                   |

|6             |РОСНО                                                     |23795,50            |165,10                                    |

|7             |Страховой Дом ВСК                                         |17005,30            |406,90                                    |

|8             |Группа «МАКС»                                             |15308,70            |391,00                                    |

|9             |Группа «УралСиб»                                          |13574,40            |39,30                                     |

|10            |Московская страховая  компания                            |12953,90            |-43,60                                    |

 

 

 

 

 

[pic]

      Рисунок  2.1 - Крупнейшие российские страховые  компании по величине активов

 

 

      Активы десяти  крупнейших страховых групп России  на конец 1-ого полугодия 2008 года выросли по сравнению  с концом 1-ого полугодия 2007 года  на 17,29%. Собственные средства десятки  лидеров за рассматриваемый период  сократились на 11,72%. Суммарная чистая  прибыль страховых групп, входящих  в топ-10 страхового рынка, практически  не изменилась.

      Страхование  жизни — самый перспективный  сегмент страхового рынка. Поэтому  занять свою нишу в данном  сегменте стремятся практически  все страховщики — как отечественные,  так и иностранные. Однако в  соответствии с требованием Закона  «О страховом деле» многим  компаниям пришлось сделать выбор  между страхованием жизни и  страхованием иным, чем страхование  жизни. Крупные игроки страхового  рынка вышли из данного положения,  создав дочерние общества для  осуществления деятельности в  сфере страхования жизни. По  данному пути пошел и СОГАЗ,  учредив в 2004 году ООО «СК  СОГАЗ-Жизнь». На момент создания  компания занимала на рынке  страхования жизни 34-е место.  Однако благодаря четкой реализации  утвержденной стратегии развития, «СОГАЗ-Жизнь» уже в 2007 году  заняла 1-е место, завоевав почти  20% данного сегмента (в 2004 году  доля рынка компании составляла 0,2%). Таким образом, доля рынка  по страхованию жизни ООО «СК  СОГАЗ-Жизнь» за четырехлетний  период (с 2004 по 2008 год) выросла  более чем в 20 раз.

      За 1 полугодие  2008 года было собрано взносов  по страхованию жизни на сумму  13,4 млрд. руб., что на 50,7% больше аналогичного  показателя за 1-ое полугодие 2007 года. В списке лидеров рынка по страхованию жизни ведущие позиции занимают кэптивные страховщики и компании, работающие в банкостраховании (таблица 2.3). Наглядно это представлено на рисунке 2.2.

 

Таблица 2.3 – Компании-лидеры по страхованию жизни, 1 полугодие 2008 г.

   В млн.  рублей

|Место         |Компания                                                  |Взносы                         |Выплаты                           |

|1             |Группа "СОГАЗ"                                            |2720,20                        |1883,20                           |

|2             |АИГ Лайф                                                  |1335,70                        |148,00                            |

|3             |Группа "УралСиб"                                          |285,10                         |249,20                            |

Информация о работе Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика