Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.

Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.

Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗАО.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

Значительно обогатились функции ЭКОСОС после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программы действий по новому международному экономическому порядку в 1974 г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизации международных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС, его органов и организаций. Совету поручено разрабатывать многие важные документы, в которых исследуются экономические тенденции. В частности, разрабатываются и выдвигаются достаточно конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы, о программе «срочных мер» в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса, о путях ликвидации их задолженности Западу, о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом. Не случайно в рамках диалога «Север—Юг» западные страны сочли необходимым пойти по этому вопросу на определенные уступки. Здесь роль совета значительна.

С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, бывшим республикам СССР — новым государствам СНГ, Балтии, отдельным новым государствам, издавать исследования по их проблематике.

 

Вспомогательные органы ЭКОСОС

 

В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты: Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комитет по неправительственным организациям и др. Они объединены под общим названием «вспомогательные органы ЭКОСОС». Совет координирует также деятельность та­ких межправительственных органов, как Комитет по науке и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет, Комитет по новым и возобновляемым ис­точникам энергии. Помимо них в системе ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе. Все эти органы готовят докла­ды и разрабатывают рекомендации для представления в Совет и Генеральную Ассамблею ООН.

 

Региональные экономические комиссии

 

В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

 

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

 

ЕЭК основана в 1947 г. Ее деятельностью руководит Секретариат во главе с исполнительным секретарем. Размещается в Женеве (Швейцария). В комиссии представлено более 30 стран Европы, а также США и Канада. В сферу деятельности комиссии входит обширный круг экономических, производственных, транспортных, сельскохозяйственных и иных проблем.

В структуре комиссии или в тесной связи с ней действует более 100 вспомогательных рабочих, отраслевых и специальных органов и учреждений. Комиссия играет исключительно важную роль, выступая организатором множества форм сотрудничества между европейскими странами. Роль этой комиссии возрастала в период разрядки международной напряженности: так было после подписания в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Важное значение в осмыслении общечеловеческих проблем имеют такие мероприятия ЕЭК, как Совещание по охране окружающей среды, проведенное в 1979 г. Оно приняло Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (вошла в силу в 1983 г.) и Декларацию о малоотходной и безотходной технологии и повторном использовании отходов. Но по-настоящему реальные условия для эффективной деятельно­сти ЕЭК формируются сегодня, когда создается климат доверия между разными государствами и осуществляются конкретные мероприятия по военно-политической разрядке, дополнению последней интенсивным экономическим и культурным сотруд­ничеством всех европейских стран.

 

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

 

Комиссия создана решением ЭКОСОС в 947 г. В ней 35 стран-членов, а также 9 членов, имеющих статус ассоциированных, не обладающих правом голоса. Секретариат ЭСКАТО находится в Бангкоке (Таиланд).

Комиссия имеет 9 отраслевых органов: по промышленности и строительству, сельскому хозяйству, торговле, природным ресурсам, социальному развитию, статистике, народонаселению, транспорту, судоходству и связи, а также вспомогательные органы. Эти органы и организации осуществляют работу, во-первых, по анализу ситуации по конкретным отраслевым проблемам в этом гигантском регионе и разработке идей и рекомендаций, во-вторых, по организации и проведению многочисленных совещаний, симпозиумов с целью отработки проектов, программ для решения узловых задач на национальной и межгосударственной основе. В рамках ЭСКАТО, например, разработан и реализуется проект трансазиатских железных и шоссейных дорог.

 

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

 

Комиссия создана в 1958 г. со штаб-квартирой в Аддис-Абебе (Эфиопия). В настоящее время в ее составе 50 африканских стран. Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская стратегия развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) в 1980 г. Монровийская стратегия объявила Десятилетие ООН по транспорту и связи в Африке на 1978—1988 гг. и Десятилетие ООН по промышленному развитию Африки на 1980—1990 гг. Независимо от эффективности реализации этих программ они дали большой позитивный импульс с точки зрения перспектив развития контингента. ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее деятельность аналогична деятельности ЭСКАТО и представлена примерно теми же рабочими и вспомогательными органами.

Важный документ, который определил на 90-е годы экономическую политику государств континента, был принят на 124-й сессии ЭКА ( (1989 г.). Это «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации» (ААФ-САП). По всеобщему признанию, «Альтернатива» является реальной базой для приостановления сползания Африки в углубляющийся ныне экономический кризис. Включение структурных преобразований в планы долговременного развития должны, по мнению авторов «Альтернативы», привести к наращиванию эффективности экономики африканских стран. ААФ-САП имеет четыре раздела:

- усиление и диверсификация производства. Этот раздел в основном посвящен развитию сельского хозяйства, в частности осуществлению земельной реформы, а также развитию мелких и средних промышленных предприятий;

- увеличение доходов государства и улучшение системы их распределения (здесь речь идет о целом пакете мер, предусматривающих расширение налоговой базы, а также сокращение до минимума военных расходов и административного аппарата);

- модель расходов для удовлетворения нужд (раздел этой программы содержит комплексе мер, предусматривающих развитие экономической самостоятельности африканских стран, в том числе резкое наращивание бюджетных средств, направляемых для целей социального развития; здесь же планы по расширению межамериканского торгового и валютного сотрудничества, снижение в выплаты процентов по внешней задолженности и др.);

- создание институтов в поддержку «Альтернативы», что предполагает вовлечение населения в ее осуществление.

 

Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА)

 

Комиссия я создана в 1948 г. и включает 40 стран. Штаб-квартира комиссии в Сантьяго (Чили). Помимо нее в разных латиноамериканских странах учреждены 7 субрегиональных отделений комиссии. В 1981 г. в рамках ЭКЛА одобрена Латиноамериканская декада развития на долгую перспективу до 2000 г. Комиссия сотрудничает с Андским пактом (Картахенкое соглашение). В мае 1989 г. в колумбийском городе Картахена состоялась встреча президентов стран—участниц Андского пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы. Решения совещания предусматривают более полное использование возможностей ЭКЛА в целях развития стран Андского пакта. На совещании были уточнены стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в рамках долгосрочной программы развития (декада развития).

 

Экономическая ко­миссия для Запад­ной Азии (ЭКЗА)

 

Комиссия г учреждена в 1973 г. со штаб-квартирой в Багдаде. Членами этой комиссии являются 13 арабских стран, включая Палестину (с 1988 г.). ЭКЗА созывает свои сессии ежегодно и имеет вспомогательные органы отраслевого и функционального порядка, осуществляющие исследования, подготовку и проведение симпозиумов, разработку рекомендаций в целях развития и международного сотрудничества на региональной основе. Однако успешная деятельность ЭКЗА во многом блокируется непорядочностью политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.

 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

 

Этот международный орган призван регулировать  всемирные торговые отношения дело в том; что генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу — иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находится около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД — конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД — по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче тех­нологий, экономическому сотрудничеству между развивающи­мися странами и др. Регулярны заседания и специального ко­митета по преференциям.

Надо отметить, что в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых от­ношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить осно­вополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка.

Хотя далеко не все рекомендации ЮНКТАД осуществляются на практике, тем не менее важно, что этот влиятельный международный орган разрабатывает и активно «выводит» в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, «настроенного» на их решение. В то же время наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО) — они выполняют приоритет­ную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД.

 

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

 

ЮНИДО играет важную роль в структуре организаций С ООН. В 1987 г. ЮНИДО претерпела серьезную реорганизацию с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в в регионах (СИДФА). Значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, которыми занимаются несколько отделений ЮНИДДО. Эта секция ответственна за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

 

Специальные программы в структуре ООН

 

Значительное к место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН (ЮЭНЮ) и Учебный и научно-исследовательский институт ООН (](ЮНИТАР).

 

Программа развития ООН (ПРООН)

 

Программа была создана решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г., ее деятельность финансируется из добровольных взносов государств, поэтому сохраняется их контроль над финансированием операций. Это влиятельная международная организация, имеющая многочисленный аппарат специалистов. Ее штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. В более чем 100 странах мира она имеет свои постоянные представительства. Деятельность ПРООН в настоящее е время ведется почти во всех развивающихся странах. Ее направляет Совет управляющих, в ко­торый входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года. Главными критериями оказания помощи по этой программе выступают такие ключевые показатели, как численность населения и объем ВВП в расчете на душу населения страны-получателя помощи. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям по конкретным проектам в основном в трех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПНРООН составляет от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития я страны.

Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития