Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.

Файлы: 1 файл

DIPLOMChIK_may_na_proverku_bez_titulnikov.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Проведя исследование, выяснили, что 90% итальянских семей нуждаются в найме этих женщин. Тогда для них было сделано послабление. Более того, всем нелегальным сиделкам было предложено официально получить документы. При этом удалось пополнить казну, поскольку каждая иностранная сиделка или горничная должна была выплатить 500 евро, а затем ежемесячно отчислять из своей зарплаты (от 500 до 1000 евро) налоги, благодаря чему им был открыт доступ к медицинскому обслуживанию. Одна из серьезнейших иммиграционных проблем в Италии связана с цыганами, которые, обладая общеевропейским гражданством, на практике продолжают жить таборами на окраинах Рима и Неаполя.

Правительство С. Берлускони подвергается серьезной критике  за иммиграционную политику со стороны левой оппозиции, которая традиционно стоит на позициях защиты прав беженцев и критикует правительство за установление барьеров для нуждающихся. Схожие претензии предъявляет Верховный комиссар ООН по делам беженцев, выступающий против высылок нелегалов из Италии. В их защиту выступает также римско-католическая церковь.

Последнее обострение иммиграционной проблемы выявило необходимость четкого определения терминов: «нелегальный иммигрант», «перемещенное лицо», «жертва вооруженного конфликта», «беженец», «экономический иммигрант». Статус беженца позволяет, согласно международному праву, обращаться за политическим убежищем в стране пребывания.

Согласно данным национального института статистики «Istat» за 2010 г., наиболее многочисленная иммигрантская община на Апеннинах - румынская (почти 1 млн. человек), затем идут выходцы из Албании (почти 0,5 млн.), марокканцы (450 тыс.), китайцы (200 тыс.), украинцы (192 тыс.), филиппинцы и индусы.

Испания. В 1990-е годы благодаря устойчивому экономическому росту роль Испании как государства, где можно найти работу и обеспечить себе прожиточный минимум, стала намного привлекательнее. В связи с выгодной экономической конъюнктурой в королевство хлынул поток иммигрантов, подлинные масштабы которого оценили далеко не сразу. Этому способствовал и продолжавшийся почти два десятилетия бум в строительной отрасли, требовавшей все большее количество неквалифицированных рабочих рук. Мелким и средним испанским предпринимателям был выгоден приезд иммигрантов, труд которых оплачивался ниже, а налоги и взносы в соцстрах за которых не вносились вообще.

Власти до поры до времени не обращали особого внимания на это новое явление в экономической и социальной жизни страны. Однако когда к концу 1990-х годов количество нелегальных иммигрантов стало исчисляться сотнями тысяч, а потери государственного бюджета сотнями миллионов долларов, власти «забили тревогу». Правительство приняло решение провести в 2001 г. легализацию иммигрантов, упорядочив тем самым их пребывание в Испании и заставив хотя бы частично платить налоги. Тогда около 400 тыс. нелегальных иммигрантов получили вид на жительство и право на работу. Одновременно были приняты первые меры по ограничению иммиграции в страну. В частности, в 2003 г. был заключен договор с Марокко, откуда в Испанию ежегодно нелегально проникали тысячи людей (14,5 тыс. в рекордный 2001 г.), в соответствии с которым марокканские власти ужесточили контроль над своим побережьем.

Основным способом проникновения потенциальных иммигрантов в Испанию является внешне вполне легальный приезд иностранцев по линии туризма или по приглашению родственников. Этим каналом воспользовались и продолжают пользоваться более 80% иностранцев, которые задумали остаться в стране в надежде найти работу. Кроме этого, резко выросло число африканцев, добиравшихся до испанского побережья, прежде всего Канарских островов, на катерах и моторных лодках. В отдельные месяцы их количество достигало 2 тыс. человек. Все это привело к тому, что число нелегальных иммигрантов в Испании к середине первого десятилетия нового века, по некоторым оценкам, достигло 1 млн. человек.

Поэтому в 2004 г. пришлось проводить повторную массовую легализацию иммигрантов. На этот раз основным требованием было наличие контракта на работу. Это позволяло быть уверенным, что легализуемый иммигрант имел доходы, необходимые для обеспечения прожиточного минимума, а также заставляло испанских предпринимателей уплачивать за него подоходный налог и взносы в систему социального страхования. Таким образом, в Испании было легализовано еще 561 тыс. человек. Каждому из них был выдан вид на жительство с правом на работу, который автоматически предоставлял право пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, открывать счета в банках, приобретать движимое и недвижимое имущество, накапливать средства в пенсионном фонде.

Параллельно правительством стали приниматься все более жесткие меры по ограничению стихийного въезда иммигрантов. Участились случаи депортации иностранцев, которые вызывали у пограничников подозрения в возможном желании остаться в Испании. По стране стали проводиться рейды полиции по выявлению нелегальных иммигрантов и помещению их в специальные центры для нарушивших иммиграционные правила иностранцев. По всему периметру испанского побережья была установлена современная аппаратура раннего обнаружения приближающихся плавучих объектов, что позволило перехватывать более 90% катеров и лодок с нелегальными мигрантами.

Тем не менее, по данным Министерства труда и иммиграции, в начале апреля текущего года число иностранцев, легально проживающих в Испании, превысило 5 млн. человек. Большая часть из них имеет так называемый постоянный вид на жительство, хотя его срок ограничен 5 годами. В настоящее время в Испании сначала выдается временный вид на жительство сроком на 1 год, затем в случае соблюдения всех установленных норм второй временный вид на жительство сроком на 2 года, затем третий - сроком еще на 2 года и только потом постоянный сроком на 5 лет. После проживания в стране в течение 10 лет с легальным видом на жительство иностранный гражданин имеет право подать прошение о предоставлении ему испанского гражданства.

Однако не все упомянутые выше 5 млн. иностранцев являются иммигрантами, приехавшими в Испанию в поисках работы. Почти половину из них составляют граждане стран ЕС, часть которых, в соответствии с существующими в Евросоюзе законами, имеет право работать в этой стране, а часть, привлеченная благоприятным климатом и огромным предложением жилья вдоль побережья Средиземного моря, перебирается в эту страну, чтобы спокойно провести свои годы на заслуженном отдыхе. Так, в Испании проживает многочисленная британская диаспора (более 225 тыс. человек), более 170 тыс. итальянцев, почти 120 тыс. немцев, около 95 тыс. французов, несколько десятков тысяч швейцарцев, голландцев, норвежцев и выходцев из других стран Западной Европы. Они покупают недвижимость, тратят свои накопления и составляют ту часть населения, которая отличается достаточно высоким образовательным уровнем и примерным поведением в быту.

В настоящее время  получить в Испании вид на жительство становится задачей практически невыполнимой. Даже если иммигрант нашел работу и представил правильно оформленный контракт, иммиграционная служба заставляет работодателя доказать, что он не может найти специалиста того же профиля и квалификации у себя в стране. Сделать же это при наличии 20%- ной безработицы практически невозможно.

Испания постоянно усложняет  процесс получения вида на жительство и на работу. Только что принятые поправки к закону об иммиграции предусматривают новые ограничения в приезде к легально проживающим в стране мигрантам их родителей и других родственников. Скоро они должны будут представлять справки «об интеграции в испанское общество и состоянии жилищных условий». Не имеющие вида на жительство иностранцы, которые попадут в руки полиции во время многочисленных рейдов, будут помещаться в специальные центры для нелегальных иммигрантов. Кроме того, государство вводит экономические стимулы, поощряющие возврат домой иммигрантов, оставшихся в Испании без работы.

Наиболее сложной проблемой  остается иммиграция нелегальная. Нелегальные иммигранты пополняют «черный рынок» труда, работу на котором оплачивают неучтенными налоговыми органами деньгами, а сами работники не платят налогов и сборов в соцстрах. По подсчетам Министерства труда и иммиграции, в Испании более 20% выполненной работы оплачивается «черными» деньгами. Правда, речь идет в целом о работающих в Испании, а не только об иммигрантах. Поэтому недавно испанское правительство приняло за кон, в соответствии с которым всем работодателям предоставлен трехмесячный срок для легализации без штрафных санкций всех оплачиваемых не по закону работников, в противном случае к ним будут применяться повышенные штрафы.

Будучи десятой страной  в мире по количеству иммигрантов, Испания является в то же время центром эмиграции. На 1 апреля текущего года за рубежом проживало около 1,7 млн. граждан Испании, из них около 350 тыс. живет в Аргентине, почти 190 тыс. - во Франции, 173 тыс. - в Венесуэле, 105 тыс. - в Германии, 93 тыс. - в Швейцарии, почти 80 тыс. - в США и 75 тыс. - на Кубе. Часть из них являются детьми и внуками тех испанцев, которые были вынуждены выехать из страны в годы Гражданской войны в 1936 - 1939 гг. Другие - тех, кто выезжал в Европу на заработки в 1950 - 1960-е годы.

Однако немалую долю проживающих за рубежом испанцев составляют специалисты, привлеченные гарантированной работой и более высокими, чем на родине, заработками, причем число этой категории граждан неуклонно растет. Только в 2010 г. из Испании выехало почти 130 тыс. испанцев, в основном квалифицированных специалистов.

Как отмечается, многие страны Латинской Америки, являющиеся традиционным для Испании рынком неквалифицированной рабочей силы, в настоящее время становятся центром притяжения квалифицированных испанских специалистов. Как отметил недавно министр труда Бразилии К. Лупи, его страна «нуждается в 2 млн. квалифицированных специалистов, которыми, учитывая языковую близость, в первую очередь могут стать выпускники испанских университетов». Такая же ситуация наблюдается в переживающих экономический рост Чили, Перу, Уругвае и ряде других латиноамериканских стран.

На протяжении многих лет Испания ставит в ЕС вопрос о согласованной политике в отношении иммиграции. Как отметила государственный секретарь по вопросам иммиграции и эмиграции Испании А. Террон, в настоящее время «в странах ЕС существует разное иммиграционное законодательство, слабо координируется политика регулируемого привлечения рабочей силы, принимаются несогласованные меры по ограничению нелегальной иммиграции. Испания, в которой число иммигрантов составляет около 12% из 47 млн. населения страны, крайне заинтересована в выработке единой политики ЕС по отношению к миграции населения». Не в последнюю очередь это связано с надеждами получить из общеевропейских фондов финансирование программ по регулированию миграционных потоков.

Швейцария. На осень 2011 г. в Швейцарии запланированы федеральные выборы, в преддверии которых тема миграции стала одной из важных для политических сил страны. В связи с этим сразу две инициативы на эту тему были внесены различными партиями. Так, Швейцарская народная партия (ШНП) предлагает ограничить возможность миграции. Среди предложений этой ультраправой политической силы - оставить за Швейцарией право расторгнуть или изменить соразмерно интересам конфедерации соглашение о свободном перемещении граждан, заключенное с Европейским союзом (ЕС) в 2002 г. Среди перечисляемых доводов - тот, что за последние четыре года в страну приехали на работу 400 тыс. человек. Это равно по численности самому населенному городу Швейцарии - Цюриху. Если ситуация будет развиваться по этому сценарию, предупреждает ШНП, то население Швейцарии к 2035 г. может достичь 10 млн., что негативно скажется на жизни швейцарцев: взлетят цены на недвижимость, чрезмерная нагрузка ляжет на действующую инфраструктуру, систему образования и здравоохранения, увеличится процент безработных.

Для того чтобы этот вопрос был вынесен на суд общественности, необходимо за 8 месяцев собрать 100 тыс. подписей. Как отмечается, все направленные против миграции предложения ШНП вызывали позитивный отклик у граждан страны. В частности, в ноябре прошлого года почти 53% швейцарцев поддержали предложения швейцарских радикалов высылать из страны иностранцев, совершивших на ее территории тяжкое преступление. Предложение ШНП заключалось в том, чтобы автоматически депортировать из страны не имеющих швейцарского гражданства людей, признанных виновными в убийстве, изнасиловании, торговле наркотиками. В разряд тяжких преступлений попало и «злоупотребление социальной помощью».

По данным ШНП, иностранцы ответственны за половину совершаемых в Швейцарии преступлений, в том числе за 59% убийств. Депортированному лицу будет запрещено возвращаться в страну на срок от 5 до 20 лет. Таким образом, число выдворяемых в год из страны иностранцев может вырасти почти в 4 раза - с нынешних 400 человек до 1,5 тыс.

Финляндия. Программа нового правительства Финляндии, утвержденная в середине июня 2011г., провозглашает на ближайшие четыре года «линию на иммиграционную политику, направленную на построение толерантной, безопасной и равноправной Финляндии и повышение ее международной конкурентоспособности». Вопрос о миграционной политике государства был одним из самых острых в ходе предвыборной кампании на парламентских выборах.

Правительственная программа указывает, что «иммигранты являются постоянной и приветствуемой частью финского общества», и новый кабинет провозглашает своей важной задачей интеграцию мигрантов и борьбу с их дискриминацией. Правительство заявляет об обновлении стратегии по миграции до 2020 г. и намеревается повысить уровень занятости беженцев, их интеграции, а также сделать более эффективной борьбу с дискриминацией. В вопросах миграции Финляндия тесно взаимодействует с ЕС и выступает за углубление скандинавского сотрудничества в этом направлении.

Миграция имеет важное экономическое значение и для  Европы. Уже в течение нескольких десятилетий для европейских стран характерны две взаимосвязанные демографические тенденции - старение населения и уменьшение его численности. Так как мигранты в большинстве своем молодые люди, их приток восполняет уменьшение числа работающих, которым приходится кормить все большее число пенсионеров.

Действительно, если в 1950 году граждане старше 65 лет в Европе составляли всего 8,2% от всего населения, в 1970 - 10,5%, то в 2001 - уже 16,2%. По прогнозам, к 2025 году пенсионеров в Европе будет 21%, а к 2050 - 27,6% от населения. В большинстве европейских стран пенсии выплачиваются за счет налогов, взимаемых с работающих. Так как число пенсионеров растет, то нагрузка на работников повышается. По оценкам Еврокомиссии, если сегодня в странах ЕС на выплату пенсий тратится от 10,5% ВВП (в Великобритании, где действует смешанная пенсионная система - с госпенсиями и выплатами накопительных пенсионных фондов) до 19,7% ВВП (в Италии, где сегодня самая высокая доля пенсионеров - 19,3% населения), то в 2030 году эти цифры вырастут, соответственно, до 15,5% ВВП в Британии и до 33,3% - в Италии. Для того, чтобы поддерживать существующий баланс на сокращающемся рынке труда Европы, в страны Евросоюза ежегодно необходимо импортировать 1,5-3 миллиона иностранных рабочих. Прогноз ООН еще радикальнее - речь идет о 4,5-6 миллионах мигрантов в год[11].

Информация о работе Международная миграция рабочей силы