Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

·   принимает в ведение имущество кредитной организации, проводит его инвентаризацию и оценку[46] и принимает меры по обеспечению его сохранности. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае если имуществом кредитной организации, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость[47], указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов; 

·   анализирует финансовое состояние кредитной организации;

·   предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании;

·   уведомляет работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства [48];

·   заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным кредитной организации требованиям кредиторов;

·   устанавливает требования кредиторов;

·   ведет реестр требований кредиторов (см. прил. 10);

·   принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

·   передает на хранение в Архивный фонд Российской Федерации документы кредитной организации, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ[49];

·   выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

При осуществлении своих  полномочий конкурсный управляющий  предъявляет иски о признании  недействительными сделок, совершенных  кредитной организацией[50], об истребовании имущества кредитной организации находящегося у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией[51], и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, направленные на возврат имущества кредитной организации.

Конкурсный управляющий  также вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в  соответствии с законодательством  Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации в связи  с доведением ее до банкротства[52].

Размер указанных требований определяется исходя из разницы между  суммой требований кредиторов и конкурсной массой.

Взысканные суммы включаются в конкурсную массу и могут  быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке  очередности, установленной Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Обязанность конкурсного  управляющего направить для опубликования  в периодическом печатном издании  по месту нахождения кредитной организации  объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства имеет существенное значение. Среди прочего в указанном  объявлении указывается день закрытия реестра требований кредиторов и  день истечения срока установления требований кредиторов первой очереди  для целей предварительных выплат. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней со дня  указанного сообщения. Таким образом, кредиторы могут определить временные  рамки, в соответствии с которыми они могут предъявлять свои требования к кредитной организации.

Однако, кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной  организации в любой момент в  ходе конкурсного производства, а  также в порядке, в период деятельности в кредитной организации временной  администрации. 

С соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, для их установления, направляются в арбитражный суд, копия требования – конкурсному управляющему. По результатам такого рассмотрения выносится  определение арбитражного суда о  включении или об отказе во включении  указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении указывается  размер и очередность удовлетворения этих требований. Копии определения  направляются заявителю и конкурсному  управляющему. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может  быть обжаловано. Указанное установленное  требование включается конкурсным управляющим  в реестр требований кредиторов не позднее дня, следующего за днем получения  копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем кредитор уведомляется в течение трех дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований кредиторов.

Между тем, кредитору не обязательно  предъявлять требование конкурсному  управляющему, если такое требование уже было предъявлено временной  администрации и оно внесено  в реестр требований кредиторов.  

В целях обеспечения равного  доступа кредиторов к информации о ходе конкурсного производства не позднее 70 дней со дня признания  кредитной организации банкротом  конкурсный управляющий опубликовывает:

1.   сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства;

2.   баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;

3.   сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди;

4.   смету текущих расходов кредитной организации.

Согласно ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», все имущество кредитной организации, имеющееся на момент открытия конкурсного  производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества кредитной  организации, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое  из оборота[53], имущественные права, связанные с личностью кредитной организации[54], в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное указанным Законом с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Примером «иного имущества» могут послужить ценные бумаги и  иное имущество клиентов, находящиеся  в распоряжении кредитной организации  – профессионального участника  рынка ценных бумаг, которые в  соответствии с п. 1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  не включается в конкурсную массу.

Стоит заметить, что особым требованием к порядку учета  имущества должника, представляющего  собой конкурсную массу, является учет и обязательная оценка имущества, являющегося  предметом залога. В соответствии с этим правилом имущество, являющееся предметом залога, учитывается в  составе имущества должника отдельно и подлежит обязательной оценке.

После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее  шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс и представляется на согласование в  Банк России (срок согласования не может  превышать 30 дней).  

Срок составления реестра  требований кредиторов и срок составления  промежуточного ликвидационного баланса  могут быть продлены арбитражным  судом по заявлению конкурсного  управляющего.

Те же требования относятся  и к составлению и согласованию ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами  осуществляются в порядке, предусмотренном  ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с особенностями  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В процессе удовлетворения требований кредиторов кредитной организации  необходимо учитывать требования ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой установлена  очередность удовлетворения требований кредиторов.

Установление очередности  – один из основных принципов конкурсного  права, поскольку именно таким образом  разрешается «конкуренция прав кредиторов», о которой говорили российские дореволюционные  ученые[55]. Смысл и цель конкурсных отношений – осуществить удовлетворение одновременно всех кредиторов (насколько полно это возможно), а не последовательно (в соответствии со сроками требования).

Очередность удовлетворения требований кредиторов была установлена  и Законами 1992 и 1998 г., и ГК РФ. При  этом всегда действовали основные принципы очередности:

- переход к последующей  очереди осуществляется только  после полного удовлетворения  требований предыдущей очереди;

- при недостаточности  средств для всех кредиторов  в рамках одной очереди осуществляется  пропорциональное удовлетворение.

Эти два типа, о которых  императивно говорится в ГК РФ, ранее не имели исключений. В настоящее  время установлены исключения для  каждого из них, что может квалифицироваться  как противоречие между нормами  ГК и Закона.         

 В соответствии с  Федеральным законом «О несостоятельности  (банкротстве)» установлено не  пять очередей, как это было  ранее, а три, заставляя тем  самым задуматься о соответствии  ее положений ГК и применении  в связи с этим п. 2 ст. 3 ГК  РФ (эта новелла Закона – далеко  не бесспорна). Представляется вполне  допустимым изменение количества  очередей, однако при этом необходимо  внести изменения в ГК (либо  соответствующим образом переформулировать  положения п. 1 ст. 64, либо исключить  п. 2 ст. 3). Пока это не сделано,  с формально-юридической точки  зрения мы должны прийти к  выводу о необходимости применения  норм ГК, как бы не казалось  разумным иное.         

 Установление требований  очередных, к которым, собственно, применяются принципы соразмерности  и пропорциональности, всегда предшествует  определение внеочередных требований.          

 Внеочередной характер  определенных требований связан  с их возникновением после  возбуждения производства по  делу о несостоятельности (банкротстве) 

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие  обязательства:

- судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование  сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)»;

- расходы, связанные с  выплатой вознаграждения арбитражному  управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные  и эксплуатационные платежи, необходимые  для осуществления деятельности  должника (при этом внеочередной  характер этих требований не  изменяется в зависимости от  того, возникли они до либо  после открытия конкурсного производства);

- требования кредиторов, возникшие в период после принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом,  а также требования кредиторов  по денежным обязательствам, возникшим  в ходе конкурсного производства;

- требования уполномоченных  органов, возникшие после принятия  заявления о банкротстве должника  и до введение конкурсного  производства (внеочередной порядок  их удовлетворения установлен  п. 2 ст. 137 Закона);

- требования работников, связанные с выплатой заработной  платы (во внеочередном порядке  будут удовлетворяться требования, возникшие после принятия заявления  о банкротстве).         

 Требования кредиторов  удовлетворяются в следующем  порядке (см. прил. 8):

1.   в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

2.   во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; особенности статуса кредиторов 2-й очереди определены ст. 136 Закона;

3.   в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (т. е. что по Закону 1998 г. и в соответствии с ГК относятся к 5-й очереди). Статус кредиторов этой очереди имеет определенные особенности, установленные ст. 137, 138 Закона[56].       

Требования каждой очереди  удовлетворяются после полного  удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств кредитной организации  они распределяются между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  сумма требований, подлежащих удовлетворению, если иное не предусмотрено Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей, возникших после  открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  установленный срок.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания  расчетов со всеми кредиторами, в  том числе после закрытия реестра  требований кредиторов, подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения указанных  требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди  приостанавливается. В таком же порядке  подлежат удовлетворению требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный  срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется  вступившее в законную силу решение  арбитражного суда об их удовлетворении.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности  имущества должника, считаются погашенными.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций