Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая основа построения и функционирования международной валютно-финансовой системы
1.1 Форма организации международной валютно-финансовой системы.
1.2 Основы экономического порядка
1.3 Международные финансовые организации
2. Состояние развития международной валютно-финансовой системы.
2.1 Валютно-финансовая система России
2.2 Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГотоваЯ.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

 Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 года действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного соглашения).

 Роль МВФ в регулировании  международных валютно-кредитных  отношений. МВФ осуществляет наблюдение  и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

 Во-первых, МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

 После пересмотра в  70-е годы Устава МВФ расширены  возможности стран использовать  СДР для более широкого круга  операций со всеми признанными  Фондом владельцами этих резервных  активов без его активного  посредничества, как это было  прежде. Операции в СДР дают  возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

 Предполагалось, что СДР  будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

 Во-вторых, МВФ выступает  в качестве проводника принятой  Западом, по инициативе США,  установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе. Соглашение  о создании МВФ отводило золоту  важное место в его ликвидных  ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

 Все страны-члены должны  были выразить паритеты своих  валют в определенном количестве  золота в качестве общего мерила  стоимости (Статья IV, раздел 1,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.

 В соответствии со  Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

 В-третьих, МВФ осуществляет  межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. В соответствии  с Уставом, определившим принципы  Бреттон-Вудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 года) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять  плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который  может быть выражен в единице  СДР или иной международной счетной  денежной единице.

 В-четвертых, важным  направлением регулирующей деятельности  МВФ является устранение валютных  ограничений. Статьи Соглашения  МВФ регламентируют функционирование  механизма валютных рынков, режим  валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

-  на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;

-  официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

 В-пятых, МВФ участвует  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем  предоставления кредитов странам,  а главное, в результате выполнения  им функции координатора международного  кредитования. Частные коммерческие  банки рассматривают МВФ как  гаранта получения максимально  высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их  кредитной деятельности в странах-заемщиках.  Заключения МВФ об экономической  политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.

 МВФ наряду с другими  международными организациями активно  участвует в урегулировании внешнего  долга развивающихся стран, стран  Восточной Европы, России, других  государств СНГ. Что касается  ТНК и ТНБ, то они поддерживают  мероприятия МВФ лишь в той  мере, в какой его кредитная  политика отвечает их собственным  интересам, обеспечивая регулярность  платежей стран-должников. Поэтому  эффективность регулирования спекулятивных  перемещений краткосрочных капиталов,  координации процесса выравнивания  диспропорций в международных  платежах, целенаправленного воздействия  на международную ликвидность  в ряде случаев ослабляется  противодействием частных компаний  и банков.

 В-шестых, МВФ осуществляет  постоянный надзор и наблюдение  за макроэкономической политикой  стран-участниц и состоянием мировой  экономики. Он собирает огромный  массив информации, относящейся  к отдельным странам и к  мирохозяйственным процессам в  целом. Эта информация включает  сведения о динамике экономического  роста и цен, денежном обращении,  экспорте и импорте товаров,  услуг, капиталов, состоянии платежных  балансов, официальных золотых и  валютных резервов, производстве, экспорте  и импорте золота, размерах заграничных  капиталовложений, движении валютных  курсов и многом другом и  подвергается тщательной аналитической  обработке. Страны-члены обязаны  беспрепятственно предоставлять  Фонду эти сведения и консультироваться  с ним по вопросам их макроэкономической  и валютной политики. МВФ осуществляет  надзор за макроэкономической  и валютной политикой двумя  путями. Одним из них являются  предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

 За время своего  существования МВФ превратился  в подлинно универсальную организацию,  добился широкого признания в  качестве главного наднационального  органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных  кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние  на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает  группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

 Создание МБРР, цели  и задачи. МБРР — это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 года Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 года МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

 С середины 50-х годов,  когда положение в западноевропейских  странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

 Всемирный банк (так  часто называют МБРР) как специализированный  финансовый институт ООН призван  наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

 Организационная структура  МБРР. Руководящими органами МБРР  являются Совет управляющих и  Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров  финансов или управляющих центральными  банками стран-членов, собирается  на свои сессии один раз  в год, причем МБРР и МВФ  проводят их совместно. Членами  МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование  объясняется тем, что страны  — члены Банка обязаны проводить  свою валютно-финансовую политику  в соответствии с положениями  Устава МВФ. Право голоса в  органах МБРР определяется паем  в его уставном капитале, то  есть здесь применяется та  же система «взвешенных» голосов,  как и в МВФ. 

 Кредитная политика  МБРР. Кредитная политика МБРР  отвечает интересам частного  капитала, функционирующего в развивающихся  странах. Это проявляется в  самой процедуре рассмотрения  заявок стран-членов на банковские  кредиты. При решении вопроса  о предоставлении средств Банк  требует широкой информации об  экономическом и финансовом положении  этих стран, направляет туда  свои экономические миссии. Такие  миссии, состоящие в основном  из представителей промышленно  развитых стран, проводят обследование  экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение  национальных программ их экономического  развития. В рекомендациях миссий  МБРР приоритет отдается развитию  частного сектора экономики и  привлечению иностранного капитала  в развивающиеся страны. Деятельность  этих миссий не может не  затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не  принимаются страной, испрашивающей  кредит, то зачастую он не предоставляется.  Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.

Информация о работе Международные финансовые организации