Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа
Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.
Согласно официальной статистике ФМС России, из стран СНГ в 2006 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, как упоминалось выше, именно мигранты из стран Содружества составляют большинство и так называемых «нелегалов». Особенно много трудовых мигрантов в 2006 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).
По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов в Россию приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в экономически развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.
Средний возраст мигрантов - 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Столько же - единственные кормильцы в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.
Сильные «выталкивающие» факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, не самых бедных или совсем не бедных, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевших высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.
Как следствие, мигранты с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов, все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Они менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами - правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т. п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.
За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В отличие от традиционных диаспор эти сети обычно носят неформальный характер. Тем не менее, они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.
Более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который обслуживает 10-15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мигранты прекрасно знают, что обращение к теневым сервисам связано с различными рисками - только 10% не видят их либо считают незначительными; около 60% считают, что существует большая вероятность быть обманутым.
В целом через теневую
инфраструктуру трудовой миграции проходит
более 90% потока. Государственные каналы
трудовой миграции и официально действующие
сервисы (в том числе и
3.2 Миграция рабочей
силы в условиях
Прием и использование в России гастарбайтеров (гаст - в переводе с немецкого языка это гость, а арбайтер - рабочий) являются экономической необходимостью и носят вынужденный характер. Несмотря на большое население и огромную территорию, а также наличие в России безработицы, она является трудонедостаточной страной. В целом ряде ее регионов наряду с избытком работников некоторых профессий ощущается острый недостаток в первую очередь непрестижных или малоквалифицированных вакансий, к которым не проявляют интереса представители коренного населения.
Речь идет, например, о водителях городского транспорта, слесарях по ремонту автомашин, строительных рабочих, грузчиках, работниках овощных баз, рабочих, занимающихся ремонтом и укладкой дорог, уборкой дворов и улиц, медицинских сестрах, санитарах, домашней прислуге. Другой важный фактор, предопределивший столь острую необходимость использования в России трудовых мигрантов из-за рубежа, явился демографический кризис в стране. В этой связи особое беспокойство вызывает предстоящее значительное сокращение трудоспособного населения. И если не принять экстренные меры в отношении проведения грамотной и разумной миграционной политики, то, согласно прогнозам, общая численность трудоспособных граждан в России к 2015 г. уменьшится более чем на 10 млн. человек. Иначе говоря, ежегодно численность трудоспособного населения в стране будет и дальше, как это было в последние годы, сокращаться на 1 млн. человек.
Это происходит прежде всего не в результате низкой рождаемости (ситуацию в этом отношении в результате принятых в 2010 г. мер удалось несколько выправить), а вследствие высокой смертности трудоспособного населения. К тому же, по оценкам специалистов, в России чрезвычайно мало подростков в возрасте 15-17 лет - всего 3,8 млн. человек, что в скором времени значительно обострит трудонедостаточную ситуацию в стране. Поскольку у нас вступивший в экономический возраст человек в 20 лет имеет максимум 60 % шансов дожить до завершения этого возраста, т. е. до 60 лет, для России важно добиться снижения смертности людей трудоспособного возраста.
Учитывая, что вследствие неблагоприятной демографической ситуации вступающих в трудоспособный возраст россиян становится все меньше и такая тенденция, по оценке специалистов, сохранится примерно еще лет десять, проблема дальнейшего приема и использования в России иностранной рабочей силы приобретает особое значение.
Мигранты составляют ныне примерно 20 % трудовых ресурсов России, а в отдельных отраслях экономики, таких, например, как жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, трудятся почти исключительно иностранные работники. По подсчетам специалистов, трудовые мигранты из стран СНГ создают 6-8 % ВВП России.
Около 80 % всех мигрантов в России - выходцы из Украины, Китая, Казахстана, Узбекистана, Молдавии и Азербайджана. До 2005 г. по числу легальных трудовых мигрантов в России лидировала Украина, а в 2006 г. по этому показателю ее обошел Китай. Среди визовых стран наибольшее количество мигрантов дают Китай, Германия, Турция и ряд других государств.
Переводимые трудовыми мигрантами на родину средства, которые они заработали тяжелым трудом в России, - своего рода дотация нашей страны в экономику бывших советских республик, эти деньги играют важную роль в их экономическом развитии. По официальным данным, общая сумма переводов, поступивших от иностранных рабочих в эти страны в 2007-2008 гг. (вместе с прогнозируемыми неучтенными деньгами, полученными от тех работодателей, которые уклоняются от налогов), достигли около 15 млрд. долларов.
Так, от таджикских мигрантов из России в Таджикистан поступает ежегодно более 2 млрд. долларов в год, что составляет 38-40 % ВВП этой страны. В середине 2008 г., до войны России с Грузией, в нашей стране трудились 300 тыс. эмигрантов из этой страны, их денежные переводы на родину, составлявшие около полумиллиарда в год, обеспечивали около 15 % ВВП страны.
По данным Центробанка РФ, за последние 5 лет количество переводов прежде всего в бывшие советские республики и Китай и их суммы увеличились примерно в 10 раз. Общая сумма денежных переводов из нашей страны превышает денежные «посылки» в Россию в 8 раз.
Вместе с тем заработанные трудовыми мигрантами средства имеют важное значение и для нашей страны. Так, по оценке директора Федеральной миграционной службы К. Ромодановского, каждый заработанный мигрантами доллар приносит России 6 долларов прибыли.
После начала финансово-экономического кризиса в России и роста безработицы заметно увеличился отток трудовых мигрантов за границу. Так, на рубеже 2008-2009 гг., по данным авиаперевозчиков, Россию ежедневно покидали на 30 тыс. человек больше, чем прилетали в нашу страну.
В Москве большинство гастарбайтеров занято на рынках, в строительстве и на транспорте. По словам главы Департамента городского строительства Москвы А. Косована, на столичных стройках в 2009 г. работали не менее 100 тыс. иностранцев. Однако это в три раза меньше, чем в предыдущем году, когда их число достигало 300-350 тыс.
До начала кризиса в России было около 12 млн. трудовых мигрантов, 6,5 млн. из них были заняты в строительной отрасли, которая в наибольшей мере понесла урон от кризиса. И хотя жилищное строительство резко сократилось, около 1 млн. человек сохранили свои рабочие места, поскольку продолжалось строительство дорог, мостов и других необходимых в условиях кризиса объектов.
Примерно 1,5 млн. строителей-мигрантов, лишившись в условиях массовых увольнений работы, не найдя новую, уехали на родину. А остальные, оказавшись на улице, начали искать иные возможности заработка. Часть из них устроилась на нелегальную работу.
В ходе кризиса число гастарбайтеров в России заметно уменьшилось. Так, с января по октябрь 2009 г. в Москве получили разрешения на работу 244 тыс. мигрантов, тогда как за аналогичный период предыдущего года - 433 тыс. Квота на иностранных рабочих в 2009 г. была заявлена в 390 тыс., а на следующий год - в 250 тыс. человек. Но необходимо учитывать, что лишь треть гастарбайтеров становятся на миграционный учет, тогда как остальные работают нелегально. По оценкам специалистов, количество нелегальных мигрантов превышает число легальных, официально зарегистрированных, в 2-3 раза.
Миграция, по определению руководителя лаборатории анализа и прогноза миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковской, - это процесс быстрого реагирования общества на меняющуюся ситуацию. Люди чувствуют опасность заранее. Например, уже за два месяца до кризиса 1998 г. въезд в Россию сократился на 25 %, а выезд в Израиль, Германию резко возрос - на те же 25 %. Следует также учитывать, что трудовые мигранты, в отличие от граждан России, очень мобильны. Сначала они чаще всего приезжают в Москву, а затем, в зависимости от конъюнктуры на рынке труда, переезжают в другие регионы страны, туда, где имеется работа и соответствующие условия для пребывания.
Многие из них переезжают на Дальний Восток, где имеется большая потребность в рабочей силе.
В ходе кризиса, по словам руководителя миграционной службы К. Ромодановского, примерно в 3-4 раза уменьшилось и число нелегальных мигрантов. В этом сыграло свою роль введение миграционных патентов, позволяющие работать в течение трех месяцев, их должны покупать работающие у физических лиц, например на стройке. По истечении трех месяцев разрешение на работу оплачивает работодатель. Это дает возможность вывести из тени работающих нелегально и в то же время пополнить государственный бюджет.
Проблема приема и использования в России трудовых мигрантов, особенно нелегальных, создает для властей целый ряд серьезных, трудноразрешимых вопросов, которые в ходе кризиса заметно осложнились. Прежде всего, государственный бюджет не получает от них каких-либо доходов. Далее, обостряются межэтнические и межрелигиозные отношения, усиливается конкуренция на рынке труда, увеличивается и без того огромная нагрузка на все городское хозяйство, опасность инфекционных и многих других заболеваний, возникает необходимость обустройства приезжих и их обучения русскому языку. Кроме того, если мигрант работает официально, то пользуется теми же правами, что и коренной житель России. Нелегалы же живут в ужасных условиях, их зарплаты ниже зарплат коренных жителей
и пр.
В настоящее время в России, переживающей сложный и противоречивый период трансформационных преобразований, возникла необходимость серьезного переосмысления отношения к роли и возможности дальнейшего притока иностранной рабочей силы.
В мае 2010 г. Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ (о совершенствовании механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы). Закон упрощает порядок привлечения и использования трудовых мигрантов из стран СНГ. Иностранные работники разделены на две категории: работающие у работодателей - юридических лиц и у индивидуальных предпринимателей. Для тех и других будет действовать свой механизм нормативного регулирования труда мигрантов. Причем мигрант, прибывающий из страны, с которой заключено соглашение о безвизовом въезде, при получении разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической экспертизе. Исключение из этого правила будет сделано для высококвалифицированных специалистов. Этот закон вступил в силу с 1 января 2011 г.