Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

 На каждой из стадий  производства по делу о признании  кредитной организации банкротом  решаются самостоятельные задачи  и не проверяются процессуальные  акты (определения), принятые в ходе  предшествующих процедур. Отсутствие  же возможности проверки законности  и обоснованности таких определений,  принимаемых по существу предъявленных  требований и порождающих материальные  права и обязанности сторон, может  причинить невосполнимый в дальнейшем  ущерб.         

 Так, в определении,  вынесенном арбитражным судом  по результатам рассмотрения  обоснованности возражений должника, указывается размер требований  кредитора, налогового или иного  уполномоченного органа, в отношении  которых возражения должника  признаны необоснованными; определение  является основанием для установления  числа голосов, принадлежащих  соответствующему кредитору на  собрании кредиторов (п. 4 ст. 71). Невозможность  обжалования такого определения  ущемляет интересы кредитора,  реальные права которого могут  быть не учтены на собрании  кредиторов. К тому же, если кредитору  отказывают во включении его  требований в реестр требований, то конкурсная масса перераспределяется  между другими кредиторами. В  результате существенно ограничивается  закрепленное ст. 35 Конституции РФ  право собственности.         

 При этом, поскольку  целью закона о банкротстве  является не урегулирование споров  о праве, а обеспечение защиты  реальных или потенциальных кредиторов, требование о «справедливом разбирательстве  дела» в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции  о защите прав человека и  основных свобод применяется  лишь в той мере, в какой  гражданские права заявителей  затрагиваются предварительным  решением суда, которое может  быть оспорено и законность  которого проверяется судом с  соблюдением всех гарантий, установленных  в ст. 6 Конвенции[42].         

 Таким образом, содержащееся  в п. 5 ст. 60 Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)»  правило, в соответствии с которым  не могут быть обжалованы определения  арбитражного суда, не соответствует  Конституции РФ, ее ст. 46 (ч. 1 и  2) и ст. 55 (ч. 3).         

 Ряд обратившихся в  Конституционный Суд РФ заявителей  являются кредиторами коммерческих  банков, процедура банкротства которых  обладает существенной спецификой. Поэтому к отношениям, связанным  с несостоятельностью (банкротством) банков и иных кредитных организаций,  Федеральный закон «О несостоятельности  (банкротстве)» применяется с  особенностями, установленными Федеральным  законом «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций».          

 Специальные правила  этого Федерального закона учитывают  слабую защищенность таких кредиторов, как вкладчики банков (в том  числе граждане), число которых  обычно очень велико. Предоставление  им возможности обжаловать определения  арбитражного суда может привести  к значительному продлению сроков  рассмотрения дела о банкротстве  кредитных организаций и к  отсутствию необходимой определенности  имущественных прав кредиторов. Поэтому законодатель вправе  предусмотреть особенности обжалования  затрагивающих их права определений,  отличающихся от апелляционного  и кассационного порядка по  составу суда, а также срокам  обжалования и рассмотрения дел.           

   

Глава 4. Процедуры банкротства кредитной  организации

 

4.1.Конкурсное  производство.

 

В соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при рассмотрении арбитражным судом  дела о банкротстве кредитной  организации применяется только одна процедура – конкурсное производство.

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое  соглашение, предусмотренные Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Иными словами, конкурсное производство – это ликвидационная стадия конкурсного  процесса.

Согласно ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  принятие арбитражным судом решение  о признании должника банкротом  влечет открытие конкурсного производства.

Принятие арбитражным  судом решения о признании  кредитной организации банкротом  и об открытии конкурсного производства означает невозможность восстановления ее платежеспособности.

Срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный  суд вправе продлить указанный срок по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть  месяцев. Для продления срока  конкурсного производства должна быть особая необходимость (например, более  выгодная продажа имущества  должника и соответственно более полное удовлетворение требований кредиторов), причем обстоятельства, открывающие такую необходимость, следует отразить в определении арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства. На основании этого выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (т. е. в течение 14 дней с момента принятия только лишь в апелляционной инстанции, постановление которой является окончательным).

Статья 124 названного Закона не допускает продления срока  конкурсного производства более  чем на шесть месяцев. Тем самым  изменяется характер правового регулирования, поскольку в соответствии с Законом 1998 г. продление срока конкурсного  производства допускалось и за пределами 18 месяцев. Думается, что невозможность  увеличения срока конкурсного производства приведет к сложным последствиям. Рассмотрим практическую ситуацию. По окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен, вдруг  оказалась нереализованной безнадежная  кредиторская задолженность, либо заявил свои требования кредитор, либо обнаружилось имущество должника, находящееся  у третьих лиц без должных  оснований, что требует обращения  в суд с виндикационным (или  иным) иском. Очевидно, единственный выход  в подобных ситуациях – продление  конкурсного производства, ибо ликвидировать  юридическое лицо при названных  обстоятельствах невозможно. Поэтому  представляется неизбежной корректировка  норм данной статьи.

Отметим, что в соответствии с п. 16 Постановления Пленума № 4[43], «по смыслу п. 2 ст. 124 названного Закона по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего». Как видно, данное толкование не решило проблему продления срока конкурсного производства на срок свыше 18 месяцев.   

С момента принятия арбитражным  судом  решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

1. продолжают действовать  последствия отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций, предусмотренных  ст. 20 Федерального закона «О банках  и банковской деятельности», в  том числе в случае вступления  после открытия конкурсного производства  в законную силу решения арбитражного  суда о признании недействительным  приказа Банка России от отзыве  у кредитной организации такой  лицензии;

2. сведения о финансовом  состоянии кредитной организации  прекращают относится к сведениям,  признанным конфиденциальными или  составляющими коммерческую тайну  (речь идет только об информации  о финансовом состоянии должника);

3. совершение сделок, связанных  с отчуждением имущества кредитной  организации или влекущих за  собой передачу ее имущества  третьим лицам во владение  и пользование, допускается исключительно  в порядке такого предоставления;

4. все требования кредиторов  по денежным обязательствам, об  уплате обязательных платежей, иные  имущественные требования, за исключением  требований о признании права  собственности, о компенсации  морального вреда, об истребовании  имущества из чужого незаконного  владения, о признании сделок  недействительными, о применении  последствий их недействительности, а также требований по текущим  обязательствам, могут быть предъявлены  только в порядке конкурсного  производства;

5. исполнительные документы,  исполнение по которым прекратилось  в соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций», подлежат передаче судебными  приставами-исполнителями, а также  органами и организациями, исполняющими  требования судебных актов и  актов других органов конкурсному  управляющему;

6. снимаются ранее наложенные  аресты на имущество кредитной  организации и иные ограничения  распоряжения имуществом кредитной  организации. Основанием для снятия  ареста на имущество кредитной  организации является решение  арбитражного суда о признании  кредитной организации банкротом  и об открытии конкурсного  производства. При этом не допускается  наложение новых арестов на  имущество кредитной организации  и иных ограничений распоряжения  ее имуществом.         

 С момента принятия  арбитражным судом решения о  признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства органы управления  кредитной организации отстраняются  от выполнения функций по управлению  и распоряжению имуществом кредитной  организации.         

 При принятии решения  о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства арбитражный суд  утверждает кандидатуру конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение [44]. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т. е. в соответствии с п. 4 ст. 149 названного Закона.         

 Особо следует обратить  внимание на отсылку к ст. 45, т. к. в данной статье Закона  речь идет о саморегулируемой  организации арбитражных управляющих.          

 Саморегулируемые организации  арбитражных управляющих (ст. 21) –  новелла Закона.         

 Статус саморегулируемой  организации арбитражных управляющих  приобретается некоммерческой организацией  с момента ее включения в  государственный реестр саморегулируемых  организаций. Для приобретения  этого статуса необходимо соответствие  организации следующим требованиям:

- наличие не менее 100 участников, каждый из которых  соответствует позитивным и негативным  требованиям к кандидатуре управляющего, установленным ч. 1-7 п. 1 ст. 20 Закона;

- осуществление участниками  организации в совокупности как  минимум 100 процедур банкротства;

- наличие компенсационного  фонда или имущества у общества  взаимного страхования, которые  могут быть сформированы только  в денежной форме. Размер этого  фонда должен быть равен не  менее чем 50 тыс. рублей на  каждого члена (т. е. только  размер компенсационного фонда  будет составлять как минимум  5 млн. рублей);

Саморегулируемая организация  осуществляет защиту прав и интересов  своих членов, повышение их профессионального  уровня, действует на основании Устава, который может определять и другие функции.

Регулирующий орган, определяемый Правительством РФ (в настоящее время  это Министерство юстиции РФ), ведет  реестр саморегулируемых организаций  арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация  арбитражных управляющих должна быть письменно уведомлена о включении  в реестр либо об отказе от включения  в реестр.               

 Целью введения саморегулируемых  организаций было повышение профессионального  уровня и организованности управляющих.  Однако конструкция саморегулируемой  организации такова, что со стороны  руководства вполне возможны  злоупотребления по отношению  к членам организации. Цель  таких злоупотреблений – вынудить  членов организации проводить  определенную политику. Данное нововведение  будет весьма полезным, если указанных  злоупотреблений не произойдет. Тем не менее представляется  неоправданной позиция законодателя, в соответствии с которой прекращают  свою деятельность индивидуальные  предприниматели – арбитражные  управляющие. Было бы гораздо  лучше допустить их наряду  с саморегулируемыми организациями  с тем, чтобы практика выявила,  какая конструкция является более  жизнеспособной.

Однако, Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» устанавливает, что конкурсным управляющим при банкротстве  кредитных организаций, имевших  лицензию Банка России на привлечение  денежных средств физических лиц  во вклады, в силу закона является Агентство[45].

Конкурсный управляющий  обязан действовать добросовестно  и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной  организации, общества и государства.          

 Конкурсный управляющий  с момента своего назначения  осуществляет следующие функции:

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций