Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

 В соответствии со  ст. 47 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» кредитная организация  в пятидневный срок со дня  получения определения о принятии  заявления о признании кредитной  организации банкротом обязана  направить в арбитражный суд,  заявителю и иным лицам, участвующим  в деле о банкротстве, отзыв  на такое заявление, а также  уведомить всех кредиторов, не  указанных в этом заявлении,  о возбуждении в отношении  ее дела о банкротстве.         

 Отзыв кредитной организации  на указанное заявление подается  в срок, обеспечивающий поступление  отзыва ко дню рассмотрения  дела (п. 1 ст. 109 АПК РФ).         

 Отсутствие отзыва  кредитной организации не препятствует  рассмотрению дела о банкротстве.          

 Судья арбитражного  суда обязан отказать в принятии  заявления о признании кредитной  организации банкротом в одном  из перечисленных ниже случаев:

·   Банк России еще не отозвал у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций;

·   нарушены условия подведомственности и подсудности;

·   заявление в арбитражный суд подано лицом, не обладающим правом на обращение в суд с таким заявлением;

·   требования кредитной организации в совокупности составляют менее чем сто тысяч рублей;

·   заявление подано банкротстве должника, в отношении которого уже введена одна из процедур банкротства.         

 Об отказе в принятии  заявления о признании кредитной  организации банкротом судья  арбитражного суда выносит определение.  В определении должны быть  указаны мотивы его вынесения  со ссылкой на соответствующие  статьи АПК РФ, Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)»  и Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций». Указанное определение может  быть обжаловано.         

 Арбитражный суд возвращает  заявление о признании кредитной  организации банкротом лицу, направившему  это заявление, с приложенными  к нему документами в случаях,  если:

·   заявление не отвечает требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления должника;

·   копия заявления не направлена в Банк России;

·   копия заявления лиц, указанных в ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» этой кредитной организацией в Банк России;

·   помимо документов, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», к заявлению не приложена копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в «Вестнике Банка России», или копия данного приказа, заверенная Банком России.         

 В случае возвращения  указанного заявления судья выносит  об этом определение (п. 2 ст. 108 АПК РФ), которое направляется  должнику и кредитору-заявителю.  О возможности обжалования этого  определения в Законе не говорится,  из чего следует применение  порядка обжалования, установленного  п. 3 ст. 61 Закона.           

 Возвращение заявления  о признании кредитной организации  банкротом не препятствует вторичному  обращению с ним в арбитражный  суд в общем порядке после  устранения допущенных нарушений  (п. 4 ст. 108 АПК РФ).         

 Согласно п. 1 ст. 50 Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве)» подготовка дела  о банкротстве к судебному  разбирательству производится судьей  арбитражного суда в порядке,  предусмотренном АПК РФ.         

 Арбитражный управляющий  (временный управляющий, административный  управляющий, внешний управляющий  или конкурсный управляющий) –  гражданин Российской Федерации,  утверждаемый арбитражным судом  для проведения процедур банкротства  и осуществления иных полномочий, установленных федеральными законами  и являющийся членом одной  из саморегулируемых организаций[38].         

 Новеллой Закона является  обязательная принадлежность кандидатуры  арбитражного управляющего к  одной из саморегулируемых организаций  управляющих.                      

 Согласно ст. 20 Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве)» арбитражным управляющим  может быть только физическое  лицо и только гражданин Российской  Федерации. Таким образом, Закон  ограничивает правоспособность  иностранных граждан и лиц  без гражданства.         

 Для назначения управляющим  кандидат должен отвечать определенным  требованиям:

- регистрация в качестве  индивидуального предпринимателя;

- высшее образование;

- стаж руководящей работы  в совокупности не менее двух  лет;

- сдача теоретического  экзамена по программе подготовки  арбитражных управляющих;

- стажировка в качестве  помощника арбитражного управляющего  сроком не менее шести месяцев;  организация и проведение этой  стажировки относится к компетенции  саморегулируемых организаций управляющих;

- наличие договора страхования  ответственности на случай причинения  вреда лицам, участвующим в  деле о банкротстве (см. прил. 11).          

 В настоящее время  не предъявляется требований  к наличию лицензии: в Федеральном  законе от 08.01.01 № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»  (в ред. от 23.12.03)[39], ст. 17 которого предусматривает исчерпывающий перечень видов такой деятельности, арбитражного управления нет.         

 К негативным признакам  относятся следующие:

- судимость за преступления  в сфере экономики, а также  преступления средней тяжести,  тяжкие и особо тяжкие преступления;

- заинтересованность по  отношению к должнику или любому  из кредиторов;

- осуществление процедур  банкротства в отношении управляющего  – индивидуального предпринимателя;

- наличие неудовлетворенных  требований к кандидатуре о  возмещении убытков, причиненных  должнику, кредиторам, третьим лицам  при исполнении в прошлом обязанностей  арбитражного управляющего;

- дисквалификация либо  лишение права занимать руководящие  должности и (или) осуществлять  предпринимательскую деятельность  по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров (наблюдательный  совет) и (или) управлять делами  и (или) имуществом других лиц  (соответствующее решение предусматривает  срок дисквалификации или лишения  названных прав). Порядок дисквалификации  определяется нормами КоАП и  УК.    

В связи с тем, что дело о банкротстве должно быть рассмотрено  в заседании арбитражного суда, т. е. коллегиально, в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей[40].

В соответствии со ст. 127 ПАК  РФ судья арбитражного суда приступает к подготовке к рассмотрению дела о банкротстве кредитной организации (см. прил. 7).          

 Согласно ст. 51 Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве)» дело о банкротстве  должно быть рассмотрено в  заседании арбитражного суда  в срок, не превышающий семи  месяцев с даты поступления  заявления о признании кредитной  организации банкротом. Обратим  внимание, что указанный срок  исчисляется не с момента принятия  заявления, а с момента его  поступления в суд (между этими  событиями в соответствии с  п. 2 ст. 42 названного Закона должно  пройти не более пяти дней, однако на практике иногда  проходит и более длительный  срок). Данная статья не предполагает  возможности отложения рассмотрения  дела (в соответствии с Законом  1998 г. дело могло быть отложено на срок не более двух месяцев); норма является императивной, поэтому названный в ней семимесячный срок удлиняться не может.

По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной  организации банкротом арбитражный  суд принимает один из следующих  судебных актов:

- решение о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства;

- решение об отказе  в признании кредитной организации  банкротом.         

 На основании ст. 53 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» решение арбитражного  суда о признании кредитной  организации банкротом и об  открытии конкурсного производства  принимается в случаях установления  признаков банкротства кредитной  организации, предусмотренных ст. 3 названного Закона и ст. 2 Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций».

Общие требования к содержанию решению арбитражного суда о признании  кредитной организации банкротом  и об открытии конкурсного производства установлены в ст. 127 АПК РФ.         Указанное решение подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст. 54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  сообщение о признании кредитной  организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется  в порядке, установленном ст. 28 названного Закона. Арбитражный управляющий  в течение трех дней с даты получение  соответствующего судебного акта направляет сведения подлежащие опубликованию, в  адрес органа, определенного в  соответствии со ст. 28 названного Закона. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. Указанные  сведения публикуются в течение  десяти дней с момента их получения.          

 Решение арбитражного  суда от отказе в признании  кредитной организации банкротом  принимается в случае:

- отсутствия признаков  банкротства, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»;

- установления фиктивного  банкротства;

- в иных случаях, предусмотренных  указанным Законом.          

 Принятие арбитражным  судом решения об отказе в  признании кредитной организации  банкротом является основанием  для прекращения действия всех  ограничений, предусмотренных Федеральным  законом «О несостоятельности  (банкротстве)» и являющихся последствиями  принятия заявления о признании  кредитной организации банкротом  и (или) введения наблюдения.         

 Все судебные расходы,  в том числе расходы на уплату  государственной пошлины, уплата  которой была отсрочена или  рассрочена, расходы на опубликование  сведений в порядке, установленном  статьей 28 Закона, а также расходы  на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим и оплату услуг  лиц, привлекаемых арбитражными  управляющими для обеспечения  исполнения своей деятельности, относятся на имущество кредитной  организации и возмещаются за  счет этого имущества вне очереди.          

 Помимо расходов на  выплату арбитражным управляющим  в состав судебных расходов  согласно ст. 89 АПК РФ включены:

·   государственная пошлина;

·   издержки, связанные с рассмотрением дела: суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр доказательств на месте;

·   расходы, связанные с исполнением судебного акта.         

 В случае, если по  результатам рассмотрения обоснованности  требований кредиторов арбитражным  судом вынесено определение об  отказе в признании кредитной  организации банкротом в связи  с отсутствием признаков банкротства  кредитной организации на момент  возбуждения дела о банкротстве  расходы относятся на кредиторов, обратившихся в арбитражный суд  с заявлением кредитора, и распределяются  между ними пропорционально их  требованиям.         

 Порядок распределения  судебных расходов и расходов  на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим устанавливается в  решении арбитражного суда или  определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения  дела о банкротстве. Последнее  означает, что в решении арбитражного  суда о признании кредитной  организации банкротом и об  открытии конкурсного производства  или в решении об отказе  в признании кредитной организации  банкротом необходимо указывать,  на какое лицо, участвующее в  деле, и в какой сумме относятся  судебные расходы и расходы  по выплате вознаграждения арбитражным  управляющим.         

 В соответствии со  ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» заявления и ходатайства  арбитражного управляющего, в том  числе о разногласиях возникших  между кредиторами, жалобы кредиторов  о нарушении их прав и законных  интересов рассматриваются в  заседании арбитражного суда  не позднее чем через месяц  с даты получения указанных  заявлений, ходатайств и жалоб.          

 По результатам рассмотрения  указанных заявлений, ходатайств  и жалоб арбитражным судом  выносится определение. Данное  определение может быть обжаловано.               

 Согласно п. 5 ст. 60 Федерального  закона «О несостоятельности  (банкротстве)», определения арбитражного  суда, не предусмотренные АПК  РФ, обжалуются в порядке, установленном  указанным Законом.         

 Данное положение явилось  предметом рассмотрения в Конституционном  Суде РФ, в результате чего  было вынесено Постановление  от 12 марта 2001 г. № 4-П, где  установлено, что под несостоятельностью (банкротством) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» понимает неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В делах о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды устанавливают юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по платежам своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам конкурсного производства. В случаях же признания платежеспособности должника эти требования удовлетворяются в исковом порядке[41].         

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций