Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Целями данной работы являются: изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов, показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства, выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров, изучить виды вознаграждений топ-менеджеров, показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере ООО «Лукойл – волганефтепродукт».
Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 15
1. 1 Мотивация персонала как подсистема кадрового менеджмента 15
1.2.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 22
1.3. Особенности мотивации топ-менеджеров. 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 61
2.1 Общая характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 61
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия 70
2.3. Анализ кадрового потенциала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 72
2.4. Анализ мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 78
2.5. Анализ стимулирования в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 88
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЛУКОЙЛ – ВОЛГАНЕФТЕПРОДУКТ» 95
3.1. Предложение по улучшению мотивации и стимулирования топ-менеджеров ООО «Лукойл-волганефтепродукт» 96
3.2. Оценка эффективности системы мотивации топ-менеджмента ООО «Лукойл – волганефтепродукт» 106
Выводы по аналитической части 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
Среди наиболее распространенных нематериальных стимулов можно выделить:
В начале 2004 года компании «Экопси» и «Росэксперт» провели исследование среди 200 топ-менеджеров российских компаний. В ходе исследования было выявлено, что при поиске нового места имеют значение следующие факторы (в порядке их приоритетности):
Практика построения мотивационных схем для топ-менеджеров компании показывает, что наиболее эффективны следующие нематериальные мотивирующие факторы: предоставление менеджерам возможности реализовать собственные идеи, а также сложность и масштаб решаемых задач.
Опционные программы в России – относительно новое явление. Еще три года назад случаи предоставления опционов своим сотрудникам были единичными. В последнее время опционы получили распространение и в «голубых фишках» российского фондового рынка, и в компаниях со слабой ликвидностью акций, и в транснациональных корпорациях. По мнению инвестиционных аналитиков, само наличие опционной программы может повысить стоимость компании, особенно если она котируется в Нью-Йорке.
Опцион – это всего лишь один из инструментов долевого участия сотрудников в капитале компании, пришедший на смену партнерству и простому акционированию сотрудников. Опционы позволяют решить одновременно задачи участия менеджеров и в собственности, и в прибыли. Главная цель опционных выплат состоит в том, чтобы увязать оплату труда с эффективностью функционирования, чтобы топ-менеджеры получали прибыль тогда, когда их компании процветают, и терпели убытки, когда компании сбиваются с правильного курса. Многие российские компании сейчас на подъеме и хотели бы, чтобы менеджмент разделил успех корпорации.
В МТС при первичном размещении сразу было выделено 0,6% акций под опционную программу, из которых большая часть уже выделена менеджменту в виде опционов. Андрей Брагинский, директор по связям с инвесторами, говорит, что основная задача – нацелить руководство на долгосрочный рост капитализации и повысить лояльность сотрудников к компании. Сотрудник получает и денежные выгоды, и психологические, поскольку рассматривает успех МТС как свой собственный. Конечно, материальная выгода от изменения цены акции во многом зависит от конъюнктуры рынка мобильной связи, но все, что касается самой компании – в силах ее руководства.
«Вымпелком», одним из первых
реализовавший опционную
Основная разница между реальным и фантомным опционом состоит в том, что в первом случае у участника существует возможность выбора: или получить премию, которая рассчитывается из курсовой разницы, или выкупить полагающийся пакет по цене предоставления. В фантомной программе возможность выбора отсутствует, то есть участник может получить премию, но не имеет возможности приобрести "настоящие" акции. Длительность программы - два года. Например, сумма премии фантомного опциона 2002 года рассчитывается из разницы стоимости акций на начало 2003 и на конец 2004 года. При этом рост стоимости акций для расчета премии имеет ограничитель - не более $10 на одну акцию в год.
В обоих телекоммуникационных
гигантах топ-менеджер получает опцион
по существующей на данный момент рыночной
цене акций. Если акции растут, то при
реализации этого опциона разница
в стоимости данного пакета и
является вознаграждением менеджера.
Именно на этом основана материальная
заинтересованность в том, чтобы
росла общая капитализация
Лояльность менеджмента особенно актуальна сегодня, когда экономический рост порождает дефицит высококвалифицированного персонала. Как следствие, растут компенсации и текучесть кадров. А опционные программы позволяют решить обе эти проблемы.
В российском представительстве компании Procter and Gamble в настоящее время также проходит программа размещения опционов на акции глобальной корпорации в рамках долгосрочной программы материнской компании.
Довольно масштабная программа по размещению опционов прошла в IT-холдинге IBS. Его акции еще не котируются, но уже более 30% сотрудников получили опционы. Для неторгуемой компании определить стоимость акции довольно проблематично, и для этого компании пришлось проводить экспертный расчет. Программа позволяет поощрить лучших сотрудников, а материальные выгоды от продажи акций сотрудники смогут получить только после IPO.
На ЮКОСе такая программа существует уже несколько лет, первый ее этап начался в 2008 году. Сейчас в этих опционных программах задействовано более 3,5 тыс. человек. Нужно заметить, что в большинстве российских компаний число участников опционных программ не превышает тысячи человек. Эта программа – по-настоящему публичная. С 2008 года эта программа существует не в варианте АDR для ограниченного числа людей, как пытались сделать многие, а в варианте Stock Option, это - совсем другой уровень.
В компании существует несколько
различных программ. Отдельная программа
– для менеджеров, есть и другая,
в которой участвуют не только
менеджеры, но и высококвалифицированные
специалисты. Здесь задействован не
только московский аппарат компании,
но и многие сотрудники из регионов.
В одной из программ участвуют
даже высококвалифицированные
Российский бизнес в своем большинстве использует только краткосрочную мотивацию. Вопросы пенсионного обеспечения и так далее – это классические формы управления персоналом, не относящиеся к долгосрочной мотивации. Это лишь некая социальная поддержка.
Однако вся мировая практика долгосрочной мотивации построена на выделении работникам акций в той или иной форме. Это позволяет, во-первых, сплотить интересы работников и акционеров, поскольку они начинают добиваться единой цели – повышения капитализации компании. Во-вторых, повышается идентификация работника с компанией, поскольку он наделяется акциями в форме, которая зависит от конкретной программы. В-третьих, он начинает реально осознавать, каково его влияние на работу компании в целом, происходит слияние интересов сотрудника и компании. Работник видит особое отношение компании к своему труду, право на опцион – отражение значимости твоего труда для всей компании. Это очень сильно мотивирует людей: не сумма, которая тебе достается, а именно признание. Кроме того, опцион – очень серьезный фактор в создании благоприятной корпоративной культуры. Опцион помогает удерживать ценные кадры, но это – не главная его цель.
С другой стороны, такой сотрудник, как и всякий акционер, несет риски, связанные с конъюнктурой рынка. Это вполне нормально: человек разделяет не только успех, но и трудности своего работодателя. Таков рынок, таков весь современный мир. Если компании плохо, у тебя есть стимул сделать так, чтобы ей было хорошо.
Важен именно долгосрочный
характер опционной мотивации. Вы получаете
прибыль не только сегодня – завтра,
или бонус по окончании года, но
прибыль распространяется на несколько
лет вперед. Если ты остаешься с
компанией, то надолго получаешь
дополнительный фактор мотивации. Акции
можно продать или получать с
них доход, но при любом варианте
остается связь интересов работника
с ростом курса акций и ростом
капитализации всей компании. Это
общее правило, которое существует
в любой цивилизованной западной
стране. Разумеется, опционные программы
сопутствуют традиционному
Получение опциона в компании
напрямую связано с позицией, которую
занимает менеджер. Новый руководитель
получает опцион в зависимости от
уровня, то есть, от его влияния на
капитализацию компании. Топ-менеджер
имеет право на опцион через год
работы. Если речь идет о регионах, то
там такое право нужно
Опцион очень эффективное вложение в человеческие ресурсы. На первом этапе могут быть трудности, потому что многие помнят приватизацию, когда всем выделялись бесплатные акции. Через какое-то время появляются реальные положительные результаты, связанные со всеми описанными причинами. То есть, опцион, безусловно, оправдывает возложенные на него задачи и затраченные средства. Когда лучшие работники чувствуют свою непосредственную связь с компанией, это однозначно повышает эффективность их труда.
Таким образом, мотивирующая
роль опционных программ в российском
бизнесе признается все большим
числом компаний. Единственным препятствием
на пути развития таких программ являются
колебания курсов акций и общее
падение капитализации в
Виктор Щукин, вице-президент, председатель экспертного совета Ассоциации консультантов по подбору персонала, генеральный директор "Галла Консалтинг Групп": «Проблемы предприятия могут стать основой для введения уникальных бонусных программ». Так, в одной из компаний, занимающихся разработкой банковских программных продуктов, была плохо налажена работа отделов программистов и тестировщиков. Первые писали код с большим количеством ошибок, а вторые не отлавливали все ошибки с первого раза. В результате программы проходили через большое количество циклов "проверки-доработки" и поступали к заказчику с задержкой. Мы предложили ввести "плавающий" поощрительный фонд, который выдавался наиболее отличившемуся из двух отделов. При определении "победителя" учитывались время, затраченное на работу, и ее качество. В результате премиальные либо полностью отдавались одному из отделов, либо распределялись между ними пропорционально набранным баллам. Между программистами и тестерами шло своеобразное состязание за получение как можно большей части призового фонда, что не замедлило сказаться на времени, затрачиваемом на разработку программного продукта.
В ОАО “Газпром” с 2001
г. сменилось более 80% руководящего
состава, поэтому естественным шагом
стало принятие в 2002 г. программы
поощрения управленцев через
опционы на распределение своих
акций (пакет около 1%). Программы
структурной реорганизации
Как правило, российские компании
адаптируют конкретный зарубежный опыт
(с учетом отраслевой специфики). Так,
ЛУКОЙЛ с 1 июля 2002 г. ввел новую систему
мотивации труда для
Вознаграждение увязано с динамикой цен на них (выплаты равны удорожанию пакета акций во времени), но предусматривает лишь дивиденды по заявленному пакету. Например, в 2001 г. президент ЛУКОЙЛа получил опцион до 2004 г. на 500 тыс. акций (0,059% уставного капитала), которые позволяют получать дивиденды и разницу стоимости пакета за указанный период.
“Фантомные программы” широко распространены в крупных зарубежных корпорациях, однако прямой перенос их опыта имеет подводные камни. При жестко централизованном построении системы управления денежными потоками, имеющем место в российских компаниях, появляются сложности при разработке программы, аналогичной применяемой в Chevron, из-за слабой увязки показателей работы каждого подразделения (а у крупных фирм множество сервисных, непрофильных структур) общекорпоративными результатами и с рыночной оценкой холдинга.
Кэтрин Сталкер, директор
отдела консультационных услуг по управлению
персоналом PricewaterhouseCoopers: «В 2004 году мы
провели межотраслевой обзор
оплаты труда в 53 компаниях, среди
которых 45 иностранных, 2 российские и
6 компаний с участием иностранного
капитала. Большинство участников (43%)
работают в сфере торговли товарами
народного потребления. Остальные
компании заняты в сфере промышленных
товаров/инжиниринга, фармацевтики, услуг
(по 17% участников в каждом секторе),
энергетики и телекоммуникаций/ИТ (по
15%). Некоторые компании осуществляют
деятельность в нескольких секторах
экономики. По результатам исследований
более половины участников имеют
одну программу краткосрочных
Информация о работе Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности