Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:25, дипломная работа

Описание работы

Единого подхода к определению термина «международная миграция» не существует. Часто в научной литературе используют определение, предложенное В. А. Ионцевым которое показывает, что международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими) или пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное.

Файлы: 1 файл

DIPLOMChIK_may_na_proverku_bez_titulnikov.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры - это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты - это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране. Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.

Важным финансовым результатом  оттока рабочей силы для страны эмиграции  является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами, оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платёжный баланс страны.

Принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые всё равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным.

Международная миграция рабочей силы имеет целый ряд  последствий, которые не носят чисто  экономического характера, не улавливаются рынком и поэтому не могут быть измерены в денежном измерении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.

Рабочие, перемещаясь  из одной страны в другую, переносят  с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит  своё воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая «утечка умов» - эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х годов, «утечка умов» происходит либо путём выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции «утечка умов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счёт концентрации у себя интеллектуальной элиты[30].

Иммиграция порождает  не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.

Приток иностранных  рабочих редко вызывает положительные  эмоции у местного населения в  принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряжённости во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость.

Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником поступления валюты в  страну. Она поступает регулярно  в виде переводов семьям и при  возвращении работника из - за рубежа. Некоторые страны за счет этого источника получали основную массу валютных доходов.

Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В тоже время  пересылаемые в страну переводы семьям позволяют им повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. позволяют стране в целом успешнее решать комплекс социально – экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используются при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие  рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие - иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Привлечение иностранных рабочих увеличивает совокупный спрос на товары и услуги, стимулирует развитие производства, создание дополнительных рабочих мест и соответственно дополнительную занятость. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку.

Часто иностранные работники  рассматриваются как дополнительное условие решение социальных задач  в стране: они не учитываются при  разработке и реализации различных  социальных программ, не обеспечиваются пенсиями. Что позволяет экономить значительные средства и использовать их для решения других социальных проблем страны. При угрозе безработицы первыми увольняются иностранные работники. Что позволят на какое - то время снять социальную напряженность в стране[19].

Но у трудовой миграции есть и негативные последствия. Для страны - экспортера это отток квалифицированной рабочей силы, увеличение затрат на ее производство, а при больших объемах эмиграции может быть и сокращение ВВП. Это связано с тем, что эмигрируют в основном люди наиболее трудоспособного возраста, что ведет к старению трудящегося населения и не может не сказаться на производительности труда.

Для страны - импортера прием эмигрантов ведет к уменьшению средней заработной платы в стране. Возможна также потеря наименее квалифицированными работниками работы и, соответственно, части дохода, возникают проблемы жилья, транспорта. Практически во всех таких странах существуют недовольство коренного населения, которое в периоды экономических спадов проявляется очень бурно. Поэтому государству приходится тратить дополнительные средства на обеспечение мер безопасности.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и реципиентов представлено в Приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1 Масштабы международной миграции

Международная трудовая миграция наряду с транснационализацией капитала и либерализацией внешней торговли воздействует на интенсивность интеграционных процессов на мировом рынке труда и состояние конкретных национальных рынков. Один из важных критериев, отражающих степень участия мигрантов в экономических и социально-политических процессах - доля международных мигрантов в общей численности населения страны. Исходя из этого критерия, все страны мира можно разделить на пять основных групп, данные предоставлены в таблице 1.

 Таблица 1- Классификация стран по доле международных мигрантов в общей  

                   численности населения

 

 

Группа

 

Число стран в группе

 

Доля мигрантов в  общей численности населения, %

1. Страны, где международный  миграционный обмен не имеет  заметного влияния на национальный  рынок.

 

109

 

Менее 5

2. Страны со слабой  миграционной динамикой и миграционным  потенциалом.

 

 

28

 

5-10

3. Страны с умеренной  миграционной динамикой и миграционным потенциалом.

 

 

19

 

11-20

4. Страны с высокой  миграционной динамикой и расширенным  миграционным потенциалом.

 

16

 

21-50

5. Страны с преобладанием  международных трудовых мигрантов  в национальной экономике.

 

5

 

Свыше 50


 

Наиболее многочисленной является первая группа стран, куда вошли 109 государств (из 191, включенного в выборку). Международная миграция здесь не оказывает заметного влияния на состояние национальных рынков труда, особенно если учесть, что ее всплеск, отмечавшийся в отдельные периоды, был обусловлен больше политическими, нежели экономическими факторами. В первую очередь это относится к странам Африки, расположенным южнее Сахары, где миграция имеет региональный характер и связана в основном с внутренней социально-политической нестабильностью.

Наряду с развивающимися странами Африки и Западной Азии в первую группу попадает и ряд государств с переходной экономикой, а также некоторые развитые страны. В этой группе менее всего стран, испытавших в разные периоды времени миграционный всплеск.

Во вторую группу (со слабой миграционной динамикой и миграционным потенциалом на мировом рынке труда) входят (с некоторыми оговорками) 28 стран, из них относительно устойчивую долю мигрантов сохраняют 12 государств (в их число входит и Российская Федерация).

Первые две группы объединили страны с ограниченным миграционным потенциалом: первая - вследствие общего низкого уровня экономического развития, вторая - из-за сохранения рестриктивного законодательства или отсутствия эффективных механизмов приема и адаптации международных мигрантов. В основном здесь представлены региональные центры притяжения трудовых мигрантов. Исключение составляют несколько европейских стран (Бельгия, Дания, Нидерланды, Великобритания), которые весьма избирательно относятся к желающим въехать на их территорию.

Основу третьей группы составляют страны со стабильно развивающейся рыночной экономикой. Помимо них здесь представлены некоторые африканские и латиноамериканские государства, имеющие емкий национальный рынок труда и готовые привлекать извне как квалифицированную, так и неквалифицированную рабочую силу преимущественно из своего региона.

В четвертую и пятую группы вошли страны, где значительная часть ВВП создается за счет международных трудовых мигрантов, при этом в пятой группе они преобладают в большинстве секторов экономики. Так, в нефтедобывающих странах Востока число трудовых мигрантов зачастую достигает 70-80% относительно численности коренного населения. Формирование значительного контингента международных мигрантов в странах этих двух групп (за исключением Палестины) мотивировано главным образом экономическими соображениями. Во многих из них еще сохраняется неиспользованный экономический потенциал, позволяющий создавать новые рабочие места, тогда как в развитых странах такие возможности постоянно сужаются, усиливается тенденция к делиберализации миграционного законодательства.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся  в промышленно развитые страны. В  промышленно развитых странах благодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между развитыми  странами осуществляется прежде всего  по неэкономическим причинам. В этом случае

значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема - так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление  в миграции рабочей силы - это  отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции (доставка черных рабов на Американский континент).

До последнего времени  страной, в первую очередь притягивающей высококвалифицированных специалистов со всего мира, были США. И это не случайно. Фундаментальной основой эффективности американской экономики является инновационный потенциал. В стране сформирована развитая многоуровневая национальная инновационная система, которая в существенной степени является основой мировых стандартов. Стратегия США нацелена на научно-техническое лидерство и поддерживает его за счет ресурсного обеспечения (в 2007 г. затраты на НИОКР составили около 340 млрд. долларов, а в 2009 году - 385 млрд. долларов), высокого уровня материально-технической оснащенности исследований и качества ресурсного обеспечения, динамично совершенствуемых механизмов взаимодействия отдельных элементов национальной инновационной системы, разработанных государственных инструментов стимулирования науки и образования. Это открывает возможности привлекать наиболее компетентных специалистов со всего мира (например, удельный вес родившихся  за границей в общем числе специалистов, имеющих степень доктора естественных наук, превышает в США 40%), а также широко использовать преимущества исследований по программам научно-технического сотрудничества. Важную роль  в подготовке и привлечении высококвалифицированной рабочей силы играют университеты, осуществляющие вузовскую и послевузовскую подготовку кадров. В адрес США постоянно звучат критические упреки по поводу «переманивания умов» со всего мира. Вместе с тем 3% родившихся в США американцев, защитивших докторскую степень в области естественных наук, сразу же уезжают работать за границу.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы