Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются: изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов, показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства, выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров, изучить виды вознаграждений топ-менеджеров, показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере ООО «Лукойл – волганефтепродукт».

Содержание работы

Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 15
1. 1 Мотивация персонала как подсистема кадрового менеджмента 15
1.2.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 22
1.3. Особенности мотивации топ-менеджеров. 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 61
2.1 Общая характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 61
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия 70
2.3. Анализ кадрового потенциала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 72
2.4. Анализ мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 78
2.5. Анализ стимулирования в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 88
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЛУКОЙЛ – ВОЛГАНЕФТЕПРОДУКТ» 95
3.1. Предложение по улучшению мотивации и стимулирования топ-менеджеров ООО «Лукойл-волганефтепродукт» 96
3.2. Оценка эффективности системы мотивации топ-менеджмента ООО «Лукойл – волганефтепродукт» 106
Выводы по аналитической части 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 122

Файлы: 1 файл

Курсовая нормирование.docx

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Отличительной особенностью России является то, что программы  долгосрочного мотивирования не так распространены, как за рубежом. Однако ситуация меняется и, по нашим  наблюдениям, формируется устойчивая тенденция к введению таких программ в первую очередь в крупных  компаниях.

Система бонусной мотивации  при всех своих достоинствах имеет  уязвимую точку. Зависимость от финансовых показателей подталкивает нечистых на руку топ-менеджеров к разнообразным  махинациям с отчетностью ради получения  больших премиальных.

У всех на слуху скандал  с американской телекоммуникационной корпорацией WorldCom, руководство которой  с помощью поддельных бухгалтерских  документов и недозаявлнных убытков  завысило показатели прибыли в период с января 2001 по март 2002 года на $3,8 млрд. В бухгалтерских документах, словно из воздуха, образовались $74,4 млрд прибыли  до налогообложения, чтобы скрыть убытки в $64,5 млрд.

В скандал с приписками втянулся голландский розничный  гигант Royal Ahold NV. Все те же бухгалтерские  махинации позволили завысить прибыль  компании в период между 2008 и 2002 годами почти на $1 млрд. Несколько топ-менеджеров, вовлеченных в скандал, заявили о готовности вернуть часть бонусов, что говорит о явной направленности махинаций на получение дополнительного вознаграждения.

Также с неправедно нажитыми бонусами придется расстаться двенадцати директорам канадского производителя  телекоммуникационного оборудования Nortel Networks. Топ-менеджеры компании согласны выплатить компании $8,6 млн в течение  трех лет. Список телекоммуникационных компаний с запятнанной репутацией продолжает американская телефонная Qwest Communications, которая в 2008-2001 годах завысила свои доходы на $2,5 млрд.

В российских компаниях приписки топ-менеджеров ради получения бонусов  почти не практикуются отчасти потому, что собственники, как правило, сами выросли из управленцев и провести их на финансовых махинациях непросто, а отчасти потому, что такие  попытки в российских условиях могут  закончиться отнюдь не судебным разбирательством.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

2.1 Общая характеристика  ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»

 

Нефтяная промышленность занимается добычей и транспортировкой нефти, а также добычей попутного  газа. Россия располагает довольно большими разведанными запасами нефти (около 8% общемировых — шестое место  в мире).

Более всего изучены и  освоены ресурсы Волго-Уральской  нефтегазоносной провинции. Здесь  находятся крупные месторождения: Ромашкинское — в Татарии, Шкаповское и Туймазинское — в Башкирии, Мухановское — в Самарской  обл. и др.

Основные ресурсы нефти  сосредоточены в Западно-Сибирской  нефтегазоносной провинции. С 2000 г. здесь оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтяные районы, где находятся такие крупные месторождения, как Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское и др.

Продолжается формирование Тимано-Печорской нефтяной базы, крупнейшее месторождение — Усинское. Здесь  добывается тяжелая нефть (шахтным  способом) — ценнейшее сырье для  производства низкотемпературных масел, необходимых для работы механизмов в суровых климатических условиях.

Нефть найдена и в других районах России: на Северном Кавказе, в Прикаспийской низменности, на о. Сахалин, в шельфовых зонах  Баренцева, Карского, Охотского, Каспийского  морей.

Добыча нефти сосредоточена  в трех важнейших нефтегазоносных  провинциях, которые вместе дают свыше 9/10 всей российской нефти, в том числе  на Западно-Сибирскую провинцию  приходится более 2/3, на Волго-Уральскую  — около 1/4 суммарной добычи.

Приватизация объектов нефтегазового  комплекса раздробила прежде единую централизованно управляемую государственную  систему. Частные нефтяные компании завладели производственными объектами  и национальным богатством страны —  нефтяными месторождениями и  их запасами. В российском нефтяном комплексе 17 компаний. Среди них  самые крупные — “ЛУКОЙЛ” (18,7% добычи нефти РФ), ТНК (18,5%), “Роснефть” (15,6%), “Сургутнефтегаз” (13,6%) и “Сибнефть” (9,7%).

Продвижение добычи в восточные  районы и на север европейской  части остро ставит проблему транспортировки  нефти. Наиболее эффективным средством  для этого в России являются трубопроводы (см. главу “Транспортный комплекс”). Развитие сети нефтепроводов способствует дальнейшему приближению переработки  нефти к местам потребления нефтепродуктов.

Газоперерабатывающая промышленность занимается первичной переработкой попутного газа нефтяных месторождений  и размещается в крупных центрах  нефтедобычи — Сургут, Нежневартовск, Альметьевск, Ухта. Однако самыми мощными центрами газопереработки в России являются центры газоконденсатных месторождений — Оренбург и Астрахань.

Размещение предприятий  нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления  нефтепродуктов в разных районах, техники  переработки и транспортировки  нефти, территориальных соотношений  между ресурсами и местами  потребления жидкого топлива.

В настоящее время насчитывается 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) общей мощностью 300 млн. т в год. Почти 90% мощностей нефтеперерабатывающей  промышленности размещается в европейской  части России, что объясняется  ее преимущественным тяготением к потребителю: транспортировать сырую нефть по трубопроводам дешевле, чем перевозить нефтепродукты, причем технологический  процесс нефтепереработки водоемок, поэтому большая часть НПЗ  страны размещены на Волге и ее притоках (Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Ярославль), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Москва, Кириши, Омск, Ачинск, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре), а также в пунктах с выгодным транспортно-географическим положением (Хабаровск). Значительное количество нефти перерабатывается и в местах ее добычи: Уфа, Салават, Самара, Пермь, Ухта, Краснодар.

Газовая промышленность —  самая молодая и быстро развивающаяся  отрасль топливной промышленности. Она занимается добычей, транспортировкой, хранением и распределением природного газа. Добыча газа в 2 раза дешевле добычи нефти и в 10-15 раз дешевле добычи угля.

На территории России сосредоточено  около 1/3 разведанных мировых запасов  природного газа, потенциальные запасы которого оцениваются в 160 трлн. м3, из них на европейскую часть приходится 11,6%, а на восточные районы — 84,4%, на шельф внутренних морей — 0,5%.

Свыше 90% природного газа добывается в Западной Сибири, в том числе 87% — в Ямало-Ненецком и 4% — в  Ханты-Мансийском автономных округах. Здесь расположены крупнейшие месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и др. Промышленные запасы природного газа этого региона составляют более 60% всех ресурсов страны. Среди  других газодобывающих территорий выделяются Урал (Оренбургское газоконденсатное месторождение — более 3% добычи), Северный район (Вуктылское месторождение). Есть ресурсы природного газа в Нижнем Поволжье (Астраханское газоконденсатное месторождение), на Северном Кавказе (Северо-Ставропольское, Кубано-Приазовское месторождения), на Дальнем Востоке (Усть-Вилюйское, Тунгор на о. Сахалин).

Перспективными районами газодобычи считаются шельфовые  акватории Арктики и Охотского  моря. В Баренцевом и Карском морях  открыты газовые супергиганты —  Ленинградское, Русановское, Штокмановское  месторождения

Для транспортировки газа в России создана Единая система  газоснабжения, включающая разрабатываемые  месторождения, сеть газопроводов (143 тыс. км), компрессорных станций, подземных  хранилищ и других установок. Действуют  крупные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская, многониточная  система Сибирь-Центр.

В газовой промышленности России безраздельно господствует РАО  “Газпром” — самая крупная  в мире газодобывающая структура, одна из важнейших естественных монополий  страны, обеспечивающая 94% всей добычи российского газа.

Рассмотрим систему мотивации  на примере одной из нефтяной и  газовой компании - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Первоначально предприятие  было создано как Закрытое акционерное  общество «ЛУКОЙЛ – Марий Эл» 26 февраля 2006 года с уставным капиталом 500 тысяч рублей. Устав Общества был зарегистрирован Государственной регистрационной палатой республики Марий Эл 29 февраля 2006 года. Данное предприятие занимается реализацией нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл.

Учредителями ЗАО «ЛУКОЙЛ  – Марий Эл» при создании являлись:

  • Открытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ» владело 30000 акций или 60% уставного капитала;
  • Открытое акционерное общество «Парангиньский агропромтранс» - 20080 акций или 40% уставного капитала.

В соответствии с договором  присоединения от 21.06.02 г. Закрытое акционерное  общество «ЛУКОЙЛ – Марий Эл» 6 декабря 2002 года реорганизовано путем  присоединения в Открытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» и выдано свидетельство о прекращении деятельности юридического лица серия 12 №000543246 от 6.12.2002 г.

В конце 2004 года головное предприятие  было реорганизовано из Открытого Акционерного общества (ОАО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО). То есть, в настоящее время, анализируемое предприятие существует как Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на территории Республики Марий Эл.

Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» имеет долгосрочное финансовое вложение в уставном капитале ОАО «Коммерческий  банк «Йошкар-Ола»» в сумме 2400 тысяч  или 19,5% от уставного капитала.

Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»реализует  нефтепродукты на территории Республики Марий Эл, а также является одним  из основных поставщиков нефтепродуктов в Республику. Его доля на региональном рынке составляет около 60%.

Марийский филиал ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» осуществляет следующие виды деятельности.

  • Реализация нефтепродуктов, с разделением по каналам сбыта
  • Крупнооптовые продажи на внутреннем рынке
  • Мелкооптовые продажи на внутреннем рынке
  • Розничные продажи на внутреннем рынке
      • Прочие виды деятельности, в т.ч.
      • Услуги по выполнению агентского договора (комиссионная  

        продажа  нефтепродуктов)

      • Реализация сопутствующих товаров и услуг

в том числе:

    • Реализация сопутствующих товаров оптом;
    • Реализация сопутствующих товаров в розницу;
    • Реализация услуг Станции технического обслуживания.
      • Прочая деятельность в том числе:
  • Оказание транспортных услуг;
  • Сдача в аренду имущества
  • Хранение нефтепродуктов
  • Услуги парокотельного цеха
  • Услуги лаборатории качества
  • Реализация прочих товаров.

Основным видом деятельности организации является реализация нефтепродуктов.

Филиал реализует следующий  ассортимент нефтепродуктов:

- Бензин;

- Дизельное топливо; 

- Масла наливные;

- Фасованные масла; 

- Смазки;

- Битум; 

- Мазут; 

- Прочие нефтепродукты; 

- Товары технической химии.

За последние три года основная доля продукции была реализована  через автозаправочные станции. В 2002 году она составляла более 62 %.

Необходимо отметить, что  за последние три года количество клиентов (розничных покупателей) на автозаправочных станциях значительно увеличилось в связи с тем, что некоторые из автозаправочных станций были реконструированы и модернизированы, а кроме того, на АЗС открылось несколько новых магазинов розничной продажи продовольственных товаров.

Автозаправочные станции, принадлежащие  предприятию, работают круглосуточно. При этом график работы обслуживающего персонала составляет 2 смены по 12 часов, без выходных. Для сотрудников аппарата управления установлена 5-тидневная рабочая неделя. Общая продолжительность рабочей недели согласно ст. 91 ТК РФ составляет 40 часов. Работа ведется в одну смену.

Уровень экономического развития предприятия характеризуется целым  рядом показателей. Рассмотрим их в динамике за последние 3 года существования предприятия.

Изобразим графически динамику показателей реализации и прибыли  предприятия (рисунок 2.1.1)

0

100000

200800

300000

400000

500000

600000

700000

800000

900000

 

2007

2008

2009

 

года

тыс. руб.

-5000

0

5000

10000

15000

Объем реализованной

продукции в текущих ценах

 Себестоимость продукции

в текущих ценах всего

 Валовая прибыль, тыс.

руб.

Прибыль балансовая в

текущих ценах

 Чистая прибыль (убыток)

предприятия

Рисунок 2.1.1. Динамика показателей  выручки, себестоимости и прибыли  ООО «Лукойл – Марий Эл»

Анализируя приведенную  информацию можно сделать вывод, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос практически в 3 раза, при этом необходимо отметить стабильность и непрерывность роста данного показателя в период с 2007 по 2009 гг. Такая тенденция объясняется расширением рынка сбыта продукции  и может свидетельствовать о росте спроса на продукцию предприятия.

Сравнивая первую и вторую строки таблицы можно сделать  вывод, что в 2007 – 2009 гг. объем продаж предприятия увеличивается в  основном за счет роста реализационных цен на продукцию предприятия (темп роста объемов продаж текущих ценах значительно превышает темп роста продаж в ценах сопоставимых). Данный факт в совокупности с фактом непрерывного роста объемов продаж в сопоставимых ценах свидетельствует о рациональности предпринимаемых мер в области ценовой политики. Вместе с тем необходимо указать, что в 2007 - 2009 гг. объем продаж увеличивался в основном за счет количественного увеличения объемов производства и реализации продукции.

Информация о работе Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности