Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа
Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.
23 января 2012 года вышла статья В. В. Путина, также касающаяся проблемы миграции, где он выделил пять пунктов решения этого вопроса [32].
В первом пункте было предложено повысить качество миграционной политики государства. Нелегальная миграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть минимизирована. И в этом плане - внятные полицейские функции и полномочия миграционных служб необходимо усилить.
Однако простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности.
В связи с этим должна
быть предельно четко
Вторым пунктом было обозначено, что в нашей стране достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причем это полноправные граждане России.
Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. К обычаям русского и всех других народов России. Всякое другое - неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное - поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Надо посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. Иногда достаточно предупредить. Но если предупреждение будет опираться на конкретную правовую норму, оно будет более действенно. Его правильно поймут - не как мнение отдельного полицейского или чиновника, а именно как требование закона, одинакового для всех.
Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда. Во многих «миграционно привлекательных» регионах и мегаполисах эти системы уже сейчас работают на пределе, что создает достаточно сложную ситуацию как для «коренных», так и для «приезжих».
Также, считает В.В. Путин, «...что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства» [32].
Третий пункт - это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Это принципиально важно не только для внешней иммиграции, но и для внутренней, в частности миграции из регионов Северного Кавказа. Без этого никогда не могут быть обеспечены объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.
Более того, недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению «разборок по понятиям» и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.
Нельзя допустить, чтобы возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов - как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти.
Именно на коррупции расцветает этническая преступность. С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться.
Четвертый пункт - это проблема цивилизованной интеграции и социализации мигрантов. И здесь вновь необходимо вернуться к проблемам образования. Речь должна идти не столько о нацеленности образовательной системы на решение вопросов миграционной политики (это далеко не главная задача школы), но прежде всего о высоких стандартах отечественного образования как такового.
Привлекательность образования и его ценность - мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. Тогда как низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений.
Важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык. Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Наше государство, как и другие цивилизованные страны, готово сформировать и предоставить мигрантам соответствующие образовательные программы. В ряде случаев требуется обязательное дополнительное профессиональное обучение за счет работодателей.
И, наконец, пятое - это тесная интеграция на постсоветском пространстве как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам [32].
Объективные причины массовой миграции - это колоссальное неравенство в развитии и условиях существования. Понятно, что логичным способом если не ликвидации, то хотя бы минимизации миграционных потоков, было бы сокращение такого неравенства. За это ратует огромное количество разного рода гуманитарных, левых активистов на Западе. Но, к сожалению, в глобальном масштабе эта красивая, этически безукоризненная позиция страдает очевидным утопизмом.
Однако нет никаких объективных препятствий для того, чтобы реализовать эту логику у нас, на нашем историческом пространстве. И одна из важнейших задач евразийской интеграции - создать для народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться.
Понятно, что не от хорошей жизни люди уезжают за тридевять земель и зачастую далеко не в цивилизованных условиях зарабатывают себе и своей семье возможность человеческого существования.
«С этой точки зрения задачи, которые ставятся и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции - это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой, чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены…» объясняет В. В. Путин.
Согласно установленным в России квотам в условиях роста безработицы среди коренных жителей количество мигрантов должно было уменьшиться, но в действительности это не произошло. Поэтому было решено ввести запрет для мигрантов на конкретные виды деятельности, в частности мигрантам запрещено заниматься розничной торговлей в палатках и на рынках, запрещено торговать алкоголем и лекарствами.
Однако запрет - это одно, а его исполнение у нас в стране -другое. Хотя среди продавцов на рынках стало больше россиян, но за их спиной стоят представители диаспор мигрантов, без ведома которых товары на прилавок не попадут. Можно также просто купить на черном рынке российский паспорт.
В ходе кризиса перечень профессий, которыми могут заниматься мигранты, неуклонно сокращался. Учитывая, что значительное число мигрантов имеет низкую квалификацию, плохо знают город, русский язык и с трудом адаптируются к дорожным условиям, что часто приводит к авариям, власти Москвы приняли решение о запрете с 1 января 2010 г. квот на привлечение иностранцев для работы на коммерческих маршрутках. Все это, естественно, тоже не могло не отразиться на занятости гастарбайтеров, так как 65-70 % водителей общественного транспорта Москвы до последнего времени были мигрантами.
Кроме того, желая пополнить бюджет за счет гастарбайтеров, которые работают домработницами, ремонтируют помещения, строят дачи, правительство внесло в Государственную думу законопроект, согласно которому иностранным работникам надлежит покупать патент на право на труд в России. Его стоимость составит 1000 руб. в месяц. Речь идет, по существу, о налоге, который авансом уплачивает РФ мигрант и тем самым подтверждает, что он зарабатывает деньги в нашей стране законно.
Введение патентов даст возможность усовершенствовать механизм регулирования внешней миграции в сфере, где трудится примерно 400 тыс. мигрантов. В то же время за работу без патента вводится штраф от 2 до 5 тыс. рублей с возможной депортацией.
Наряду с пополнением государственного бюджета за счет труда мигрантов, занятых в личных хозяйствах и семьях россиян, законопроект предполагает также с помощью различных льгот и преференций привлекать в Россию квалифицированную иностранную рабочую силу.
Наиболее ценным работникам предоставляется право стать в России резидентами, т. е. иметь равные права с россиянами на уплату подоходного налога по ставке в 13 %. Что касается неорганизованных трудовых мигрантов, то они станут легальными, если сначала приобретут в территориальном органе Федеральной миграционной службы (ФМС) патент.
В ходе кризиса в России в проблеме гастарбайтерства возник целый ряд новых явлений. В предкризисный период приехавшие в нашу страну неквалифицированные или малоквалифицированные мигранты в поисках заработка соглашались на полурабские условия непрестижного труда, от которых отказывались коренные жители, и так или иначе находили себе какую-либо работу.
Когда же начался кризис, то в условиях массовой безработицы, в декабре 2008 г., как объясняет премьер-министр РФ В. Путин, правительство не имело возможности обеспечить всех гастарбайтеров работой. Многим из них объявили об увольнении, другим - о переводе на частичный рабочий день или неделю, о сокращении зарплаты либо об отправке в неоплачиваемый отпуск. У многих мигрантов не было даже средств на обратную дорогу. К тому же многие не стремились возвращаться на родину, поскольку и там, особенно в условиях кризиса, они не надеялись найти работу.
В конце 2008 г. в Екатеринбурге гастарбайтеры-строители объявили
первую в нашей стране забастовку трудовых мигрантов. Примерно 250 строителей из Таджикистана потребовали от работодателя созданного в 2007 г. ООО «Альфа-Строй» погашения долгов по зарплате в сумме 11 млн рублей. Они в течение нескольких дней саботировали строительство, пока фирма - подрядчик ООО «Альфа-Строй» не выплатила им зарплату за три месяца. Также с боем добывали свою зарплату за три месяца в декабре 2009 г. гастарбайтеры, работавшие на строительстве объектов на острове Русский, возводившихся к саммиту АТЭС-2012.
В конце 2008 г. Федерация профсоюзов Свердловской области объявила о создании первого в России профсоюза трудовых мигрантов с целью защиты прав рабочих из стран ближнего зарубежья и, в частности, увеличения их зарплат до уровня оплаты труда российских рабочих. По данным профсоюзов, работавшие в тот период в строительной отрасли рабочие-инострацы получали 6-8 тыс. рублей в месяц, а граждане России - от 12 до 15 тыс. рублей. Профсоюз также занялся официальным оформлением трудовых мигрантов на
предприятиях. Причем катализатором создания этого профсоюза, по словам его лидеров, послужил финансово-экономический кризис.
После распада Советского Союза в современной России особую актуальность приобрели проблемы ксенофобии, толерантности и национализма. Если в годы советской власти проживавшие в стране 180 народностей жили в условиях «равенства в бедности» и это во многом сглаживало национальные противоречия, то в новой России в этом отношении произошли серьезные изменения.
Возникновение в 90-е гг. ХХ в. на территории бывшего СССР 15 новых независимых государств, неравномерное развитие их экономик, межэтнические столкновения на Кавказе, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Молдавии, внедрение капиталистического образа жизни и значительно большее, чем в ведущих странах Запада, социальное расслоение населения, обострение социальных последствий политического и экономического кризиса привели к беспрецедентному росту беженцев, вынужденных и добровольных
переселенцев. В этой связи особую актуальность в современной России приобрели проблемы ксенофобии, толерантности, национализма и экстремизма.
Следует иметь в виду, что негативное отношение многих коренных жителей страны к приезжим возникает и усиливается не столько из-за недоброжелательного и нетерпимого отношения к ним вследствие их национальной принадлежности, а из-за обострившейся социальной напряженности, особенно в условиях кризиса и безработицы, существующей среди самих россиян.
По оценке специалистов, в случае, если безработица возрастает на 1 %, то преступность увеличивается на 5 %. То есть негативные тенденции в социально-экономической сфере связаны с преступностью в режиме сообщающихся сосудов. В последние годы в России заметно выросло количество преступлений, совершенных безработными иностранными гражданами. В Москве, по данным начальника Главного управления внутренних дел Москвы В. Колокольцева, 40 % преступлений - дело рук мигрантов.
Приезжие из стран
дальнего зарубежья совершают