Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Целями данной работы являются: изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов, показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства, выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров, изучить виды вознаграждений топ-менеджеров, показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере ООО «Лукойл – волганефтепродукт».
Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 15
1. 1 Мотивация персонала как подсистема кадрового менеджмента 15
1.2.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 22
1.3. Особенности мотивации топ-менеджеров. 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 61
2.1 Общая характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 61
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия 70
2.3. Анализ кадрового потенциала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 72
2.4. Анализ мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 78
2.5. Анализ стимулирования в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 88
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЛУКОЙЛ – ВОЛГАНЕФТЕПРОДУКТ» 95
3.1. Предложение по улучшению мотивации и стимулирования топ-менеджеров ООО «Лукойл-волганефтепродукт» 96
3.2. Оценка эффективности системы мотивации топ-менеджмента ООО «Лукойл – волганефтепродукт» 106
Выводы по аналитической части 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
На графике видно, что себестоимость продукции за последние два с половиной года растет несколько меньшими темпами, чем выручка от реализации. Это связано как с увеличением цены реализации продукции, так и с проводимыми мероприятиями в области стабилизации и снижения себестоимости продукции. Следствием данного факта является наметившаяся тенденция роста валовой прибыли предприятия.
Негативным моментом в
деятельности предприятия является
тот факт, что на фоне существенного
роста валовой прибыли
Необходимо отметить положительную тенденцию непрерывного увеличения объемов денежных выплат в пользу работников, как в общем объеме, так и на 1 сотрудника. При этом до 2009года, судя по приведенным данным, на предприятии отмечался существенный рост заработной платы персонала. Причиной этого является то, что индексация заработной платы осуществляется головной компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» вне зависимости от требований рассматриваемого предприятия. К тому же в 2006 году были ликвидированы магазины при АЗС, вследствие чего, произошло сокращение штата работников, а соответственно и снижение общего фонда заработной платы.
Положительным моментом в деятельности предприятия является непрерывный и стабильный рост производительности труда. При этом необходимо отметить приблизительно одинаковую динамику показателей заработной платы и производительности руда (рисунок 2.1.2). Причем за последние 2 года темп роста производительности труда незначительно превышает темп роста заработной платы, что является положительным моментом в плане эффективности мотивации персонала.
0
1000
2008
3000
4000
5000
6000
7000
8000
2007
2008
2009
года
Средняя заработная
плата 1-го
работника в текущих
ценах (в месяц), руб.
Производительность
труда, руб. /чел.
Рисунок 2.1.2. Динамика показателей заработной платы и производительности труда
Причиной падения показателей рентабельности стало резкое снижение объемов балансовой прибыли, что в свою очередь было вызвано ростом коммерческих и управленческих расходов.
Организационная структура
Марийского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-
Рисунок 2.3.1 Организационная структура управления ООО «Лукойл- Волганефтепродукт»
Можно признать, что организационная структура предприятия вполне логична и рационально построена. В ней есть все отделы, необходимые для функционирования организации, занимающейся такого рода деятельностью и имеющей численность работников порядка 400 человек.
На предприятии ведется
работа по совершенствованию и
Что касается управления социальной сферой и обеспечения качества труда и жизни персонала, необходимо отметить, что на предприятии уже длительное время существует практика предоставления социальных гарантий и полного социального пакета всем работникам организации. В здании офиса Марийского филиала находится столовая, которая обеспечивает питание персонала организации. Кроме того, на предприятии существенное внимание уделяется обеспечению качественных условий труда, в частности вопросам рационального и комфортного обустройства рабочих мест и кабинетов, автоматизации и компьютеризации труда.
Под кадровым обеспечением службы управления персоналом понимается необходимый количественный и качественным состав работников.
Интересно то, что в 80-х годах в кадровых службах занято от 0:3 до 0,8 % общего числа работающих в отрасли промышленности и строительства. В службах управления кадрами организаций было занято около 1 млн. человек, что примерно составляет 0,7 % работающих в этих отраслях. В зарубежных фирмах в службах управления персоналом работает от 1 до 1,2 % общей численности работников.
Анализ кадрового потенциала ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» представлена в таблица 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Анализ кадрового потенциала ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
Наименования показателей |
Ед. изм. |
Значения по годам |
Средний абсолютный прирост |
Средний темп роста | ||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Среднесписочная численность работников |
чел. |
354 |
386 |
400 |
0,56 |
1,06 |
в т.ч. служащие |
чел. |
18 |
22 |
24 |
0,67 |
1,15 |
Рабочие |
чел. |
336 |
364 |
376 |
0,56 |
1,06 |
Численность топ-менеджеров |
Чел. |
7 |
8 |
10 |
0,31 |
1,12 |
Численность работников с высшим профессиональным образованием, чел. |
чел. |
350 |
381 |
397 |
0,57 |
1,07 |
Среднемесячная заработная плата работников |
тыс. р. |
6500 |
7900 |
8500 |
0,65 |
1,14 |
Среднемесячная заработная плата топ-менеджеров |
Тыс. р. |
708 |
772 |
800 |
0,56 |
1,06 |
Согласно данным таблица 2.4 предприятие в 2005 г обеспечивало 354 рабочих мест. К концу 2007 года их количество возросло до 400. Таким образом, среднесписочная численность работников увеличилась за период на 46 чел., средний темп роста составил 1,07.
Среднемесячная заработная плата в течение 2005 – 2007 гг. также увеличилась, достигнув к концу периода уровня 8500 рублей. Средний темп роста по заработной плате составил 1,14.
Из рисунок 2.4.1 видно, что наибольшую долю в структуре персонал составляют мужчины-63 %, остальные 37% - это сотрудники женского пола.
63%
37%
мужчины
женщины
Рисунок2.3.1 Структура персонала
ООО «ЛУКОЙЛ-
Рисунок2.3.2 Структура топ-менеджента
ООО «ЛУКОЙЛ-
Из рисунок 2.4.2 видно, что наибольшую долю в структуре персонала — 50% — занимают работники в возрасте от 26-36 лет. Следующая категория персонала составляет 40% — работники в возрасте от 18 до 25 лет. Затем идет возрастная группа 37-50 лет (10%). Таким образом, кадровая политика направлена на омоложение персонала.
Рисунок2.3.4 Структура персонала
ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» по возрастному составу
Рисунок 2.3.5 Структура топ-менеджмента
ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» по возрастному составу
Таким образом, мы видим, что
за анализируемый период численность
персонала на предприятии увеличилась,
что может свидетельствовать
как повышение работы ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
На рассматриваемом
Так, например, руководство
ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
Важно отметить тот факт,
что при проектировании кадровой
политики, отдел кадров и управления
персоналом тщательно исследует
и анализирует сложившуюся
Этап 1. Нормирование. Цель —
согласование принципов и целей
работы с персоналом, с принципами
и целями организации в целом,
стратегией и этапом ее развития. Необходимо
провести анализ корпоративной культуры,
стратегии и этапа развития организации,
спрогнозировать возможные
Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух “единой семьи”, нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
Таким образом, можно сказать,
что кадровая политика на предприятии
ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
Для оценки компетенций, потенциала
и личностных качеств топ-менеджеров
в настоящее» время в ООО «ЛУКОЙЛ-
Информация о работе Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности