Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

2. арбитражный суд независимо  от размера кредиторской задолженности  принимает заявление о признании  отсутствующей кредитной организации  – должника банкротом к производству;

3. в тридцатидневный срок  со дня принятия к производству  заявления о признании отсутствующей  кредитной организации банкротом  принимает решение о признании  отсутствующей кредитной организации  – должника банкротом и об  открытии конкурсного производства; конкурсным управляющим отсутствующей  кредитной организации – должника  утверждается Агентство;

4. указанное решение арбитражного  суда направляется в Банк России, а также в федеральный орган  исполнительной власти;

5. конкурсный управляющий  уведомляет в письменной форме  о банкротстве отсутствующей  кредитной организации всех известных  ему кредиторов этой кредитной  организации;

6. конкурсный управляющий,  в случае обнаружения имущества  должника ходатайствует перед  арбитражным судом о прекращении  упрощенной процедуры банкротства  и переходе к процедуре банкротства  по общим основаниям;

7. конкурсный управляющий  составляет ликвидационный баланс  и представляет его (баланс) на  согласование в Банк России;

8. согласование ликвидационного  баланса Банком России;

9. арбитражный суд рассматривает  отчет конкурсного управляющего, после чего выносит определение  о завершении конкурсного производства;

10. конкурсный управляющий  в течение тридцати дней с  момента вынесения указанного  определения представляет его  в Банк России;

11. Банк России вносит  в Книгу государственной регистрации  кредитных организаций запись  о ликвидации кредитной организации.  С этого момента полномочия  конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается  завершенным, а отсутствующая  кредитная организация – ликвидированной.

Таким образом, после окончания  ликвидации кредитной организации  и отсутствующей кредитной организации  наступают те же последствия, что  и при окончании конкурсного  производства при банкротстве кредитных  организаций.    

  

 




Заключение

 

 




При разработке ныне действующего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организациях» законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт (Законы о банкротстве 1992 и 1998 г.г.), но и восполнять существующие пробелы  за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства  занимает одно из важнейшим мест.

Проведенный в данной дипломной  работе анализ Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года и Закона РФ  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года (в ред. от 20.08.2004г.) № 121-ФЗ позволяет однозначно сделать вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно и гибко, что, несомненно, будет способствовать созданию нормального экономического оборота.

Несомненным достоинством Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является то, что единственной процедурой банкротства  кредитных организаций является «конкурсное производство». Возможность  принятия арбитражным судом однозначного решения в отношении кредитной  организации – открытие конкурсного  производства позволяет отстранить органы управления кредитной организации  от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом кредитной  организации незамедлительно. Тем  самым «бывшее» руководство должника (как показывает практика) не сможет вывести и без того «бедные» активы кредитной организации. Ведь, по сути, почти каждое банкротство кредитной  организации является преднамеренным, однако доказать данный факт в настоящее  время очень сложно.

Конструкция норм о конкурсном производстве, конечно же, имеет  серьезный недостаток, который проявляется  в том, что для завершения процедуры  необходимы определенные действия управляющего. В результате сложно сказать, что  делать, если сроки процедуры прошли, но никакого отчета по управлению не поступило. Между тем на практике складываются иногда ситуации, когда конкурсный управляющий действий, направленных на завершение конкурсного производства, не предпринимает, при этом кредиторы  никаких заявлений не делают; в  результате обнаруживается, что без  каких-либо  законных оснований производство длится несколько лет, что, конечно, недопустимо. Исправить данный недостаток можно, только если в Законе будет установлено право суда, при наличии определенных обстоятельств, решать вопрос об окончании производства либо обязанность суда ставить вопрос о смене управляющего.

Назначению временной  администрации в Федеральном  законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» отведено 17 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических  санкций.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения  о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов  и иных финансовых (экономических) санкций  по всем видам задолженности; снимаются  ранее наложенные аресты имущества  должника, введение новых арестов  и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены  только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы  и проведения инвентаризации имущества  является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке  и очередности, установленной статьей  Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы  превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом  и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

При осуществлении процедуры  конкурсного производства основные полномочия возложены на конкурсных управляющих и собрание кредиторов.

Существенное расширение полномочий собрания кредиторов в процедуре  банкротства позволяет играть ему  решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника.

В закон введено новое  понятие, такое как «саморегулируемые  организации арбитражных управляющих». Как видно целью введения саморегулируемых организаций было повышение профессионального  уровня и организованности управляющих.

Не разрешен вопрос о способах открытия или обнаружения валютных или иных ценностях, находящихся  за границей, а также их продажа  для восстановления платежеспособности должника, если последний скрывает данный факт.

В настоящее время Закон  о банкротстве претендует на роль самого эффективного документа в  истории российского законодательства. За два года после вступления его  в силу ситуация в этой сфере значительно  улучшилась, и даже «произошло радикальное  оздоровление на рынке»[62]. Если раньше процедура банкротства была одним из основных способов криминального передела собственности, то теперь это не так.

По статистике Высшего  Арбитражного Суда, количество дел  о банкротстве в судах за последние  два года сократилось более чем  в 10 раз[63].

Несмотря на то, что, по мнению специалистов, Закон о банкротстве 2002 года считается законом более  эффективным, чем Закон 1998 года, все  же и в нем существуют некоторые  пробелы.

В целом необходимо внести поправки направленные на дальнейшее затруднение инициирования и  осуществления процедуры банкротства  с целью ликвидаций кредитных  организаций там, где возможно, банкротство  необходимо заменить финансовым оздоровлением.

Необходимо внести ряд  мер по неотвратимости наказаний  за правонарушения в сфере банкротств. Пока с этим дела обстоят плохо  – предусмотренная Уголовным  кодексом ответственность за такие  правонарушения фактически не применяется. В 2003 году за фиктивное банкротство  был осужден лишь один человек, за другие неправомерные действия при  банкротстве 26 человек[64].

Причина в том, что уличить  и найти доказательства таких  правонарушений очень сложно. Поэтому  необходимо внести поправки в Уголовный  кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, уточняющие составы  правонарушений в сфере банкротства. Поправками должна быть предусмотрена  уголовная и административная ответственность  для арбитражных управляющих  и руководителей предприятий  за фиктивное и преднамеренное банкротство, а также за противодействие проведению процедуры банкротства. В частности, на мой взгляд, было бы необходимым  поднять в два раза штрафные санкции  за преступные деяния в отношение  вышеназванных должностных лиц  по всем статьям КоАП РФ и УК.  

Тогда, под последнюю категорию  подпадут действия руководителя, вовремя  не уведомившего контролирующие органы и Саморегулируемые организации  о том, что кредитная организация  близка к банкротству. Такие действия будут трактоваться по аналогии с  «преступной халатностью», и это  тоже должно предотвратить ликвидацию кредитной организации там, где  можно обойтись финансовым оздоровлением.

Но особенно действенной  мерой в этом направлении необходимо внести поправку, которая позволит государству согласиться на отсрочку по налоговым платежам.

Сегодня финансовое оздоровление, направленное на восстановление платежеспособности кредитной организации, очень редко  практикуется. Решение об отсрочке по долгам может быть принято только коммерческими кредиторами в  отношении данных ими займов, а  государство не может давать отсрочку по своим долгам, поскольку это  запрещено налоговым законодательством.

Эту «фору» коммерческие кредиторы  используют сполна – долги государству  в случае банкротства выплачиваются  после удовлетворения коммерческих кредиторов.

Если поправки будут внесены  в Налоговый кодекс, то государство  уравняется с коммерческими кредиторами  в праве давать отсрочку по долгам.

Стремление государства  защитить путем предоставления отсрочки по налоговым платежам кредитные  организации от банкротства имеет  и негативную сторону – эта  норма фактически ставит государство  в одну очередь с коммерческими  кредиторами в случае банкротства  кредитной организации.

Эта норма хороша для государства. Если оно вдруг захочет предъявить банку чрезмерные налоговые претензии, коммерческие кредиторы могут вообще не увидеть своих денег в случае банкротства банка, такая ситуация едва ли не усилит желание потенциальных  инвесторов вложиться в то или  иное предприятие.

Таким образом, кредитным  организациям и их кредиторам остается надеяться на объективность и  независимость судебных властей.    

Список  использованной литературы

Нормативно - правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. –  М., Юридическая литература, 1993 г. (с  изменениями 25 марта 2004 г.).

2. Европейская конвенция  1990 г. «О некоторых международных  аспектах банкротства».

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации часть первая  от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных  и конституционных законов, 1995 г.  Выпуск № 2.

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации часть вторая  от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г.  № 5, ст.410.

5. Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 24 июля 2002 г. // Сборник федеральных  и конституционных законов, 2002 г.  Выпуск № 10.

6. Гражданский процессуальный  кодекс от 14 ноября 2002 г. с изменениями  и дополнениями.

7. Кодекс законов о  труде РФ // Ведомости СНД и  ВС РФ, 1992 года, № 14, Ст. 712.

8. Закон Российской Федерации  от 19 ноября 1992  № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» //Российская газета от 30.12.92г.

9. Федеральный закон от 8.02.98г. №6-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)» // «Российская газета»  от 20.01.98 г., № 10, от 21.01.98 г., № 11.

10.Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.

11. Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 года ( в ред. 20.08.2004г.).

12. Федеральный закон Российской  Федерации от 07 августа 2001 г. №  «Об акционерных обществах».

13. Федеральной закон от 07 июля 1993 года «О внесении изменений  и дополнений в АПК РФ и  законы РФ «Об Арбитражном  Суде», «О государственной пошлине».

14. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском  учете», // Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательствах, утвержденных  приказом Министерства финансов  РФ от 13 июня 1995 года.

15. Письмо Центрального  банка Российской Федерации от 17 июля 2002 года № 98-Т. 

16. Письмо Высшего Арбитражного  суда РФ от 06 августа 1999 года, №  43 по обзору практики, применения  Арбитражными судами Законодательства  о несостоятельности (банкротстве).

17. Основы законодательства  Российской Федерации об Архивном  фонде Российской Федерации и  архивах от 07 июля 1993 года // Ведомости  СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1311.

Акты и решения  органов судебной власти         

18. Справочный материал  Арбитражного суда //Вестник Высшего  Арбитражного суда РФ. 1998 №2.         

19. Об итогах работы  арбитражных судов РФ в 1997 г. // Вестник Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации. 1998. №  4. с. 7.

20. Постановление Президиума  Высшего Арбитражного суда РФ  от 24 марта 1998 г. дело № 2702/96 //Вестник Высшего Арбитражного  суда РФ. 1998 г. № 5.         

21. Постановление Президиума  Высшего Арбитражного суда РФ  от 24 марта 2001 года, дело № 2702/96 // Вестник Высшего Арбитражного  суда РФ. 2001. № 5.

22. Доклад Председателя  ВАС РФ от 04 декабря 2003 года // Вестник  Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации. 2004. № 1.

 

Научная, учебная  и иная литература         

23. Отечественная литература.          

24. Баренбойм П. Правовые  основы банкротства - М., Тейс, 1995 г.

25. Добровольский А. А.  Свод общеимперских положений  о торговой и неторговой несостоятельности.  М. 1914. с.156.

26. Малышев К. И. Исторический  очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.с. 238.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций