Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа
Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.
кризиса преступность по отдельным видам преступлений выросла на 7-8 % в год.
В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце 2009 г., выявлено, что 51 % опрошенных негативно оценивают межнациональные отношения в Москве. При этом 36 % респондентов считают их напряженными, а 15 - конфликтными. Наиболее склонны к такой оценке те, кому 60 лет и старше (52 %), а также малообеспеченные горожане (62 %). Главной мерой, способной предотвратить рост межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами в Москве, является, по мнению столичных жителей, ограничение притока неквалифицированной рабочей силы и ужесточение порядка их въезда и регистрации (67 %). В то же время 29 % москвичей, согласно опросам, лично сталкиваются с враждебным или просто неуважительным отношением к себе со стороны иностранных работников.
Как показывает опыт миграционных процессов в других странах, проблемы с мигрантами увеличиваются в тех случаях, когда численность иностранных работников на ограниченном пространстве превышает 30 %. В то же время ассимиляция возможна лишь тогда, когда мигранты составляют незначительную долю в населении и они не могут создать свои национальные анклавы. В противном случае возникает нечто подобное гетто, приезжие не стремятся включиться в русскую культуру и жизнь и все делают для того, чтобы перенести на новое место жительства свои нравы и обычаи, молельные дома, судебную систему, культуру. Так, например, половина исламской молодежи в Англии живут по законам шариата, дети из мусульманских семей учатся в религиозных школах, а их родители одобряют действия «Аль-Каиды».
В условиях двух десятилетий реформ в России в ходе кризиса постепенно изменилась психология людей труда. Если еще недавно многие россияне считали, что они никогда не будут работать на стройке и в других местах, где работают мигранты, то в последнее время отделы кадров многих предприятий стали получать заявки от российских граждан об их готовности за большую заработную плату работать даже в отдаленных регионах страны. И хотя у нас в стране даже в условиях кризиса сохраняется очень много вакансий, но человек, занимавшийся более квалифицированным трудом, далеко не всегда готов согласиться на менее оплачиваемую и престижную работу. То есть возникает своего рода социально-психологический барьер, с которым нельзя не считаться.
Из опрошенных 3000 респондентов из всех федеральных округов России 38 % заявили, что готовы переехать в другой город ради новой работы, а 46 % дали отрицательный ответ. В то же время большинство из них не желают занять менее оплачиваемые и непрестижные места, на которых работают
трудовые мигранты.
Хотя в ходе кризиса в России увеличилась армия безработных, в Москве и ряде других крупных городов сохранился дефицит рабочих рук определенных специальностей. Так, например, в апреле 2010 г. в Москве насчитывалось 181,3 тыс. вакансий, а число безработных составляло 63,4 тыс. При этом больше всего были востребованы работники в реальном секторе экономики.
Но если до начала кризиса
подавляющее большинство
Будучи заинтересованной в сокращении притока малоквалифицированной иностранной рабочей силы, наша страна проявляет интерес в определенном количестве квалифицированных, а тем более высококвалифицированных зарубежных специалистах, и многие из них успешно работают, например наставниками некоторых наших национальных спортивных команд.
Федеральная миграционная служба приравняла процедуру приглашения зарубежных профессоров и преподавателей в российские вузы к правилам оформления рабочей карточки для дворников и сантехников. В октябре 2009 г. ФМС изменила порядок приглашения педагогов из-за рубежа. Согласно новым правилам были усложнены условия и увеличена продолжительность времени выдачи виз иностранным преподавателям и для них, так же как и для рабочих-гастарбайтеров, введены ограничения в виде квот на прием. В результате десятки преподавателей, и прежде всего преподаватели китайского, немецкого и турецкого языков, оказались вынуждены закончить работу в России и покинуть ее, несмотря на то что они приехали в нашу страну в соответствии с международными соглашениями о сотрудничестве.
Это не только нанесло урон качеству обучения наших студентов, но и ударило по престижу России. Произошедшее, по словам главы комиссии Общественной палаты по образованию Ярослава Кузьминова, тем более поразительно, что как раз сейчас Министерство образования и науки и Федеральная миграционная служба активно и конструктивно участвуют в согласовании нового законопроекта, призванного существенно облегчить работу в России иностранцев - специалистов высокой квалификации.
Прежде всего, заявил
Я. Кузьминов, необходима поправка, четко
определяющая, что для занятия
преподавательской
Кроме того, высококвалифицированным иностранным преподавателям целесообразно выдавать рабочие визы на весь срок действия их контрактов, возможно до 5 лет, а наиболее перспективным ученым
стоило бы предоставлять право на ускоренную процедуру получения
гражданства России.
Проблема гастарбайтерства, использования иностранной рабочей силы в России как в ходе кризиса, так и, особенно, в посткризисный период превратилась в одну из острейших социально-экономических и политических проблем развития нашей страны.
По мере перехода от экспортно-сырьевой к инновационной экономике неминуемо возникнет необходимость повышения производительности труда, внедрения новых технологий, современного оборудования, лучшей организации труда и снижения издержек производства. А это потребует значительного сокращения числа неквалифицированных или малоквалифицированных работников, которые имели рабочие места в низкопроизводительном обществе.
В условиях российского современного низкопроизводительного общества в Москве в апреле 2010 г. вакансий было 181,3 тыс., а число безработных - 63,4 тыс. человек, т. е. имелся «трехкратный запас» прежде всего малоквалифицированных и непрестижных вакансий, то в ходе модернизации ситуация в этом отношении должна коренным образом измениться.
И хотя в период кризиса количество желающих приехать в Россию на работу снизилось на 13-15-процентных пункта, даже в условиях кризиса и безработицы иностранная рабочая сила по-прежнему необходима.
В настоящее время, когда речь идет о создании после выхода из кризиса новой российской экономической модели и переходе экономики на более высокую, инновационную ступень развития, при которой рабочие места должны быть адекватными этой модели, необходимо определить не только какое количество, но и какого качества трудовые мигранты понадобятся России в новых условиях.
Помимо определенных категорий неквалифицированных работников, которые, очевидно, и впредь будут востребованы, в значительно большей мере потребуются квалифицированные, а тем более высококвалифицированные специалисты. А их уже вряд ли устроят неблагоприятные условия оплаты труда и подвальные и полуподвальные помещения, в которых ныне проживает с грудными детьми большинство мигрантов.
До сих пор на государственном уровне не выработана последовательная, конструктивная, научно обоснованная программа приема и использования иностранной рабочей силы в нашей стране. Мы по-прежнему принимаем значительно больше трудовых мигрантов, чем необходимо и чем можем устроить, мы не можем наладить учет мест их пребывания и занятости.
Финансово-экономический кризис и возникшие в связи с ним проблемы, прежде всего такие, как возросшие безработица и преступность, выявили острую необходимость принять срочные меры по адекватному урегулированию в новых условиях такой важной социально-политической проблемы, как использование неиностранной рабочей силы.
Но решение этой проблемы необходимо ввести в правовое поле. При этом непременно надо учитывать, что трудовые мигранты должны дополнять рынок труда, а не переполнять его, и привлекать нужно не любых гастарбайтеров, а тех и в том количестве, в которых нуждается наша страна. В этой связи необходимо диверсифицировать потоки мигрантов как по их качественному составу, так и по регионам, особенно нуждающимся в иностранной рабочей силе.
России как развивающейся стране требуются все новые рабочие руки. В соответствии с российскими общественными программами с целью удовлетворения потребности рынка труда Федеральная миграционная служба России в контакте с зарубежными аналогичными организациями принимает ряд мер по приему в Россию необходимых иностранных работников. Например, организуется предварительное обучение необходимых экономике нашей страны молодых узбеков и таджиков непосредственно на их родине. Речь идет, в частности, об изучении ими русского языка и ознакомлении с основными требованиями, предъявляемыми к трудовым мигрантам в России. И с другими бывшими советскими республиками намечаются подвижки в этом отношении.
Как подчеркивает заместитель директора Федеральной миграционной службы РФ Е. Егорова, в относительно близкой перспективе наша экономика нуждается в притоке из-за границы миллионов рабочих рук ежегодно. Объемы неорганизованной трудовой миграции практически исчерпаны. Россия вступила в борьбу за утверждение цивилизованного, регулируемого процесса перемещения рабочей силы в нуждающиеся регионы и производства и привлечения иностранных работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс глобализации в значительной степени обуславливает интенсивное развитие международной миграции населения, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на экономическое, политическое, социальное, демографическое и культурное развитие многих стран мира. Происходит интенсификация международной трудовой миграции, все большее количество стран становится вовлечено в процесс одновременной эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов. Это обусловлено рядом причин, среди которых основные:
1 Неравномерность мирового
2 Потребность в притоке рабочей силы
из-за границы. В настоящее время во многих
развитых странах мира обострилась проблема нехватки трудовых
ресурсов, вызванная в первую очередь
падением рождаемости, постарением населения,
изменением пропорций между трудоспособными
и нетрудоспособными гражданами в пользу
вторых. В большинстве развитых стран
наблюдается также структурная недостаточность
трудовых ресурсов, обуславливающая спрос на
высококвалифицированных специалистов,
квалифицированных рабочих и неквалифицированных
3 Избыток рабочей силы в развивающихся
странах мира, вызванный диспропорцией между
экономическим и демографическим развитием
в этих странах. Отставание экономического
развития от более быстрого роста населения
вынуждает экономически
4 Информатизация общественной жизни, позволяющая трудовым мигрантам оценить социально-экономические, культурные и иные преимущества других государств.
5 Развитие и удешевление средств транспорта и связи, что увеличивает географическую мобильность трудовых ресурсов, активизирует процессы международной миграции рабочей силы.
Анализ потоков межстрановых
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.
В целом можно сказать, что миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими и демографическими причинами. На протяжении первой половины текущего десятилетия в крупнейших российских городах, пограничных областях, трудовая миграция прочно заняла определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.