Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

- контролирует распоряжение  имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции  в соответствии с Федеральными  законами.         

 В случае приостановления  полномочий исполнительных органов  кредитной организации временная  администрация осуществляет следующие  функции (см. прил. 5):

- реализует полномочия  исполнительных органов кредитной  организации;

- проводит обследование  кредитной организации;

- устанавливает наличие  оснований для отзыва лицензии  на осуществление банковских  операций, предусмотренных ст. 20 Федерального  закона «О банках и банковской  деятельности»;

- разрабатывает мероприятия  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, организует  и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение  имуществом кредитной организации.

- принимает меры по  обеспечению сохранности имущества  и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов  кредитной организации и размеры  их требований по денежным  обязательствам;

- принимает меры по  взысканию задолженности перед  кредитной организацией;

- обращается в Банк  России с ходатайством о введении  моратория на удовлетворение  требований кредиторов кредитной  организации;

- выполняет иные функции  в соответствии с Федеральными  законами.

В целях установления требований кредиторов временная администрация  осуществляет публикацию в официальном  издании, содержащую сведения о кредитной  организации. В свою очередь, кредиторы  кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации  в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная  администрация рассматривает предъявленное  требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня  получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная  администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его  требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности  удовлетворения этих требований. На основании  полученных требований кредиторов временная  администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в  иностранной валюте, учитываются  в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций[30].  

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации  на срок не более трех месяцев.         

 Мораторий на удовлетворение  требований кредиторов кредитной  организации – это приостановление  исполнения должником денежных  обязательств и уплаты обязательных  платежей (ст. 2 Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)»), ограниченное по действию во  времени определенным сроком  и направленное на восстановление  платежеспособности банка. Мораторий  – один из способов обеспечения  экономических и юридических  интересов кредиторов банка, включая  граждан – вкладчиков, защита  прав и законных интересов  которых в сфере кредитных  отношений требует дополнительных  гарантий.

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации  на срок не более трех месяцев.         

 Действие моратория  на удовлетворение требований  кредиторов кредитной организации  не распространяется:

на требования граждан, перед  которыми кредитная организация  несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

на требования граждан  по выплате выходных пособий и  оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и  по выплате вознаграждений по авторским  договорам;

на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной  организации.

Подобная норма отсутствовала  в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».[31] Однако на основании информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07 августа 1997 г. «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)»[32] данное правило нашло свое применение в судебно-арбитражной практике.            

 Таким образом, вопрос  о возможности отмены моратория  решением Банка России ранее  срока, указанного в акте Банка  России о введении моратория,  остается открытым.         

 В случае с Банком  России введение моратория имеет  первостепенное значение не только  для кредитной организации, но  в гораздо большей степени  – для ее кредиторов.         

 Таким образом, публикация  в «Вестнике Банка России»  соответствующего акта о введении  моратория на удовлетворение  требований кредиторов кредитной  организации представляется не  только целесообразным, но и необходимым  действием, равно отвечающим интересам  как кредитной организации, так  и ее кредиторов.         

  Применительно к руководителю временной администрации действуют следующие положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

·   сделка кредитной организации, в том числе совершенная кредитной организацией до момента введения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ;

·   сделка кредитной организации, совершенная кредитной организацией с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.

Все расходы временной  администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

В случае установления оснований  для отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации  обязан направить в Банк России ходатайство  об отзыве указанной лицензии.

Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока  действия временной администрации, а также при наличии оснований  для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации  обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной  администрации.

Банк России принимает  решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения  причин, послуживших основанием  для ее назначения;

- при передаче дел арбитражному  управляющему.

Сообщение о прекращении  деятельности временной администрации  должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России».

Банк России вправе потребовать  от кредитной организации ее реорганизации (п. 1 ст. 32 Федерального закона 21 несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае возникновения оснований, предусмотренных п.п. 1-3 п. 1 ст. 17 указанного Закона.   

Порядок реорганизации кредитной  организации установлен Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)», «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  от 08 февраля 1998 г.[33], «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г[34]. Гражданским Кодексом РФ, а также Инструкциями Банка России: «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27 сентября 1996 г.[35], «О порядке применения Федеральных Законов, регламентирующих процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г.[36]. Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения»[37] и другими нормативными актами Банка России.

Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения  включает семь основных стадий:

1.   подготовка договора о слиянии или присоединении;

2.   уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;

3.   проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

4.   проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

5.   уведомление кредиторов реорганизумых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

6.   проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

7.   представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

С момента поступления  в Банк России извещения кредитной  организации о принятии решения  о реорганизации кредитной организации  территориальное учреждение Банка  России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки  с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации  о принятии решения о реорганизации  кредитной организации территориальное  учреждение Банка России должно совместно  с территориальным учреждением  Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации  кредитных организаций.

Банк России проводит регистрацию  реорганизованной кредитной организации  и выдает ей лицензию на осуществление  банковских операций (в случае необходимости) только при положительном заключении Департамента по организации банковского  санирования, подготовленном в порядки  и сроки, установленные нормативными актами Банка России.

Таким образом, проведя анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» напрашивается вывод о том, что  он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитных организаций, испытывающих временные финансовые трудности. 

Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве  кредитной организации в арбитражном  суде

 

 

 

Подведомственность и  подсудность дел о банкротстве  кредитных организаций определена гл. 4 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с  ч. 1 которой дела о банкротстве  юридических лиц рассматривает  арбитражный суд по месту нахождения кредитной организации (см. прил. 9).

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации  и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают (см. прил. 6):

1. кредитная организация-должник;

2. кредитор кредитной  организации, включая граждан,  имеющих право требования к  кредитной организации по договору  банковского вклада и (или)  договору банковского счета;

3. Банк России;

4. налоговый или иной  уполномоченный в соответствии  с федеральным законом орган  – по уплате обязательных платежей  в бюджет и внебюджетные фонды          

 Условия, при наличии  которых арбитражный суд может  возбудить дело о банкротстве  кредитной организации, определены  в ст. 36 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций».          

 Заявление кредитной  организации о признании ее  банкротом должно отвечать требованиям,  предусмотренным Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)»  для заявления должника. Основные  требования к заявлению должника  содержаться в ст. 33, 34 названного  Закона. В связи с тем, что  содержание заявления должника  в значительной степени отличается  от содержания искового заявления  по экономическому спору, при  составлении заявления кредитной  организации о признании ее  банкротом следует руководствоваться  положениями указанной ст. 33.         

 Перечень документов, которые должны быть приложены  к заявлению кредитной организации  о признании ее банкротом, содержится  в ст. 104 АПК РФ.         

 К заявлению кредитора  – Российской Федерации, субъекта  Российской Федерации, муниципального  образования прилагаются документы  о наделении органа, обращающегося  в арбитражный суд, соответствующими  полномочиями в установленном  законом порядке.         

 К заявлению налогового  или иного уполномоченного органа  о признании должника банкротом  должны быть приложены доказательства  принятия мер к получению задолженности  по обязательным платежам в  установленном федеральным законом  порядке.         

 В соответствии со  ст. 42 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)» судья арбитражного  суда обязан принять заявление  о признании кредитной организации  банкротом. О принятии заявления  выносится определение не позднее  трех дней со дня поступления  указанного заявления в арбитражный  суд. В определении указывается  о введении наблюдения и назначении  временного управляющего.         

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций