Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая основа построения и функционирования международной валютно-финансовой системы
1.1 Форма организации международной валютно-финансовой системы.
1.2 Основы экономического порядка
1.3 Международные финансовые организации
2. Состояние развития международной валютно-финансовой системы.
2.1 Валютно-финансовая система России
2.2 Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГотоваЯ.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

 Предметом правоотношений  в международном валютном праве  являются: национальные валюты, международные  расчетные единицы, условия обратимости  валют, национальные правовые  режимы в финансовой сфере,  формы международных расчетов  и т.п. 

 Организационно-правовой  механизм международных валютных  отношений составляет совокупность  экономических и правовых средств,  с помощью которых обеспечивается  организация и осуществление  сотрудничества в рамках МВС.  Основными элементами данного  механизма являются:

 –   совокупность валютно-финансовых инструментов;

 –   институционные инструменты сотрудничества;

 – международно-правовые средства регулирования валютных отношений.

 К первому элементу  относятся национальные и международные  валюты; системы международных расчетов  и кредитования, в том числе  режим платежей и расчетов  между государствами. 

 К институционным инструментам  сотрудничества относится деятельность  государства в качестве организаторов  и субъектов валютных отношений,  а также деятельность международных  организаций (МБРР, МВФ и т.п.).

 К средствам регулирования  относятся международные договоры (соглашения, конвенции и т.д.), создаваемые  в процессе деятельности субъектов  международного права. 

 Главная движущая сила  этого механизма – деятельность  государств по координации мероприятий  в соответствующей сфере. Все  применяемые в данной сфере  экономические инструменты и  формы их практической реализации  сводятся к совершению операций, предметом которых является валюта, что дает основание рассматривать  ее как объект международных  отношений. 

 Все валюты подразделяются на конвертируемые (обратимые), частично обратимые и необратимые, то есть замкнутые. Обратимые валюты являются денежными единицами тех стран, где полностью отменены валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов (к данной категории может быть отнесен доллар США). Указанные валюты свободно обмениваются на любую другую валюту. Валюта обслуживает международную торговлю товарами и услугами, миграцию капиталов. Связующим звеном между национальными валютными системами является валютный курс, то есть цена национальной валюты, выраженная в валюте другого государства либо в международных расчетных единицах. Возможность обмена национальной валюты на валюту другого государства и валюты этого государства на валюту первого государства или третьей страны осуществляется по национальному законодательству. Решающим критерием в этих операциях является конвертируемость валюты, то есть отсутствие ограничений. Ограничения конвертируемости валюты есть правовые препятствия, связанные с особенностями национального денежного и валютного регулирования. Данные ограничения заключаются в нормативном запрещении, лимитировании или регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цель таких ограничений – перераспределение валютных ценностей в пользу государства.

 Применительно к системе  денежного обращения, основанной  на установлении паритета денежной  единицы к драгоценным металлам (золоту), конвертируемость валюты  понималась прежде всего как способность национальной валюты быть обмененной на определенное количество драгоценного металла (золота или серебра).

 Переход к системе  «плавающих» курсов потребовал  изменения в представлениях о  понятии «конвертируемость валюты».  Положения, касающиеся конвертируемости  валюты, в рамках действующего  на сегодняшний день Соглашения  об МВФ. 

 Различается внутреннюю  конвертируемость и внешнюю. Внутренняя означает, что каждый гражданин данной страны – владелец платежных средств в ее национальной валюте наделяется правом неограниченно и беспрепятственно переводить их за границу или свободно обменивать на иностранные платежные средства согласно установленному обменному курсу. Соответственно, о внешней конвертируемости речь может идти тогда, когда иностранный владелец национальных платежных средств вправе неограниченно распоряжаться ими, и в первую очередь обменивать их на иностранные платежные средства по установленному курсу. Полностью конвертируемой валюта становится тогда, когда она отвечает требованиям внутренней и внешней конвертируемости.

 В соответствии с  разд. 2 ст. VIII Соглашения об МВФ  ни одно государство – член  не должно налагать ограничения  на производство платежей и  переводов по текущим международным  операциям. Таким образом, государства  – члены МВФ принимают на  себя обязательства по введению  конвертируемости национальной  валюты по текущим операциям. 

 Аналогичный подход  содержится в актах других  международных организаций. В  частности, в рамках ОЭСР приняты  в 1992 году и действуют Кодекс  либерализации движения капиталов  (Code of Liberalization of Capital Movements) и Кодекс либерализации текущих невидимых операций (Code of Liberalization of Current Invisible Operations), касающийся регулирования текущих валютных операций. Названные Кодексы содержат определения категорий «операции, связанные с движением капиталов» и «текущие валютные операции».

 Кодекс либерализации  движения капиталов (Приложение  «А») к капитальным валютным  операциям относит в том числе и прямые инвестиции, определяемые как инвестиции, которые осуществляются в целях установления долгосрочных экономических отношений с субъектом предпринимательской деятельности, и в частности позволяют принимать активное участие в управлении предприятием посредством:

 –  создания предприятия, полностью принадлежащего инвестору;

 –   долевого участия в действующем или создаваемом предприятии;

 –   предоставления займа на срок пять лет и более.

 Кодекс либерализации  текущих невидимых операций (Приложение  «А») к таким операциям относитcя:

– операции, осуществляемые в процессе производственной деятельности (оплата установки, ремонта, поставки, оказания услуг, технического содействия, строительства; выплата авторского вознаграждения, роялти, заработной платы, вознаграждения; расходы на содержание представительства);

 –   операции, связанные с внешней торговлей (выплата комиссионных и брокерского вознаграждения; оплата сопровождения (экспедиция); расходы, связанные с обычной торговой деятельностью; расходы на подготовку документации; содержание складов, таможенные платежи);

 – транспортные расходы (оплата фрахта судов, чартерных перевозок, ремонта судов, портовых сборов и подобных расходов, возникающих в связи с перевозкой грузов морем, по внутренним водоемам, сухопутным (железнодорожным и автомобильным), а также воздушным транспортом);

 –   расходы, связанные со страхованием;

 –   платежи в связи с предоставлением/получением финансовых услуг (перевод платежей, включая расходы на платежные инструменты; оплата банковских услуг, услуг клиринговых организаций и т.д.; платежи за финансовую информацию; управление активами; услуги финансовых консультантов и посредников; комиссионные, брокерское вознаграждение и пр.);

– платежи, связанные с импортом, воспроизведением и распространением кинопродукции;

 –    платежи социального характера и связанные с выплатой личного вознаграждения (пенсии и т.п.; платежи, осуществляемые на основании судебного решения или обязательств по содержанию и оказанию финансовой помощи; платежи в связи с содержанием имущества, находящегося за рубежом; оплата подписки периодических изданий, книг и т.п.; спортивные призы и награды);

 – платежи публичного характера (оплата налогов; расходы на представительства государства и его органов; оплата услуг общественного транспорта, почты, телеграфа и телефона);

 –   консульские сборы;

 –   общие (включая платежи на рекламу, оплату судебных издержек, возмещение ущерба, уплату штрафов, членских взносов, оплату профессиональных услуг бухгалтерских, юридических, медицинских и др.);

 –   возвращение ранее оплаченных платежей (в случае расторжения договора, ошибочных платежей и др.);

 –   оплату регистрации патентов и торговых марок.

 Особенностью российского законодательства является то, что портфельные инвестиции в соответствии с Законом 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» были отнесены к категории капитальных, а не текущих, как это обычно делается в зарубежных странах (см., например, Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, в котором операции, связанные с портфельными инвестициями, помещены в Приложении «B», содержащем изъятия из перечня капитальных операций, указанных в Приложении «А»). Одноименный Закон 2003 года устанавливает общий принцип, согласно которому валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений; исключение составляют некоторые валютные операции, связанные с движением капитала, и операции на внутреннем валютном рынке. Валютные операции, связанные с движением капитала, делятся на операции, регулирование которых осуществляется Правительством РФ, и операции, регулирование которых отнесено к компетенции Центрального банка. К числу последних относятся, в частности, операции с внешними ценными бумагами, а также осуществляемые нерезидентами операции с внутренними ценными бумагами.

 Покупка и продажа  иностранной валюты осуществляется  по текущему валютному курсу.  Валютный курс (или обменный курс) следует рассматривать как цену, которую уплачивает покупатель  продавцу, – цену единицы национальной  валюты, выраженную в единицах  валюты другого государства. Именно  это, на наш взгляд, позволяет  заключать договоры расчетного  форвардного контракта на котировку  определенной валюты на ММВБ. Однако необходимо отметить, что  существует не цена, а именно  курс валюты (пропорция, в которой  валюта одной страны обменивается  на валюту другой), так как денежная  единица не может иметь цены  как таковой. Правовое регулирование  отношений, касающихся установления  официального валютного курса  в отношении той или иной  иностранной валюты, возможности  использовать в договорных отношениях  не официальный, а рыночный  курс иностранной валюты, и иные  отношения, связанные с необходимостью  конвертации валют, есть выражение  валютной политики государства. 

 В настоящее время  практически во всех развитых  странах валютные ограничения  в основном отменены. Однако большинство  развивающихся государств, страны  с переходной экономикой активно  используют возможности валютных  ограничений. Так, в соответствии  с данными МВФ только обязательное  условие о репатриации валютной  выручки зафиксировано в правовых  актах около 50 государств, в том  числе таких, как Китай, Кипр, Чехия. 

 Именно наличие или  отсутствие валютных ограничений  позволяет говорить о применении  одного из трех валютных режимов  в отдельно взятой стране:

 –  валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица не подлежит конвертации и является замкнутой;

 –   наличие системы валютных ограничений, то есть установление, применение и контроль за применением той или иной совокупности валютных ограничений, когда национальная денежная единица имеет поступательную тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой;

 –   отсутствие валютных ограничений, когда национальная денежная единица выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.

 Валютные ограничения  используются в мировой практике  с целью уравновешивания платежных  балансов и концентрации валютных  ресурсов в руках государства.  Они предусматривают определенные  меры по регулированию валютных  операций резидентов и нерезидентов  страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, соблюдению порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, репатриации прибыли.

 К валютным ограничениям традиционно относят обязательную продажу государству части валютной выручки (в обмен на национальную по официальному курсу), регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибыли, ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой.

 Необходимость использования  тех или иных валютных ограничений  обусловливается общей экономической  ситуацией в стране и особенностями  функционирования валютного рынка. 

 Здесь можно привести  опыт Мексики, где в 80-е гг. ХХ столетия наблюдалось падение  производства, дестабилизация денежного  обращения, обесценение национальной  валюты. Все это приводило к  оттоку капитала за границу  и как следствие – к истощению  валютного потенциала страны. С целью решения данной проблемы мексиканское правительство приняло экстренные меры: все операции с иностранной валютой стали осуществляться только через Центральный банк; банки, имевшие на счетах вклады в иностранной валюте, лишались возможности их перевода за границу; эти вклады переводились в национальную валюту по курсу, установленному Центральным банком; все финансовые учреждения, страховые компании были обязаны перевести в ЦБ всю иностранную валюту.

 Таким образом, комплекс  валютных ограничений, примененных  в Мексике, позволил государству  выровнять спрос и предложение  валюты и административным путем  приостановить отток капитала  за границу. Однако с отменой  по требованию МВФ некоторых  ограничительных мер данный процесс  возобновился. Выровнять спрос и  предложение национальной валюты  и остановить утечку капитала  за границу правительству Мексики  удалось лишь путем проведения  структурных реформ, развития частного  предпринимательства, увеличения  валютных резервов, отмены контролируемого  валютного курса, стабилизации  валютной системы. 

Информация о работе Международные финансовые организации