Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также разработка рекомендаций по их повышению.
Задачи дипломной работы:
– раскрыть общие принципы организации финансов страховой организации;
– рассмотреть факторы, определяющие финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации;
– описать методику анализа платежеспособности и финансовой устойчивости страховой организации;
– проанализировать платежеспособность и финансовую устойчивость страховой организации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты анализа финансового положения предприятия…....6
1.1 Понятие, значение и задачи финансового анализа…………………………6
1.2 Методики проведения оценки финансовой деятельности предприятия…11
1.3 Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании...22
2 Анализ финансового положения предприятия на примере Страховой Компании «СОГАЗ» за 2006-2008 год………………………………................31
2.1 Общая характеристика Страховой Компании «СОГАЗ»…………………31
2.2 SWOT-анализ………………………………………………………………...33
2.3 Оценка рейтинга компании на рынке страховых услуг…………………..35
2.4 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ………………42
2.5 Анализ ликвидности…………………………………………………………48
2.6 Анализ финансовых результатов…………………………………...............53
3 Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика…………….60
3.1 Налоговое планирование и перестрахование как фактор обеспечения финансовой устойчивости страховой компании……………………………....60
3.2 Рекомендации по укреплению финансовой устойчивости страховой организации………………………………………………………………………68
3.3 Разработка нового канала продаж по созданию интернет-магазина и оценка его экономической эффективности…………………………………….78
Заключение……………………………………………………………………….83
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

согаз.docx

— 110.67 Кб (Скачать файл)

|Доходы от инвестиций            |10 287 255      |41,68              |8 011 679        |27,47               |7 598 405        |21,46              |

|Операционные доходы             |250 358         |1,01               |177 039          |0,61                |339 402          |0,96               |

|Итого доходы                    |24 679 932      |100                |29 161 460       |100                 |35 402 834       |100                |

 

[pic]

       Рисунок  2.5 - Структура  доходов ОАО  «СОГАЗ»

 

 

             Основным источником доходов  на протяжении трех лет были  доходы от страховой деятельности (57,3% в 2006 г., 71,92% в 2007 г. и 77,58% в 2008 г.). С 2006 по 2008 год они увеличились  на 20,28%.  Наибольший удельный вес  в страховых премиях занимают  взносы по рисковым видам страхования.  Основным источников поступлений  служат взносы, прежде всего, по  ОСАГО и страхованию автомобилей  и имущества юридических лиц.

 

Таблица 2.8 - Структура расходов ОАО «СОГАЗ»

|Статья расходов                  |2006 год                            |2007 год                             |2008 год                             |

|                                 |Сумма, тыс.руб. |Удельный вес,%     |Сумма, тыс.руб.      |Удельный  вес,% |Сумма, тыс.руб.        |Удельный    |

|                                 |                |                   |                     |               |                       |вес,%       |

|Выплаты всего                    |7 288 045       |38,98              |111 458 875          |53,71          |15 234 738             |57,42       |

|    в т.ч. страховые             |                |                   |                     |               |                       |            |

|выплаты по страх. жизни          |175 635         |0,94               |136 300              |0,64           |363 299                |1,37        |

|    выплаты по  рисковым видам    |                |                   |                     |               |                       |            |

|страхования                      |7 112 410       |38,04              |11 322 575           |53,07          |14 871 439             |56,05       |

|Расходы по ведению  страх.        |                |                   |                     |               |                       |            |

|операций                         |847 112         |4,53               |1 458 744            |6,84           |2 119 222              |7,99        |

|Расходы по инвестициям           |8 792 736       |47,03              |5 691 162            |26,67          |5 418 540              |20,42       |

|Управленческие расходы           |1 465 764       |7,84               |2 169 000            |10,17          |2 896 179              |10,92       |

|Операционные и внереализационные  |                |                   |                     |               |                       |            |

|расходы                          |304 112         |1,63               |558 078              |2,62           |862 398                |3,25        |

|Итого расходы                    |18 697 769      |100                |21 335 859           |100            |26 531 077             |100         |

 

 

 

 

[pic]

Рисунок 2.5 - Структура расходов ОАО «СОГАЗ»

      При более  детальном рассмотрении расходов  видно, что наибольший удельный  вес в объеме расходов занимают  расходы по инвестициям, и этот  показатель уменьшился в 2007 и  2008 году, он составляет 26,67% и 20,42% соответственно. Такая тенденция  может быть связана со сроком  размещения инвестиций, т.к. наибольший  удельный вес в инвестиционном  портфеле занимают краткосрочные,  наиболее ликвидные инвестиции, приносящие не высокий доход,  но затраты на их размещения  довольно ощутимы.

       Удельный  объем выплат в структуре расходов  увеличился с 2006 по 2008 год на 18,44 %, причем большую часть из них  составляют выплаты по рисковым  видам страхования. Такая структура  расходов по выплатам соответствует  структуре доходов по взносам.

       Рассмотрим  основные показатели деятельности  компании в динамике за последние  4 года (таблица 2.9).

Таблица 2.9 - Динамика основных финансовых показателей компании за 2005 – 2008 г.

В тыс. рублей

|Показатели                             |2005                    |2006                 |2007                 |2008                    |

|Уставный капитал                       |935 117                 |935 117              |935 117              |3 085 884               |

|Собственные средства                   |1 568 669               |2 123 809            |3 320 668            |4 086 499               |

|Страховые резервы                      |7 893 787               |9 742 806            |17 128 548           |25 554 225              |

|Активы                                 |12 602 784              |14 700 420           |25 803 954           |38 359 334              |

 

 

 

 

[pic]

       Рисунок  2.6 - Динамика основных финансовых  показателей компании

 

 

       Активы  увеличились более чем в три  раза и к 2008 году достигли 38  млрд рублей. Их величина и  динамика роста подтверждают  высокий уровень финансовой устойчивости  Компании.

       Собственные  средства — это разница между  активами и обязательствами. Иными  словами, эта величина показывает, насколько финансовые ресурсы  компании превышают ее «долг»  своим клиентам. Собственные средства  служат финансовым ресурсом для  расширения деятельности СОГАЗ  — появления новых страховых  услуг, улучшения сервиса, развития  филиальной и агентской сети. С 2005 до 2008 года этот показатель  увеличился с 1 568 669 до 4 086 499 млн. руб.

       Значительную  часть собственных средств составляет  Уставный капитал компании. Стабильный  рост собственных средств также  может говорить о том, что  компания развивается и способна  брать на себя больше обязательств, имеет финансовую возможность  обслуживать большее количество  договоров страхования. В последние  годы СОГАЗ проводил большую  работу по снижению уровня дебиторской задолженности, которая связана в том числе и с заключением долгосрочных договоров страхования, таких, как, например, договоры страхования при ипотечном кредитовании или договора лизинга.

       Величина  уставного капитала в течение  2005-2007 года не изменилась, но в  2008 году резко возросла с 935 117 млн. руб. до 3 085 884 млн. руб., что существенно повышает требования органов страхового надзора и позволяет компании принимать на страхование значительные риски, работать с ведущими отечественными бизнес-структурами, участвовать в крупных тендерах. Величина уставного капитала полностью соответствует возрастающим объемам и характеру деятельности СОГАЗ, статусу федеральной компании. По данному показателю страховой дом СОГАЗ сегодня продолжает занимать прочные позиции среди лидеров отечественного страхового рынка.

       Кроме  увеличения общей суммы вышеупомянутых  уставного капитала и основных  средств наблюдается стабильный  рост страховых резервов компании, которые к 2008 году увеличились  и составили 25 554 225млн. рублей. Страховые резервы — это денежные фонды, образуемые страховыми организациями, для обеспечения гарантий выплат страхового возмещения и страховых сумм.

       Для клиентов  страховых компаний, в силу специфики  страхового бизнеса, этот показатель  имеет особое значение. Величина  страховых резервов показывает, сможет ли страховая компания  выполнить свои обязательства  перед клиентами при любых  условиях и в любой ситуации.

       Сформированные  страховые резервы адекватно  отражают обязательства  СОГАЗ,  позволяя в полном объеме производить  страховые выплаты.

       Анализируя  структуру страховых резервов, следует  отметить высокую долю сформированных  резервов незаработанной премии  и убытков.

       Анализ  финансовых результатов является  одним из важнейших аспектов  исследования финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Конечным  финансовым результатом деятельности  любой фирмы является прибыль.  Таким образом, показатели прибыли  являются важнейшими в системе  оценки результативности деятельности  компании, степени её надежности  и финансового благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3 Методы  обеспечения финансовой устойчивости  страховщика

      3.1 Налоговое  планирование и перестрахование  как фактор обеспечения финансовой  устойчивости страховой компании

 

      Подчеркивая  необходимость планирования в  страховой компании, следует отметить  важность налогового менеджмента  и центрального его элемента  – налогового планирования. Последнее  играет важную роль в процессе  внешнего взаимодействия страховой  организации с налоговыми органами  и с потенциальными партнерами  и клиентами, обеспечивая выполнение  обязательств по платежам в  бюджет. В целом при эффективном  использовании всех доступных  финансовых ресурсов страховщика  налоговое планирование отвечает  выполнению важнейшей функции  предпринимательства – пополнению  доходной части бюджетной системы  всех уровней.

      С позиции  страховой организации в настоящее  время целесообразно говорить  об эффективном налоговом планировании  как составной части финансового  управления, поскольку до 65% средств  страховщиков уходит в неправильно  определяемые налоговые платежи.  В связи с этим остро встает  вопрос о необходимости продуманной  системы управления финансовыми  ресурсами.

      Поскольку  перечень налогов довольно большой,  необходима его оптимизация и  более рациональный подход к  организации системы исполнения  страховыми организациями обязательств  перед бюджетами всех уровней.

      Зарубежная  и отечественная практика показала  необходимость регулирования налоговых  обязательств и оптимизации налогооблагаемой  базы в рамках финансового  менеджмента.

      Решать вопросы  управления налогами следует  комплексно специалистами различных  финансовых служб: финансовым  директорам, главным бухгалтерам  и, наконец, руководителями подразделений  и даже членами совета директоров.

      Первым этапом  и составной частью финансового  менеджмента выступает налоговое  планирование. В настоящее время  к наиболее распространенным  его методам относятся следующие.

      1. Выработка  налоговой стратегии, определяемой  общими целями деятельности Страховой  Организации и позволяющей эффективно  управлять финансовыми ресурсами.

      2. Применение  на практике налогового календаря.  Это предполагает организацию  работы, построенную на принципах:

            - платить необходимо только минимальную  сумму положенных налогов;

            - платить налоги необходимо в  последний день установленного  срока

      3. Организация  структуры, позволяющая добиться  максимального успеха.

      Выбор одной  из существующих организационно-правовых  форм юридического лица или  формы предпринимательства без  образования юридического  лица.

      4. Использование  системы налоговых льгот (минимизация  налоговых обязательств).

      На данном  этапе анализируются все предоставленные  налоговым законодательством льготы  по каждому налогу на предмет  их использования. По результатам  такого анализа составляется  план действий в отношении  осуществления льгот по выбранным  налогам, который является также  частью налогового планирования.

      5. Использование  преимуществ финансово-промышленной  группы (ФПГ).

      Для крупной  организации целесообразно создание  в своем составе структур, занимающихся  наряду со страховой банковской  и финансовой деятельностью, а  также негосударственных пенсионных  фондов. Преимуществом такого рода  ФПГ является перелив капитала  из одной структуры в другую, при котором фактически не  выделяется налогооблагаемая база.

      6. Структурирование  пассивов, позволяющее понизить  сумму налоговых обязательств.

      В некоторых  исключительных случаях необходимость  выплатить крупную сумму страхового  обеспечения (возмещение), превышающую  собственные возможности страховщика,  привлекают заемные средства (естественно  при отсутствии страховой защиты).

      7. Выбор  учетной политики значительно  влияет на налоговые обязательства.

      В учетной  политике используется:

            - кассовый метод, при котором  поступления страховой премии  учитываются по факту зачисления  денежных средств на счет или  в кассу страховщика; поступления  признаются при их фактическом  получении;

Информация о работе Методы обеспечения финансовой устойчивости страховщика