Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа
Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.
На современном этапе на американском рынке труда сложилась довольно стабильная ситуация. С января по август 2006 г. уровень безработицы колебался в пределах 4,6-4,7%. По данным Бюро трудовой статистики Министерства труда, в августе 2006 г. в стране насчитывалось 7,1 млн. безработных, что составляло 4,7% общего количества занятых. Наибольший показатель безработицы за последние годы наблюдался в июне 2003 г., когда без работы оставалось 9,4 млн. американцев (6,4%).
На протяжении последних лет
уровень безработицы постоянно
снижался, и в результате в июне
2006 г. он достиг рекордно низкой отметки.
В августе 2006 г. уровень безработицы
среди афроамериканцев
Иммиграция - один из источников увеличения численности рабочей силы США. По мнению американских специалистов, «…потребность в создании дополнительной рабочей силы приблизительно наполовину удовлетворялась за счёт американцев, впервые выходящих на рынок труда, ещё около 350 тыс. вакансий заполнялись в результате снижения безработицы, остальные - за счёт иммиграции». Только по официальным данным, в последнее время в США въезжает более 700 тыс. легальных и 300 тыс. нелегальных иммигрантов, а по неофициальным - до 600 тыс. нелегальных иммигрантов ежегодно».
Иностранные специалисты играют важную роль в развитии передовых отраслей американской экономики. С одной стороны, использование знаний, творческого потенциала, международных связей этих специалистов для американской экономики представляется чрезвычайно выгодным, с другой - увеличение притока иностранных специалистов обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы и создаёт вероятность ухудшения перспектив занятости для американцев, среди которых уже отмечается рост безработных математиков, физиков, химиков.
Основные причины иммиграции
в США - высокий уровень жизни,
широкие возможности для
В США мигранты, в зависимости от уровня образования и квалификации, получают зарплату в 2-6 раз больше, чем на родине. Так, например, молодой мексиканский рабочий в возрасте 18-22 лет с образованием не выше 8 классов зарабатывал в начале 2000-х годов в США 7,6 долл. в час по сравнению с 1,5 долл. в час у себя на родине. Большое значение в стремлении трудоустроиться в США для многих иммигрантов имеет возможность материально помогать своим семьям, остающимся на родине. Так, в 2006 г. работники-мигранты из Латинской Америки перевели своим семьям на родину 45 млрд. долл., что составляет примерно 10% их совокупных доходов.
Соединённые Штаты извлекают значительную экономическую выгоду от привлечения в страну неквалифицированной рабочей силы. Эти иммигранты, зачастую нелегальные, занимают те ниши на рынке труда, которые сами американцы стремятся не занимать - тяжёлый монотонный труд на конвейере, «грязная» работа по уборке мусора, работы в строительстве и текстильной промышленности и т.п. (т.е. в непрестижных профессиях их доля выше, чем коренных американцев в 2-4 раза). Большая часть профессий, где иммигранты превалируют - это профессии, ставшие непрестижными для коренного населения США и требующие немалых физических усилий. Исключение составляют медики-ученые. Немало мигрантов и в других высококвалифицированных специальностях, требующих немало сил для их освоения, - инженеров, компьютерщиков и др., нехватку которых давно испытывают США.
Однако уровень безработицы среди низкоквалифицированных рабочих-иммигрантов ниже, чем среди аналогичной категории коренных американцев, которые очень часто не рассматривают эти рабочие места в качестве варианта для собственного трудоустройства из-за низкой заработной платы. Об отсутствии серьёзной конкуренции свидетельствует и позиция американских профсоюзных организаций, которые не требуют ограничения иммиграции и даже выступают за смягчение наказаний для работодателей, использующих труд нелегальных иммигрантов.
Стоит уделить внимание не экономическим, а социальным последствиям иммиграции: увеличение неравенства, рост уровня бедности и необходимость реформирования системы социального страхования США. Американские экономисты отмечают, что количество иммигрантов в трудоспособном возрасте, живущих за чертой бедности, увеличилось за последние 20 лет с 15 до 25%, а для низкоквалифицированных - почти до 40%.
Несмотря на все сложности развития иммиграционного процесса, большинство отечественных и зарубежных специалистов сходятся во мнении, что в целом он вносит значительный вклад в экономику Соединённых Штатов. Выплачиваемые иммигрантами налоги окупают расходы на предоставляемые им социальные, медицинские, образовательные и другие услуги. В среднем, сумма налогов, выплачиваемая каждым иммигрантом в течение его трудовой жизни в США, составляет 80 тыс. долл., а для имеющих высшее образование -250 тыс. долларов.
Проблема в том, что основная часть этих налогов поступает в федеральную казну, а большинство программ помощи финансируется из бюджетов штатов и местных органов власти. Поэтому для штатов, в которых проживает и трудится наибольшее количество иммигрантов (Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Нью-Джерси и Иллинойс), осуществление программ подобного рода превращается в серьёзную проблему. Также на эти штаты ложится подавляющая часть расходов на организацию двуязычного обучения в школах. То же самое касается и выплат социальных пособий: например, в Калифорнии 45% иммигрантов получают такие пособия.
Франция. Удобное географическое расположение, наличие множества международных маршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других государств-участников СНГ и прибалтийских республик. В результате, в то время как другие страны характеризуются высоким уровнем рождаемости и эмиграцией, Франция вот уже на протяжении более 150 лет принимает у себя иностранцев, стремясь таким образом противостоять естественной убыли своего населения.
Высокий уровень налогообложения и большое количество административных барьеров в предпринимательской сфере приводят к тому, что индивидуальные налогоплательщики, которые достаточно состоятельны и активны, покидают пределы Франции. Так, уже 300 тыс. французов проживают в юго-восточной Англии, где налоги значительно ниже и гораздо проще открыть собственный бизнес. На эмиграцию населения оказывает влияние и ситуация с безработицей - только у 30% французов до 30 лет есть постоянная работа. За последние годы свыше 2 млн. молодых французов уехало в США и Великобританию. Власти, чтобы поддержать стабильную демографическую ситуацию, компенсируют этот отток марокканцами и алжирцами. Подобная ситуация еще более усугубляет демографический кризис и усиливает ощущение французами утраты своей «национальности» на фоне постепенно проникающей в страну американской модели бизнеса.
Франция нуждается в иммигрантах. Это связано как с ее демографическими проблемами, так и с требованиями, предъявляемыми экономикой на современном этапе. В условиях современной НТР без обмена людскими ресурсами, и в особенности без привлечения их дополнительных контингентов, развитые страны уже не могут обойтись. Привлечение экономических мигрантов в достаточно крупных масштабах все настойчивее требует рынок труда, потребности которого не могут быть полностью удовлетворены за счет национальной рабочей силы из-за их определенной структурной неадекватности. Система подготовки и переподготовки кадров не обещает требуемых результатов в короткие сроки, тем более, когда речь идет о редких и уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д., привлечение которых давно стало эффективным средством мировой конкурентной борьбы. Все это говорит о необходимости проведения «экспансионистской и инклюзивной» иммиграционной политики, т.е. направленной на вовлечение иммигрантов в экономику.
Ведущим принципом иммиграционной политики во Франции является воссоединение семей, что привело к чрезмерному расширению этого канала иммиграции. Наблюдается также тенденция к уравниванию числа мужчин и женщин иммигрантов.
Во Франции проживают не менее 4-5 млн. мусульман, половина из которых имеет французское гражданство. Почти 3 млн. мусульман являются выходцами из Северной Африки (1,5 млн. - из Алжира, 1 млн. - из Марокко, остальные - из Туниса). Среди мусульман также 350 тыс. иммигрантов приходится на Турцию, 250 тыс. - на Южную Африку, оставшиеся - на Ближний Восток (в основном, это курды и иранцы). Таким образом, каждый 12-й житель Франции является выходцем из мусульманского государства.
Произошло изменение природы иммиграции: из экономической она превратилась в социальную. По мнению многих французов, иммигранты сегодня не источник благосостояния для страны, а лишь потребители социальных благ. Более многодетные мусульмане, получают больше семейных пособий и пользуются первоочередным правом на дешевые муниципальные квартиры, чем французы. Проживая во Франции и получая финансовую помощь от различных социальных организаций, обычный марокканец будет получать в 6 раз больше, чем у себя на родине, что значительно снижает для него стимулы к устройству на работу. В то же время, доля иммигрантов в преступности почти в 3 раза превышает их долю в населении. Черный рынок, наркотики, отмывание денег – за всем этим стоят и на этом держатся исламские группировки. Все это порождает конфликты и вызывает недовольство.
Уменьшить количество мигрантов, принимаемых по гуманитарным соображениям, недостаточно для корректировки иммиграционной политики и улучшения ситуации. Несмотря на негативное отношение значительной части местного населения к иммигрантам и сравнительно высокую безработицу роль иммиграции в росте благосостояния общества может быть позитивной при условии пересмотра иммиграционного законодательства для расширения приема категорий тех экономических мигрантов, на которые существует повышенный спрос. Усиление селективности иммиграционной политики благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих. Необходимо воздействовать на структуру иммиграции и перевести ее из социальной плоскости в экономическую. Эффективное воздействие на нелегальную иммиграцию могло оказать бы упрощение законного въезда временных работников для заполнения имеющихся вакансий, четкая регламентация условий их труда и, что особенно важно, создание стимулов для возвращения на родину после завершения работы. Среди таковых стимулов могли бы быть депонирование части заработков иностранных рабочих в странах их происхождения и жесткая обусловленность выдачи денежных сумм возвращением рабочих на родину.
Италия. Италия оказалась на передовом рубеже иммиграционной проблемы, в первую очередь, в силу своего географического положения. После серии «африканских революций» на Аппенины с начала текущего года нелегально прибыли десятки тысяч человек. Перевалочным пунктом для прибывающих в основном по морю беженцев является итальянский остров Лампедуза, находящийся к Африке ближе, чем к материковой части Италии. На этом острове площадью 20 кв. км с населением немногим более 5 тыс. человек одновременно находились до 6 тыс. иммигрантов.
Пика кризис достиг в конце зимы - начале весны, когда Италия вынуждена была оказывать прием многочисленным выходцам из Туниса, большинство из которых хотели переправиться во Францию, где проживает обширная тунисская община. Между двумя европейскими странами наметился серьезный конфликт: итальянские власти стремились быстрее избавиться от нелегалов, став выдавать им временные полугодовые разрешения на пребывание с правом передвижения по зоне Шенгенского соглашения, а французская сторона поставила вопрос о временном закрытии границ «ввиду чрезвычайных обстоятельств». При этом руководство ЕС определило тунисских беженцев в разряд «экономических иммигрантов».
После начала конфликта в Ливии на о. Лампедуза начали прибывать беженцы из африканских стран к югу от Сахары. Несколько лет назад сходная ситуация уже наблюдалась. Однако тогда их поток удалось остановить после заключения с М. Каддафи соглашения о совместном патрулировании прибрежных вод Ливии. С началом действия этого соглашения высадки прекратились. Возобновились они лишь после начала военной операции против Ливии.
Правоцентристское правительство С. Берлускони проводит достаточно жесткую иммиграционную политику, начиная с того, что победу на досрочных выборах в 2008 г. правый центр одержал на обещаниях большей безопасности для граждан страны. Основным источником растущей преступности при этом были названы иммигранты. По инициативе министра внутренних дел Р. Марони были увеличены сроки задержания и наказания за нахождение на территории Италии без надлежащих документов. Пик борьбы с иммигрантской преступностью пришелся на период постоянно появляющихся в СМИ сообщений о неблаговидных поступках румын. После вступления Румынии в ЕС Италию наводнили румынские граждане, среди которых оыли и преступные элементы.
Правительство С. Берлускони ввело обязательным условием для заключения брака на территории Италии иностранца с итальянским гражданином (что автоматически дает право на получение вида на жительство) наличие у иностранца первоначального документа, позволяющего пребывание в стране. Эта мера направлена на исключение фиктивных браков. В целом ведомству Р. Марони, установившему жесткие ограничения на получение вида на жительство, удалось выявить и выслать какой-то процент нелегалов. Но в процессе выяснилось, что большая часть этих нелегальных иммигрантов - женщины, преимущественно из Украины и Молдавии, которые работают сиделками престарелых итальянцев.