Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая основа построения и функционирования международной валютно-финансовой системы
1.1 Форма организации международной валютно-финансовой системы.
1.2 Основы экономического порядка
1.3 Международные финансовые организации
2. Состояние развития международной валютно-финансовой системы.
2.1 Валютно-финансовая система России
2.2 Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГотоваЯ.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

 Валютные ограничения активно используются большинством государств в критические для их экономики периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабилизации денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. Запретительные меры в области валютного регулирования были реализованы в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Италии, Ирландии и других государствах. В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения отменены, так как они выполнили свои функции.

 Как установлено, денежной  единицей иностранных государств  является расчетная единица, признаваемая  законным платежным средством  иностранного государства, обязательная  к приему на всей его территории  и, как правило, эмитируемая  национальным центральным банком. В то же время существуют  и международные расчетные единицы,  под которыми подразумевается  искусственная валютная единица,  представляющая собой условный  масштаб, применяемый для соизмерения  международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных  экономических отношений широко  используются прототипы мировых  денег, в частности СДР, евро.

 Так, в рамках Европейского  Союза создан Европейский валютный  союз (ЕВС), и с 1 января 1999 года  для стран – участниц ЕВС  была введена единая валюта  – евро, – призванная постепенно  заменить национальные валюты  соответствующих стран. В течение  трех лет евро обращался наряду  с национальными валютами. С 31 декабря 2001 года все счета,  которые до тех пор выражались  в национальных валютах участвующих  стран, в обязательном порядке  были конвертированы в евро, а  с 1 января 2002 года в обращение  введены новые монеты и банкноты  в евро, выпускаемые Европейским  центральным банком.

 В качестве примера  иностранной валюты в международных  денежных единицах следует назвать  и СДР (Special Drawi№g Rights). Эта валюта эмитируется Международным валютным фондом и распределяется между странами – членами МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Данные средства используются для урегулирования сальдо платежей балансов, пополнения официальных валютных резервов, расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют стран, входящих в МВФ. Эмиссия СДР осуществляется только в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СДР. Официально СДР могут использовать банки, предприятия, частные лица, но тем не менее вне МВФ специальные права заимствования используются ограниченно.

 Необходимо отметить, что продажа СДР имеет определенные  особенности, так как они являются  особым видом синтетической международной  валюты, выпускаемой МВФ с 1970 года  и используемой в операциях  между центральными банками государств, которые входят в Фонд. Специфической  чертой СДР с точки зрения  правового статуса является их  международный характер. Такие инструменты  создаются на коллективной договорной  основе и предназначены исключительно  для осуществления платежных и других валютных операций во взаимных экономических отношениях между странами.

 Использование данного  инструмента вместо валютных  ограничений позволяет производить  замену внутригосударственных административных  методов регулирования процесса конвертации валют на международные экономические меры.

Таким образом, иностранной  валютой является имущество, которое  обладает особым правовым статусом в  силу своего происхождения (эмитировано  центральными банками иностранных  государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной форме. По статусу ее можно разделить на валюту соответствующего иностранного государства, международную валюту (СДР), региональную валюту (евро).

 Современная международная  валюта функционирует в рамках  МВС, созданной на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 года, которые являются многосторонними международными договорами универсального типа. Они устанавливают и юридически закрепляют фундаментальные положения МВС и учреждают:

 – МБРР как постоянно действующий орган, обеспечивающий создание благоприятных условий для капиталовложений, стимулирующий потоки долгосрочных инвестиций;

 –  МВФ как центр, способствующий сотрудничеству и консультациям между странами – членами по международным проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности. В Бреттон-Вудсе в 1944 году в основу международного экономического порядка был заложен принцип фиксированных, но корректируемых обменных курсов валют. Изменение валютного курса стало возможно лишь с санкции МВФ в целях корректировки равновесия валют.

 

 

 

 

 

 

1.3 Международные финансовые  организации

МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко— и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 года) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.

 В связи с эволюцией  мировой валютной системы Устав  МВФ трижды пересматривался: 1) в  1969 году с введением системы  СДР; 2) в 1976 году с созданием  Ямайской валютной системы; 3) в  ноябре 1992 году с включением санкции  — приостановки права участвовать  в голосовании — по отношению  к странам, не погасившим свои  долги Фонду. 

 Высший руководящий  орган МВФ — Совет управляющих,  в котором каждая страна-член  представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии один раз в год.

 МВФ устроен по образцу  акционерного предприятия. Поэтому  возможность каждого участника  оказывать воздействие на его  деятельность с помощью голосования  определяется долей в капитале. В соответствии с принципом  «взвешенного» количества голосов  каждое государство имеет 250 «базисных»  голосов независимо от величины  взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты.  Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а  по наиболее важным вопросам  — как оперативным, так и  экономическим и политическим  — «специальным большинством»  (соответственно 70% или 85% голосов  стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

 США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Великобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Аравия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. Директор-распорядитель (с 1987 года) — Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 года) — Стэнли Фишер и другие (США).

 Кредитная деятельность  МВФ. В Уставе Фонда для идентификации  его кредитной деятельности используются  два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

 Страна, нуждающаяся в  иностранной валюте, производит  покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

 Доступ стран-членов  к кредитным ресурсам МВФ ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 году Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

 По истечении установленного  периода времени страна-член обязана  произвести обратную операцию  — выкупить национальную валюту  у Фонда, вернув ему средства  в СДР или иностранных валютах.  Как правило, эта операция, означающая  возмещение полученного ранее  кредита, осуществляется в течение  срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки  валюты. Помимо того, страна-заемщик  обязана досрочно производить  выкуп своей излишней для Фонда  валюты по мере улучшения ее  платежного баланса и увеличения  валютных резервов. Если находящаяся  в МВФ национальная валюта  страны-должника покупается другим  государством— членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

 Приобретаемая страной-членом  в МВФ первая порция иностранной  валюты в размере до 25% квоты  (до Ямайского соглашения бывшая  золотая доля) с 1978 года называется  резервной долей. Она определяется  как превышение величины квоты  страны-члена над суммой находящегося  в распоряжении Фонда запаса  национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует  часть внесенной национальной  валюты страны-члена для предоставления  средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

 Механизм «кредитных  долей». Средства в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены  страной-членом сверх резервной  доли (100% величины квоты), делятся  на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма  кредита, которую страна может  приобрести у МВФ в результате  полного использования резервной  и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 года. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

 Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

 Главным назначением  кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 году система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Информация о работе Международные финансовые организации