Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Целями данной работы являются: изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов, показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства, выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров, изучить виды вознаграждений топ-менеджеров, показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере ООО «Лукойл – волганефтепродукт».
Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 15
1. 1 Мотивация персонала как подсистема кадрового менеджмента 15
1.2.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 22
1.3. Особенности мотивации топ-менеджеров. 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 61
2.1 Общая характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 61
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия 70
2.3. Анализ кадрового потенциала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 72
2.4. Анализ мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 78
2.5. Анализ стимулирования в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 88
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЛУКОЙЛ – ВОЛГАНЕФТЕПРОДУКТ» 95
3.1. Предложение по улучшению мотивации и стимулирования топ-менеджеров ООО «Лукойл-волганефтепродукт» 96
3.2. Оценка эффективности системы мотивации топ-менеджмента ООО «Лукойл – волганефтепродукт» 106
Выводы по аналитической части 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
Отличительной особенностью России является то, что программы долгосрочного мотивирования не так распространены, как за рубежом. Однако ситуация меняется и, по нашим наблюдениям, формируется устойчивая тенденция к введению таких программ в первую очередь в крупных компаниях.
Система бонусной мотивации при всех своих достоинствах имеет уязвимую точку. Зависимость от финансовых показателей подталкивает нечистых на руку топ-менеджеров к разнообразным махинациям с отчетностью ради получения больших премиальных.
У всех на слуху скандал с американской телекоммуникационной корпорацией WorldCom, руководство которой с помощью поддельных бухгалтерских документов и недозаявлнных убытков завысило показатели прибыли в период с января 2001 по март 2002 года на $3,8 млрд. В бухгалтерских документах, словно из воздуха, образовались $74,4 млрд прибыли до налогообложения, чтобы скрыть убытки в $64,5 млрд.
В скандал с приписками втянулся голландский розничный гигант Royal Ahold NV. Все те же бухгалтерские махинации позволили завысить прибыль компании в период между 2008 и 2002 годами почти на $1 млрд. Несколько топ-менеджеров, вовлеченных в скандал, заявили о готовности вернуть часть бонусов, что говорит о явной направленности махинаций на получение дополнительного вознаграждения.
Также с неправедно нажитыми
бонусами придется расстаться двенадцати
директорам канадского производителя
телекоммуникационного
В российских компаниях приписки топ-менеджеров ради получения бонусов почти не практикуются отчасти потому, что собственники, как правило, сами выросли из управленцев и провести их на финансовых махинациях непросто, а отчасти потому, что такие попытки в российских условиях могут закончиться отнюдь не судебным разбирательством.
Нефтяная промышленность занимается добычей и транспортировкой нефти, а также добычей попутного газа. Россия располагает довольно большими разведанными запасами нефти (около 8% общемировых — шестое место в мире).
Более всего изучены и
освоены ресурсы Волго-
Основные ресурсы нефти
сосредоточены в Западно-
Продолжается формирование
Тимано-Печорской нефтяной базы, крупнейшее
месторождение — Усинское. Здесь
добывается тяжелая нефть (шахтным
способом) — ценнейшее сырье для
производства низкотемпературных масел,
необходимых для работы механизмов
в суровых климатических
Нефть найдена и в других районах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского, Охотского, Каспийского морей.
Добыча нефти сосредоточена в трех важнейших нефтегазоносных провинциях, которые вместе дают свыше 9/10 всей российской нефти, в том числе на Западно-Сибирскую провинцию приходится более 2/3, на Волго-Уральскую — около 1/4 суммарной добычи.
Приватизация объектов нефтегазового
комплекса раздробила прежде единую
централизованно управляемую
Продвижение добычи в восточные
районы и на север европейской
части остро ставит проблему транспортировки
нефти. Наиболее эффективным средством
для этого в России являются трубопроводы
(см. главу “Транспортный комплекс”)
Газоперерабатывающая
Размещение предприятий
нефтеперерабатывающей
В настоящее время насчитывается
28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ)
общей мощностью 300 млн. т в год.
Почти 90% мощностей
Газовая промышленность —
самая молодая и быстро развивающаяся
отрасль топливной
На территории России сосредоточено около 1/3 разведанных мировых запасов природного газа, потенциальные запасы которого оцениваются в 160 трлн. м3, из них на европейскую часть приходится 11,6%, а на восточные районы — 84,4%, на шельф внутренних морей — 0,5%.
Свыше 90% природного газа добывается
в Западной Сибири, в том числе
87% — в Ямало-Ненецком и 4% — в
Ханты-Мансийском автономных округах.
Здесь расположены крупнейшие месторождения:
Уренгойское, Ямбургское, Заполярное,
Медвежье и др. Промышленные запасы
природного газа этого региона составляют
более 60% всех ресурсов страны. Среди
других газодобывающих территорий выделяются
Урал (Оренбургское газоконденсатное
месторождение — более 3% добычи),
Северный район (Вуктылское месторождение).
Есть ресурсы природного газа в Нижнем
Поволжье (Астраханское газоконденсатное
месторождение), на Северном Кавказе (Северо-Ставропольское,
Кубано-Приазовское
Перспективными районами газодобычи считаются шельфовые акватории Арктики и Охотского моря. В Баренцевом и Карском морях открыты газовые супергиганты — Ленинградское, Русановское, Штокмановское месторождения
Для транспортировки газа в России создана Единая система газоснабжения, включающая разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов (143 тыс. км), компрессорных станций, подземных хранилищ и других установок. Действуют крупные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная система Сибирь-Центр.
В газовой промышленности России безраздельно господствует РАО “Газпром” — самая крупная в мире газодобывающая структура, одна из важнейших естественных монополий страны, обеспечивающая 94% всей добычи российского газа.
Рассмотрим систему мотивации
на примере одной из нефтяной и
газовой компании - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
Первоначально предприятие было создано как Закрытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ – Марий Эл» 26 февраля 2006 года с уставным капиталом 500 тысяч рублей. Устав Общества был зарегистрирован Государственной регистрационной палатой республики Марий Эл 29 февраля 2006 года. Данное предприятие занимается реализацией нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл.
Учредителями ЗАО «ЛУКОЙЛ – Марий Эл» при создании являлись:
В соответствии с договором присоединения от 21.06.02 г. Закрытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ – Марий Эл» 6 декабря 2002 года реорганизовано путем присоединения в Открытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» и выдано свидетельство о прекращении деятельности юридического лица серия 12 №000543246 от 6.12.2002 г.
В конце 2004 года головное предприятие было реорганизовано из Открытого Акционерного общества (ОАО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО). То есть, в настоящее время, анализируемое предприятие существует как Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на территории Республики Марий Эл.
Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-
Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-
Марийский филиал ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» осуществляет следующие виды деятельности.
продажа нефтепродуктов)
в том числе:
Основным видом деятельности организации является реализация нефтепродуктов.
Филиал реализует следующий ассортимент нефтепродуктов:
- Бензин;
- Дизельное топливо;
- Масла наливные;
- Фасованные масла;
- Смазки;
- Битум;
- Мазут;
- Прочие нефтепродукты;
- Товары технической химии.
За последние три года основная доля продукции была реализована через автозаправочные станции. В 2002 году она составляла более 62 %.
Необходимо отметить, что за последние три года количество клиентов (розничных покупателей) на автозаправочных станциях значительно увеличилось в связи с тем, что некоторые из автозаправочных станций были реконструированы и модернизированы, а кроме того, на АЗС открылось несколько новых магазинов розничной продажи продовольственных товаров.
Автозаправочные станции, принадлежащие предприятию, работают круглосуточно. При этом график работы обслуживающего персонала составляет 2 смены по 12 часов, без выходных. Для сотрудников аппарата управления установлена 5-тидневная рабочая неделя. Общая продолжительность рабочей недели согласно ст. 91 ТК РФ составляет 40 часов. Работа ведется в одну смену.
Уровень экономического развития
предприятия характеризуется
Изобразим графически динамику показателей реализации и прибыли предприятия (рисунок 2.1.1)
0
100000
200800
300000
400000
500000
600000
700000
800000
900000
2007
2008
2009
года
тыс. руб.
-5000
0
5000
10000
15000
Объем реализованной
продукции в текущих ценах
Себестоимость продукции
в текущих ценах всего
Валовая прибыль, тыс.
руб.
Прибыль балансовая в
текущих ценах
Чистая прибыль (убыток)
предприятия
Рисунок 2.1.1. Динамика показателей выручки, себестоимости и прибыли ООО «Лукойл – Марий Эл»
Анализируя приведенную информацию можно сделать вывод, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос практически в 3 раза, при этом необходимо отметить стабильность и непрерывность роста данного показателя в период с 2007 по 2009 гг. Такая тенденция объясняется расширением рынка сбыта продукции и может свидетельствовать о росте спроса на продукцию предприятия.
Сравнивая первую и вторую строки таблицы можно сделать вывод, что в 2007 – 2009 гг. объем продаж предприятия увеличивается в основном за счет роста реализационных цен на продукцию предприятия (темп роста объемов продаж текущих ценах значительно превышает темп роста продаж в ценах сопоставимых). Данный факт в совокупности с фактом непрерывного роста объемов продаж в сопоставимых ценах свидетельствует о рациональности предпринимаемых мер в области ценовой политики. Вместе с тем необходимо указать, что в 2007 - 2009 гг. объем продаж увеличивался в основном за счет количественного увеличения объемов производства и реализации продукции.
Информация о работе Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности