Основанием для обращения
страны к МВФ с просьбой о предоставлении
кредита в рамках системы расширенного
кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное
структурными расстройствами в области
производства, торговли или ценового механизма.
Соглашения о расширенных кредитах обычно
ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех
лет. С ноября 1992 года действуют следующие
лимиты доступа стран-членов к ресурсам
МВФ в рамках резервных и расширенных
кредитных соглашений (вместе или раздельно):
предоставление кредитов на протяжении
года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,
включающая задолженность страны по ранее
полученным кредитам, предельная величина
— 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за
вычетом суммы предстоящего выкупа страной
ее национальной валюты в течение срока
кредитного соглашения).
Роль МВФ в регулировании
международных валютно-кредитных
отношений. МВФ осуществляет наблюдение
и контроль за соблюдением странами-членами
своего Устава, который фиксирует основные
структурные принципы мировой валютной
системы.
Во-первых, МВФ наделен
полномочиями создавать безусловные
ликвидные средства путем выпуска СДР.
Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения
пассивного сальдо платежного баланса,
расчетов стран с Фондом. Страна, имея
счет в СДР, может приобретать у других
участников системы СДР конвертируемую
валюту. Регулирующая роль МВФ заключается
в том, что он обеспечивает странам гарантированную
возможность приобретения необходимой
валюты в обмен на СДР путем назначения
стран, которые ее предоставляют. При этом
МВФ учитывает состояние платежного баланса
и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.
МВФ контролирует соблюдение установленных
лимитов операций в СДР. Каждая страна
обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую
валюту в пределах двойной суммы ее лимита
в СДР. то есть пока сумма СДР на счете
не возрастет до 300% по отношению к чистой
кумулятивной величине выделенных ей
Фондом СДР.
После пересмотра в
70-е годы Устава МВФ расширены
возможности стран использовать
СДР для более широкого круга
операций со всеми признанными
Фондом владельцами этих резервных
активов без его активного
посредничества, как это было
прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в известной мере
покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР
будут выступать в роли альтернативы
как золоту, так и доллару, а также другим
национальным валютам, исполняющим функцию
международного резервного средства.
Намечалось также использовать единицу
СДР в качестве универсального стоимостного
эталона для установления паритетов денежных
единиц стран-членов. Иными словами, ставилась
цель трансформировать СДР в основу международного
валютного механизма. Пока нет оснований
говорить о реальном прогрессе на пути
перестройки структуры международной
валютной ликвидности путем унификации
резервных активов на базе СДР. Продвижение
этого процесса тормозят, в частности,
США, поскольку они не намерены отказаться
от роли доллара как международного платежно-резервного
средства. Система СДР не решила проблему
интернационализации международной ликвидности
и централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает
в качестве проводника принятой
Западом, по инициативе США,
установки на демонетизацию золота,
ослабление его роли в мировой
валютной системе. Соглашение
о создании МВФ отводило золоту
важное место в его ликвидных
ресурсах. Согласно Статье III каждая
страна при вступлении в Фонд должна была
уплатить золотом взнос в размере 25% ее
квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых
резервов в зависимости от того, какая
величина меньше. При увеличении капитала
Фонда каждая страна была обязана оплачивать
золотом 25% подписки в соответствии с повышением
ее квоты. В соответствии со Статьей VII
Соглашения МВФ предоставлялось право
использовать имеющееся у него золото
для пополнения своих валютных ресурсов,
а это повышало степень ликвидности капитала
Фонда.
Все страны-члены должны
были выразить паритеты своих
валют в определенном количестве
золота в качестве общего мерила
стоимости (Статья IV, раздел 1,а); фиксированное
золотое содержание имела и единица стоимости
СДР.
В соответствии со
Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться
в своих действиях «целью не допускать
регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота»,
что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет
межгосударственное регулирование
режима валютных курсов. В соответствии
с Уставом, определившим принципы
Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ
контролировал соблюдение странами-членами
принятых ими и утвержденных Фондом официальных
золотых и валютных паритетов, а также
санкционировал их изменения. Легализация
в обновленном Уставе (с 1978 года) режима
плавающих валютных курсов не означает,
что МВФ вообще устранился от воздействия
на валютную политику стран-членов. В Статье
IV измененного Устава МВФ зафиксирована
обязанность каждой страны «сотрудничать
с Фондом и с другими странами-членами
в целях обеспечения упорядоченных валютных
механизмов и содействия поддержанию
стабильной системы валютных курсов».
Страна-член должна, в частности, «избегать
манипулирования валютными курсами или
мировой валютной системой, направленного
на то, чтобы препятствовать эффективной
перестройке платежного баланса или получать
несправедливые конкурентные преимущества
перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок
к Уставу МВФ предоставила странам-членам
возможность выбора: либо сохранять
плавающий курс валюты, либо установить
и поддерживать фиксированный курс
валюты (центральный курс), который
может быть выражен в единице
СДР или иной международной счетной
денежной единице.
В-четвертых, важным
направлением регулирующей деятельности
МВФ является устранение валютных
ограничений. Статьи Соглашения
МВФ регламентируют функционирование
механизма валютных рынков, режим
валютных операций. Статья VIII содержит
обязательство стран-членов не вводить
без согласия Фонда ограничений в отношении
платежей и переводов по текущим операциям
платежного баланса, не использовать дискриминационных
валютных режимов и не прибегать к множественности
валютных курсов. Валютные ограничения
допускаются только в двух случаях:
- на основании Статьи XIV
Устава их могут сохранять или устанавливать
новые члены МВФ в течение переходного
периода, продолжительность которого
не определена;
- официальное заявление
Фонда о дефицитности определенной валюты
дает право любой стране-члену после консультации
с Фондом вводить временные ограничения
операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует
в регулировании международных
валютно-кредитных отношений путем
предоставления кредитов странам,
а главное, в результате выполнения
им функции координатора международного
кредитования. Частные коммерческие
банки рассматривают МВФ как
гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент,
способствующий расширению их
кредитной деятельности в странах-заемщиках.
Заключения МВФ об экономической
политике и уровне платежеспособности
того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного
доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой
кредит, полученный от МВФ, приобретает
эффект цепной реакции, открывая возможность
привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит
фактическое согласование кредитной политики
МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов
(как государственных, так и частных) мирового
рынка ссудных капиталов — с другой.
МВФ наряду с другими
международными организациями активно
участвует в урегулировании внешнего
долга развивающихся стран, стран
Восточной Европы, России, других
государств СНГ. Что касается
ТНК и ТНБ, то они поддерживают
мероприятия МВФ лишь в той
мере, в какой его кредитная
политика отвечает их собственным
интересам, обеспечивая регулярность
платежей стран-должников. Поэтому
эффективность регулирования спекулятивных
перемещений краткосрочных капиталов,
координации процесса выравнивания
диспропорций в международных
платежах, целенаправленного воздействия
на международную ликвидность
в ряде случаев ослабляется
противодействием частных компаний
и банков.
В-шестых, МВФ осуществляет
постоянный надзор и наблюдение
за макроэкономической политикой
стран-участниц и состоянием мировой
экономики. Он собирает огромный
массив информации, относящейся
к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в
целом. Эта информация включает
сведения о динамике экономического
роста и цен, денежном обращении,
экспорте и импорте товаров,
услуг, капиталов, состоянии платежных
балансов, официальных золотых и
валютных резервов, производстве, экспорте
и импорте золота, размерах заграничных
капиталовложений, движении валютных
курсов и многом другом и
подвергается тщательной аналитической
обработке. Страны-члены обязаны
беспрепятственно предоставлять
Фонду эти сведения и консультироваться
с ним по вопросам их макроэкономической
и валютной политики. МВФ осуществляет
надзор за макроэкономической
и валютной политикой двумя
путями. Одним из них являются
предусмотренные Статьей IV Устава
консультации с правительственными учреждениями
стран-членов. Другой путь — это регулярные
(дважды в год) обсуждения доклада «Мировой
экономический обзор». Такие обсуждения
представляют собой анализ глобальной
экономической ситуации в многосторонней
перспективе. МВФ занимается также оказанием
технической помощи странам-членам и предоставлением
им разнообразного набора консультационных
услуг.
За время своего
существования МВФ превратился
в подлинно универсальную организацию,
добился широкого признания в
качестве главного наднационального
органа регулирования международных
валютно-кредитных отношений, авторитетного
центра международного кредитования,
координатора межгосударственных
кредитных потоков и гаранта
платежеспособности стран-заемщиц.
Одновременно он начинает играть важную
роль в реализации решений «семерки» ведущих
государств Запада, становится ключевым
звеном формирующейся системы регулирования
мировой экономики, международной координации,
согласования национальных макроэкономических
политик. Фонд зарекомендовал себя активно
функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
Среди межгосударственных инвестиционных
институтов самое заметное влияние
на темпы и направление экономического
развития большинства стран оказывает
группа МБРР, координирующая политику
экономической помощи промышенно развитых
стран, воздействующая на деятельность
других международных экономических организаций
и оказывающая техническую помощь развивающимся
странам в разработке программ их экономического
развития. Эта межгосударственная инвестиционная
группа, включающая МБРР и три его филиала
— Международную ассоциацию развития
(MAP), Международную финансовую корпорацию
(МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное
агентство (МИГА), превратилась в крупнейший
мировой инвестиционный институт. На группу
МБРР постоянно приходится не менее половины
общего годового объема стредств, выделяемых
всеми межгосударственными органами развивающимся
странам. В 1993 финансовом году (у группы
МБРР финансовый год заканчивается 30 июня)
МБРР ассигновал этим странам рекордную
сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а
вместе со своими филиалами — около 26
млрд. долл.
Создание МБРР, цели
и задачи. МБРР — это первый межгосударственный
инвестиционный институт, который был
учрежден одновременно с МВФ в июле 1944
года Соглашение о МБРР, ставшее одновременно
его Уставом, официально вступило в силу
27 декабря 1945 года, а свою деятельность
Банк начал с 25 июня 1946 года МБРР на первых
порах был призван с помощью аккумулированных
им средств стран-членов и привлекаемых
капиталов американских инвесторов стимулировать
частные инвестиции в западноевропейские
страны, хозяйство которых было подорвано
второй мировой войной. Тем самым он содействовал
экономической и политической стабилизации
в этих странах и распространению влияния
американского капитала на их экономику.
В результате деятельность Банка дополняла
политику, которую США проводили посредством
«плана Маршалла», служившего финансово-экономической
поддержкой их политического курса в послевоенной
Западной Европе.
С середины 50-х годов,
когда положение в западноевропейских
странах стабилизировалось и начался
распад колониальной системы, МБРР меняет
направление своей деятельности. Его основной
целью становится сохранение освободившихся
государств в рамках мировой системы хозяйства
путем развития в них рыночных отношений.
Всемирный банк (так
часто называют МБРР) как специализированный
финансовый институт ООН призван
наилучшим образом способствовать
выполнению стратегической задачи: интегрировать
экономику всех стран-членов с основными
центрами мировой системы хозяйства.
Организационная структура
МБРР. Руководящими органами МБРР
являются Совет управляющих и
Директорат (исполнительный орган).
Совет, состоящий из министров
финансов или управляющих центральными
банками стран-членов, собирается
на свои сессии один раз
в год, причем МБРР и МВФ
проводят их совместно. Членами
МБРР могут быть только страны,
вступившие в МВФ. Это требование
объясняется тем, что страны
— члены Банка обязаны проводить
свою валютно-финансовую политику
в соответствии с положениями
Устава МВФ. Право голоса в
органах МБРР определяется паем
в его уставном капитале, то
есть здесь применяется та
же система «взвешенных» голосов,
как и в МВФ.
Кредитная политика
МБРР. Кредитная политика МБРР
отвечает интересам частного
капитала, функционирующего в развивающихся
странах. Это проявляется в
самой процедуре рассмотрения
заявок стран-членов на банковские
кредиты. При решении вопроса
о предоставлении средств Банк
требует широкой информации об
экономическом и финансовом положении
этих стран, направляет туда
свои экономические миссии. Такие
миссии, состоящие в основном
из представителей промышленно
развитых стран, проводят обследование
экономики и финансов стран-членов,
влияют на составление и выполнение
национальных программ их экономического
развития. В рекомендациях миссий
МБРР приоритет отдается развитию
частного сектора экономики и
привлечению иностранного капитала
в развивающиеся страны. Деятельность
этих миссий не может не
затрагивать суверенитет стран-членов.
Если рекомендации МБРР не
принимаются страной, испрашивающей
кредит, то зачастую он не предоставляется.
Причем делаются попытки ограничить доступ
и к другим источникам международных кредитов,
поскольку МБРР не только координирует
свою кредитную политику с другими международными
валютно-кредитными и финансовыми организациями,
прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство
консорциумов и клубов помощи отдельным
развивающимся государствам, используемых
развитыми странами-донорами для более
эффективного использования своей двухсторонней
официальной помощи развитию.