- В Центральной и Восточной
Европе улучшение финансовых
условий в странах, пострадавших
от кризиса, некоторое усиление
спроса со стороны зоны евро
и завершение цикла подъемов
и спадов в Турции, как ожидается,
обеспечат восстановление темпов
роста до 4 процентов позднее в
2013 году. В странах Содружества
Независимых Государств темпы
роста в текущем году составят
4,0 процента, при этом Россия продемонстрирует
рост на уровне приблизительно
3,7 процента.
- В странах Африки к
югу от Сахары ожидается дальнейший
быстрый рост в среднем на уровне более
5 процентов. В большинстве стран региона,
исключая Южную Африку, которую тормозят
ее сильные связи с Европой, имеет место
высокий экономический рост. В последнее
время некоторые импортеры продовольствия
в регионе испытали на себе резкий рост
мировых цен на продукты питания, затронувший
ряд важных культур.
Заключение
В современных условиях
высокой экономической открытости
национальных хозяйств требуется информационная
прозрачность на основе единых для всех
стран стандартов бюджетной отчетности,
данных о валютных резервах центральных
банков, о состоянии платежных балансов,
в особенности по счетам движения капиталов,
и т.п. Это повышает степень доверия стран
друг к другу, позволяет в случае осложнения
финансовой ситуации в той или иной стране
заблаговременно принимать меры и самим
ее властям, и иностранным инвесторам,
и МВФ.
Не менее серьезные
преобразования предстоят на
надгосударственном уровне. МВФ
и Всемирный банк, сконструированные
для иной эпохи, несмотря на
некоторые модификации этих институтов,
не в состоянии обеспечивать
стабильность многократно усложнившейся
мировой финансовой системы. Практика
ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует,
что никакая система многосторонних
договоренностей не может работать
сколько-нибудь эффективно без
надгосударственного координирующего
механизма. Функции такого механизма
в мировой финансовой сфере следует значительно
расширить по сравнению с нынешними функциями
МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам,
попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать
состояние всей мировой финансовой системы,
заблаговременно принимая надлежащие
меры по предотвращению нарушений ее равновесия
на любом уровне — глобальном, региональном
или страновом.
Для этого такой
надгосударственный институт должен
располагать соответствующими полномочиями.
Распределение полномочий между
ним и государствами лучше
всего организовать на основе
принципа субсолидарности, то есть
передать надгосударственной структуре
лишь те регулирующие функции, которые
она могла бы выполнять более эффективно,
чем государственные структуры. Подобная
структура должна иметь возможность быстро
мобилизовать в необходимых случаях гораздо
более крупные финансовые ресурсы, чем
нынешний МВФ. К концу 1998 года общий объем
собственных ресурсов МВФ составлял 155.8
млрд. СДР (218 млрд. долл.), основой которых
(145.8 млрд. СДР) являются взносы (квоты)
государств-членов. Кроме того. Фонд располагал
еще 4.9 млрд. СДР заемных средств, полученных
от крупных индустриальных стран на основе
Общих соглашений о заимствовании, достигнутых
в октябре 1962 года, а также 18.5 млрд. СДР
по дополнительному соглашению с Саудовской
Аравией
Вместе с тем принятие
решений об оказании финансовой
помощи нужно демократизировать,
дистанцируясь от нынешнего порядка,
основанного практически на принципах
акционерной компании, где музыку
заказывает тот, кто больше
платит. Сегодня МВФ не без
оснований подозревают в том,
что он проводит политику, отвечающую
прежде всего интересам США.
Разумеется, все это
— очень непростые задачи, которые
невозможно решить быстро и
безболезненно. Но определенные
шаги в этом направлении уже
предпринимаются на базе существующих
международных организаций —
МВФ и Всемирного банка. И
руководство Фонда, и лидеры
«большой семерки», и так называемая
«группа десяти» (самых крупных
стран-доноров МВФ) активно обсуждают
проблемы реформирования этого института,
занимающего центральное место в системе
механизмов регулирования мировой финансовой
системы и принимают конкретные меры.
Во-первых, повышается
ответственность МВФ за состояние
мировой финансовой системы. Для
этого предполагается, с одной
стороны, в ближайшее время
разработать на основе опыта
наиболее стабильных национальных
финансовых систем стандарты
отчетности и правила поведения
для правительств и частных
компаний, включая банки, хеджфонды,
пенсионные и страховые фонды, и распространить
эти стандарты на весь мир, чтобы обеспечить
необходимую финансовую прозрачность.
«Значительная часть работы по реформированию
мировой валютной системы, – полагает
директор-распорядитель МВФ М. Камдессю,
— будет заключаться в расширении до глобальных
масштабов сферы действия некоторых принципов,
правил и кодексов поведения, которые
существуют в наиболее развитых национальных
финансовых системах. Этот принцип – выбор
и распространение стандартов пронизывает
все остальные аспекты намеченных реформ.
С другой стороны, предполагается наделить
МВФ более широкими полномочиями по надзору
за соблюдением государствами-членами
правил поведения в финансовой сфере”.
Во-вторых, на ежегодном
собрании правлений МВФ и Всемирного
банка в 1997 году было признано
необходимым вменить в обязанность
МВФ контроль за взвешенностью национальных
мер по либерализации экспорта и импорта
капиталов, особенно в так называемых
«возникающих» рыночных экономиках. Власти
таких стран в погоне за иностранными
капиталами нередко слишком поспешно
и неосмотрительно либерализуют их приток
в свои страны и притом не столько приток
менее рисковых долгосрочных инвестиций,
сколько самых рисковых краткосрочных
кредитов. В юрисдикцию МВФ будет входить
мониторинг процессов либерализации трансграничного
движения капиталов и предотвращение
опасных перекосов в этой области.
Список использованной литературы
1. Агапова Т. А., Серегина С.
Ф. Макроэкономика: Учебник /Под общей
ред. проф. А. В. Сидоровича. М.: МГУ им Ломоносова,
“ДИС”, 2004.
2. Андросова Л. Д., Дробозина
Л. А., Окунева Л. П. Финансы. Денежное обращение.
Кредит. М.: ЮНИТИ, 2005.
3. Ансофф И. Новая корпоративная
стратегия. СПб: Издательство «Питер»,
1999. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
4. Безруков В. Внешнеэкономическая
деятельность. // Экономист. 2000. № 7.
5. Большаков А. С. Менеджмент
/ Учебное пособие. СПб.: «Издательство
«Питер»», 2000.
6. Буристов В. Н. Внешняя
торговля РФ. М., 2001.
7. Внешнеэкономическая
деятельность РФ // Внешнеэкономический
комплекс России: современное состояние
и перспективы. 2001. № 2.
8. Красавина Л. Н. Международные
валютнокредитные и финансовые отношения.
М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Кузьмин С. Перспективы России
в развитии современных мирохозяйственных
тенденций. // Экономист. 2002. № 1.
10. Максимова В. Ф., Шишов А. Л.
Макроэкономика. М., 2002.
11. Международные экономические
отношения. Под редакцией Б.П.Супруновича.
М.: “ГФА”, 1998.
12. Основы внешнеэкономических
знаний. Под редакцией И.П.Фаминского.
М.: “Международные отношения”, 1999.
13. Рыночная экономика: Учебник.
В 3 т. Т. 1. Теория рыночной экономики. М.,
2006.
14. Самуэльсон П. Экономика.
В 2 т. Т. 1. М., 2004.
15. Санин К. В. Международный
рынок ссудных капиталов. М.: ЮНИТИДАНА,
2004.
16. Саркисянц В. О роли
банков в экономике // Финансы. 2003. № 4. С.
26.
17. Семенюта О. Г. Банковское
дело и банковское законодательство.
М.: Банки и биржи, 2005.
18. Учебник по основам экономической
теории / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2005.
19. Экономика: Учебник. 3е
изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон.
наук проф. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
20. Экономическая теория:
Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений /
Под ред. В. Д. Камаева. 8-е изд., перераб.
и доп. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.