Международные финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях бурного развития экономики и перехода на рыночные отношения, роль финансовой системы становится первоочередной. В этой сфере экономики наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая основа построения и функционирования международной валютно-финансовой системы
1.1 Форма организации международной валютно-финансовой системы.
1.2 Основы экономического порядка
1.3 Международные финансовые организации
2. Состояние развития международной валютно-финансовой системы.
2.1 Валютно-финансовая система России
2.2 Перспективы развития международной валютно-финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГотоваЯ.docx

— 100.34 Кб (Скачать файл)

 Оставаясь в основном  региональным западноевропейским  международным банком и валютно-финансовым  центром «группы десяти», БМР  фактически превратился в международную  валютно-кредитную организацию по  составу участников и характеру  деятельности. Это обусловлено тем,  что БМР является международным  банком центральных банков, агентом  и распорядителем в различных  международных валютно-расчетных  и финансовых операциях, центром  экономических исследований и  форумом международного валютно-кредитного  сотрудничества.

МВЭС учрежден странами—членами Совета Экономической Взаимопомощи 22 октября 1963 года для осуществления  многосторонних расчетов в переводных рублях, содействия экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с другими  государствами, выполнения их взаимных обязательств по товарным поставкам, укрепления плановой и расчетной дисциплины. В 1963 году членами МВЭС являлись Болгария. Венгрия. ГДР. Монголия, Польша, СССР. Чехословакия, с 1974 года — Куба, с 1977 — Вьетнам. После образования единого немецкого  государства (ФРГ) из состава Банка  в 1990 году выбыла ГДР; в 1993 году — Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка  стали Чехия и Словакия. МВЭС —  открытая организация: в члены Банка  могут вступать страны, признающие его Устав. Создание МВЭС было вызвано  объективной необходимостью развития народного хозяйства и экономического сотрудничества заинтересованных стран. В 1949 году шесть восточноевропейских  стран, СССР и Монголия создали СЭВ. Эта международная экономическая  организация должна была способствовать дальнейшему развитию экономических связей между странами-членами на основе взаимовыгодного разделения труда, равенства и взаимопомощи.

 Банк проводил принятые  в мировой банковской практике  операции в переводных рублях  и конвертируемой валюте. Банк  осуществлял кредитную эмиссию  переводного рубля, решив тем  самым вопрос о независимом  источнике средств для расчетов и кредитования.

 Основным видом деятельности  Банка являются расчеты и кредитование  взаимного товарооборота стран-участников. МБЭС проводил так же операции  в конвертируемых валютах на  мировом валютном рынке (кредиты,  депозиты, арбитраж). Банк пользовался  доверием, имел широкую сеть банков-корреспондентов,  в том числе крупнейших бан­ков США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Швейцарии, Италии, а также центральных и внешнеторговых банков стран-членов. Банк осуществлял тесное сотрудничество с органами СЭВ: Секретариатом, Постоянными комиссиями по валютно-финансовым вопросам, торговле. Комитетом по плановой деятельности. С участием Банка разрабатывались многие важные документы СЭВ по вопросам экономического и валютно-финансового сотрудничества стран-членов СЭВ и МБЭС. Было подписано соглашение об отношениях между этими организациями как независимыми сторонами, хотя и созданная одними и теми же странами. Для участия в МБЭС странам было необязательно участвовать в СЭВ. Так, Республика Вьетнам вступила в члены МБЭС раньше, чем в СЭВ. МБЭС заключил соглашение о сотрудничестве с МИБ.

 Средства МИБ в переводных  рублях хранились в МВЭС, который  обслуживал МИБ при проведении  банковских операций в этой  валюте.

 По своей сути МБЭС  осуществлял уникальную возможность  поддержания и регулирования  внешнеэкономических валютно-финансовых  и кредитных отношений между  странами – участниками. 

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения  специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран  этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 году).

Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 году) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 году) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.

 Вместе с тем существуют  различия в деятельности региональных  банков развития. Они определяются  разным уровнем экономического, культурного развития стран трех  континентов — Латинской Америки.  Азии и Африки, особенностями  их исторических традиций.

 Региональные валютно-кредитные  и финансовые организации западноевропейской  интеграции представляют собой  составную часть ее институциональной  структуры. Они преследуют цель  укрепления интеграции и создания  экономического и валютного союза  (ЕС) в соответствии с Маастрихтским  договором 1993 году, проведение согласованной  политики по отношению к развивающимся  странам, ассоциированным с ЕС.

 К основным региональным  организациям ЕС относится: 

 Европейский инвестиционный  банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет  кредиты на срок от семи  до двадцати лет, а развивающимся  странам — до сорока лет.  Цель ЕИБ — развитие отсталых  регионов стран ЕС, реконструкция  предприятий, создание совместных  хозяйственных объектов, развитие  приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 год) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся  странам, координирует двусторонние программы  официальной помощи развитию этих стран;    

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 год) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального  развития (ЕФРР, 1975 год) предоставляет  кредиты за счет средств совместного  бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших  районов, уровень жизни в которых  в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 год) заменил  Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 году — это наднациональный  орган в составе управляющих  двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной  политики этих банков, содействует  созданию системы европейских центральных  банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние развития  международной валютно-финансовой  системы

2.1  Валютно-финансовая  система России

Национальная валютная система  России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования  ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится  в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры  и основные тенденции выявились  достаточно определенно. В конце 90-х  годов российский институциональный  валютный механизм по основным параметрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Национальная валютная система  России образована с учетом структурных  принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к  интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда  налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной  валютной системы России.

Основой валютной системы  является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение  в 1993г. и заменивший рубль СССР. Тем  самым было завершено обособление  национальной денежной и валютной систем России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обращении  которых до введения национальных денежных единиц оставались советские рубли. В 1998 г. рубль был деноминирован  по соотношению 1:1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми.

                Законодательно установленное весовое количество золота в советском рубле (1922-1992 гг.) приобрело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц.

С начала осуществления экономических  реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридических  и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим  операциям платежного баланса. При  этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Ограничивались также валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств  за рубежом, а также котировки  рубля иностранными банками считались  в соответствии с валютным законодательством  России незаконными.

 

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует  от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести кон­вертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к Статье VIII пред­полагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов. В то же время экспортеры России обязаны продавать часть (50%, с начала 1999 г. - 75%) валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыночному курсу.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения  на валютных биржах страны, прежде всего  на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 г. функционировал режим валютного коридора: колебания  рыночного курса рубля по отношению  к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами, которые поддерживались Центральным  банком РФ с помощью интервенций  на валютном рынке. Границы этого  коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса  рубля. После кризиса 17 августа 1998г. валютный коридор был отменен, и  курс рубля вновь стал свободно плавающим.

С июля 1992 г. введен единый официальный  курс рубля к доллару, который  используется для целей статистики и определения размеров таможенных платежей в бюджет. До 17 мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а с этого момента стал ежедневно самостоятельно устанавливаться  Центральным банком РФ на базе текущих  рыночных котировок рубля и определяться как средняя величина между курсами  покупки и продажи по операциям  Банка России на межбанковском рынке. После валютного кризиса 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался  от установления собственных курсов покупки и продажи и начал  ежедневно объявлять официальный  курс по итогам утренней специальной  торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показателя используются курсы этих валют к доллару.

 

Элементом валютной системы  России является регулирование международной  валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд долл.)

В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% - немецкие марки  и 5% - на другие валюты; эти средства размещены главным образом в  первоклассные государственные  кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением  с 1999 г. единой денежной единицы ЕС - евро, можно предположить, что Банк России станет использовать ее наряду с долларом в качестве резервной  валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных  организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он используется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты международные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд долл. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г. - 253 млн долл., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.)

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных  средств обращения, то наша страна давно  руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

                Регламентация международных расчетов России также осуществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

                 Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.

Информация о работе Международные финансовые организации