Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

Первое основание предусматривает  случай, при котором кредитная  организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев  требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет  обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента  наступления даты их исполнения в  связи отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских  счетах кредитной организации.

Второе основание –  кредитная организация не удовлетворяет  требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет  обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три  дня с момента наступления  даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием  или недостаточностью денежных средств  на счетах кредитной организации.

Таким образом, для наступления  второго основания для осуществления  мер по предупреждению банкротства  кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация  хотя бы один раз исполнила соответствующие  обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания  должно быть отсутствие или недостаточность  денежных средств на ее корреспондентских  счетах.     

Третье основание –  кредитная организация допускает  абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой  за последние 12 месяцев, более чем  на 20% при одновременном нарушении  одного из обязательных нормативов, установленных  Банком России.

Расчет собственных средств (капитала) кредитной организации  производится в порядке, предусмотренным  Положением Банка России от 01 июня 1998 г. «О методике расчета собственных  средств (капитала) кредитных организаций»[17] (в ред. Указаний Банка России от 31 декабря 1998 г[18]. и от 04 февраля 1999 г.[19])

В соответствии с этой методикой  величина собственных средств (капитала) кредитных организаций определяется суммированием основного и дополнительного  капитала.

Четвертое основание –  нарушение норматива достаточности  собственных средств (капитала), установленного Банком России.

Нормативы достаточности  собственных средств (капитала) банка  установлены в Инструкции Банка  России от 01 октября 1997 г. «О порядке  регулирования деятельности банков» (в ред. Указаний Банка России от 01 февраля 1999 г.).

Пятое основание – нарушение  кредитной организацией норматива  текущей ликвидности, установленной  Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

Согласно ст. 66 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», нормативы  ликвидности кредитной организации  определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение ее ликвидных  активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные  ценные бумаги, другие лекгореализуемые активы) и суммарных активов. Под  ликвидностью банка понимается способность  банка обеспечивать своевременное  выполнение своих обязательств.

В п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены  несколько иные основания для  осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Следует различать меры по предупреждению банкротства кредитных  организаций, которые могут осуществляться кредитной организацией самостоятельно, и меры, проводимые по требованию Банка России. Этим обусловлены различия в основаниях для осуществления конкретных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Самостоятельно кредитная  организация может осуществлять следующие меры по предупреждению своего банкротства: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизацию.

Иное дело, если меры по предупреждению банкротства кредитной организации  проводятся по требованию Банка России, который вправе: потребовать от кредитной  организации осуществления мер  по ее финансовому оздоровлению; назначить  временную администрацию; потребовать  осуществления реорганизации кредитной  организации.

Таким образом, требование Банка  России о реорганизации кредитной  организации (см. прил. 4) будет законным лишь в случае возникновения обстоятельств, указанных не в ст. 4, а в п. 1 ст. 32 (который отсылает к п.п. 1-3 ст. 17) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Банк России не вправе назначить временную  администрацию, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 17 названного Закона.

Меры по предупреждению банкротства  кредитной организации осуществляются при наличии одного или нескольких перечисленных выше оснований.

 




 

          Введение процедуры финансового  оздоровления позволяет сделать  вывод об усилении продолжниковой  направленности российского конкурсного  законодательства. 

Финансовое оздоровление кредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. Оно осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России.

Следует подчеркнуть, что  в соответствии со ст. 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных  организаций только по решению Совета директоров Банка России.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  меры, направленные на финансовое оздоровление кредитной организации, принимаются  учредителями (участниками) кредитной  организации до момента подачи в  арбитражный суд заявления о  признании кредитной организации  банкротом.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут  осуществляться следующие меры (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций») (см. прил. 3):

- оказание финансовой  помощи кредитной организации  ее учредителями (участниками) и  иными лицами;

- изменение структуры  активов и структуры пассивов  кредитной организации;

- изменение организационной  структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие  размера уставного капитала кредитной  организации и величины ее  собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые  в соответствии с федеральными  законами.

Назначение временной  администрации по управлению кредитной организацией – это одна из трех мер направленных на предупреждение банкротства кредитной организации, и одна из мер принудительных мер воздействия, применяемых к кредитным организациям.

Временная администрация  является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым  Банком России в порядке, установленном  федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Решение о назначении временной  администрации принимается Банком России по собственной инициативе либо по просьбе членов правления, Совета акционеров соответствующего банка, а  также его кредиторов.

Временная администрация  по управлению кредитной организации  назначается приказом (распоряжением) Председателя Банка России или по его поручению – заместителя  Председателя Банка России по представлению  Департамента банковского надзора  Банка России с учетом предложений  территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ.

В процедуре финансового  оздоровления следует отметить отличительную  особенность Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с требованиями ст. 80 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, на срок не более чем два года, назначается  административный управляющий, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями (ст. 82), по итогам рассмотрения результатов  проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести  определение о введении внешнего управления (ст. 92).

Среди нормативных актов  Банка России, в соответствии с  которыми действует временная администрация, необходимо назвать: Положение Банка  России от 25 февраля 1999 г. «О порядке  выдачи и аннулировании Банком России аттестатов руководителя временной  администрации по управлению кредитной  организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации»[20]; Указание Банка России от 25 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в положение «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» № 265 от 02 апреля 1996 г.»[21]; Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями[22], а также письма Банка России от 25 марта 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[23] и от 02 апреля 1998 г. «О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям[24]  

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено пять оснований для  назначения временной администрации (см. прил. 4):

1.   кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2.   кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (см. прил. 2 на обороте);

3.   кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% (см. прил. 3);

4.   кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5.   в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить  временную администрацию в кредитную  организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация  назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

Задачей временной администрации  является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах  его кредиторов и вкладчиков, а  также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого  механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление  других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной  администрации в кредитную организацию  после отзыва лицензии на осуществление  банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются  приостановленными[25].

Порядок функционирования временной  администрации регулируют следующие  Федеральные законы: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (п. 5 ч. 2 ст. 75), «О банках и банковской деятельности» (ст. 19).

Ранее, этот порядок наряду с названными Законами регулировался  и Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» (гл. I)[26],   

Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных  организаций», далее АРКО, являлась правопреемником открытого акционерного общества небанковской кредитной организацией «Агентство по реструктуризации кредитных  организаций» по всем правам и обязательствам последнего, в том числе по трудовым договорам. 

АРКО осуществляла планы  реструктуризации кредитных организаций, утвержденные открытым акционерным  обществом небанковской кредитной  организацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» независимо от доли участия последнего в уставном капитале кредитной организации.

В соответствии с Федеральным  законом от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных  организаций» и отдельных положений  законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке  ликвидации Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных  организаций»[27] АРКО было принято ликвидировать, денежные средства передать Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», далее Агентство[28].

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной  организации временная администрация  осуществляет следующие функции (см. прил. 5):

- проводит обследование  кредитной организации;

- устанавливает наличие  оснований для отзыва лицензии  на осуществление банковских  операций, предусмотренных ст. 20 Федерального  закона «О банках и банковской  деятельности»[29];

- разрабатывает мероприятия  по финансовому оздоровлению  кредитной организации, организует  и контролирует их исполнение;

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций