Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая основа построения и функционирования международной валютно-финансовой системы
1.1 Форма организации международной валютно-финансовой системы.
1.2 Основы экономического порядка
1.3 Международные финансовые организации
2. Состояние развития международной валютно-финансовой системы.
2.1 Валютно-финансовая система России
2.2 Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГотоваЯ.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

 Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

 Большинство кредитов  МБРР выдаются на срок 15—20 лет  (льготный период — 5 лет), причем  наименьшие сроки характерны  для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового  финансового рынка негативно  отражается на стоимости его  кредитов. Получая заемные средства  под высокий процент. Банк кредитует  страны-члены по ставке, которая  в среднем на 0,5% превышает стоимость  заемных средств и изменяется  по полугодиям (с 1982 года, когда  кредитная ставка МБРР достигла  рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 года основная кредитная  ставка МБРР равнялась 7,43% годовых.  Поэтому кредитами МБРР могут  пользоваться далеко не все  развивающиеся страны, а лишь  самые крупные или наиболее  развитые из них: Мексика, Индия,  Бразилия, Индонезия, Турция, Китай.  Филиппины, Аргентина, Южная Корея,  Колумбия.

 Чтобы содействовать  реализации программы урегулирования  валютно-финансовых проблем крупнейших  стран-должников, выдвинутой бывшим  министром финансов США Дж. Бейкером  и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

 Международная ассоциация  развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США как главного пайщика в 1960 года создал свой филиал — MAP, которая имеет с ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

 Хотя часть средств  направляется в развивающиеся  страны почти бесплатно, в целом  кредитная деятельность двух  основных учреждений группы МБРР  рентабельна, так как средневзвешенная  кредитная ставка не ниже 5% годовых. 

 Международная финансовая  корпорация. МФК создана в 1956 году по инициативе США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.

 МФК выполняет функции,  несколько отличные от МБРР. Поэтому  в юридическом и финансовом  аспектах это относительно самостоятельная  организация, хотя имеет общие  со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.

 Другим существенным  отличием МФК является то, что  с 1961 года она получила особое  право не только предоставлять  кредиты, но и непосредственно  осуществлять инвестиции в акционерный  капитал строящихся или расширяющихся  предприятий с последующей перепродажей  их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с  частными инвесторами, а наоборот, должна стимулировать внедрение  частного капитала в развивающуюся  экономику. 

 Многостороннее инвестиционно-гарантийное  агентство (МИГА). Ни один орган  группы МБРР не мог обеспечить  максимальных гарантий для частных  инвесторов в условиях возросших  некоммерческих рисков, что в  значительной мере сдерживает  приток иностранного капитала  во многие страны-члены. Именно  МИГА как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 году, служит  такой специальной цели, как поощрять  инвестиции в акционерный капитал  и другие направления прямых  капиталовложений в развивающихся  странах посредством их страхования  от некоммерческих рисков. Такими  рисками могут быть следующие:  отмена конвертируемости национальной  валюты и связанные с этим  препятствия в переводе прибылей  в страну инвестора: экспроприация  имущества инвестора; военные  действия; перевороты и последующие  изменения в социально-политической  обстановке; невыполнение контракта  вследствие правительственного  решения. 

 Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) — международная  организация, созданная на основании  Соглашения от 29 мая 1990 года Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские  страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная  Корея, а также ЕЭС и Европейский  инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1994 года акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 года.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских  постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и  предпринимательской инициативы. Основными  объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые  государственные предприятия, а  также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия  с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении  инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами  в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств  в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием  инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые  ориентированы на поддержку инициатив  частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько  стран.

 С начала своей деятельности  в апреле 1991 года ЕБРР определил  стоящие перед ним задачи. Наиболее  важной из них стало содействие  в создании новых экономических  условий в странах, где действует  ЕБРР. в период изменения политической  системы: при этом считается  необходимым предотвратить возникновение  нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики. приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).

 Осуществляя кредитную  деятельность, ЕБРР:

-  использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела:

-  гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора:

-   сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками:

-   сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития:

- осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями:

- гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы:

             -  стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

 При принятии решений  ЕБРР руководствуется политикой  в области основной деятельности  и стратегиями по странам, утвержденными  Советом директоров. Стратегии по  странам включают обзор политических  и экономических событий и  определяют приоритетные сферы  деятельности. В ряде случаев  выявленные Банком потребности  в помощи имеют общий характер  для большинства стран региона:  объединяет эти стратегии стремление  стимулировать производственные  инвестиции в каждой стране.

 Кредитно-инвестиционная  политика ЕБРР. В своей деятельности  ЕБРР использует следующие формы  операций для предприятий частного  и государственного сектора, переходящих  на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства:

2) инвестирование в капитал;

3)  гарантированное размещение ценных бумаг:

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах:

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6)  предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).

 ЕБРР не выдает гарантий  по экспортным кредитам и не  занимается страхованием. В целом  за период с момента образования  ЕБРР до начала 1999 года. Совет  директоров ЕБРР одобрил около  186 проектов на сумму свыше  18,7 млрд. долл. В качестве наиболее  важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.

Особое место среди  международных валютно-кредитных  организаций занимает Банк международных  расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 году на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании. Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931-1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.

 Федеральный резервный  банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом  БМР, выполняет по его поручению  операции на рынке ссудных  капиталов США. 

 БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения о замене с 1978 года этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г чистого золота, введенный во Франции в 1799 году и с 1865 года служивший единой валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

 На БМР по Уставу  возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству  между центральными банками, обеспечивать  благоприятные условия для международных  финансовых операций; 2) действовать  в качестве доверенного лица  или агента по проведению международных  расчетов своих членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

-  куплю-продажу и хранение золота;

-   депозитно-ссудные операции с центральными банками;

-   прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

-   операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

-  операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг; золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков:

- заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

 Основной источник  ресурсов БМР — краткосрочные  вклады (до трех месяцев) центральных  банков в иностранной валюте  или золоте. Для выплаты процентов  по ним Банк размещает их  на рыночных условиях в других  центральных банках, международных  организациях или в банках-корреспондентах.  Основной активной операцией  БМР являются инвалютные кредиты  центральным банкам. Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества  центральных банков, выполняет ряд  специфических функций. В их  числе совместное проведение  международных операций, взаимные  консультации по валютно-финансовым  вопросам, агентские функции. Так,  в 60-х годах БМР способствовал  функционированию золотого пула  в целях стабилизации рыночной  цены золота, участвовал в коллективной  поддержке фунта стерлингов, французского  франка: с 70-х годов проводит  операции «своп» с центральными  банками для регулирования курсовых  колебаний валют путем валютной  интервенции. 

Информация о работе Международные финансовые организации