Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.

Содержание работы

Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79

Файлы: 1 файл

спипи диплом.docx

— 113.46 Кб (Скачать файл)

Тем не менее п. 1 ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  допускает погашение требований кредитора путем принятия им неликвидного имущества, оставшегося нереализованным  в ходе конкурсного производства.

Конкурсный управляющий  может быть отстранен от занимаемой должности на основании ходатайства  кредиторов; основании жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве.

Таким образом, суду не представляется права по собственной инициативе отстранить конкурсного управляющего за неисполнение им обязанностей, хотя в ряде случаев это целесообразно.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного  баланса, а также при прекращении  производства по делу о банкротстве, конкурсный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о  результатах проведения конкурсного  производства. Конкурсный управляющий  обязан приложить к отчету документы, подтверждающие продажу имущества  кредитной организации; реестр требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований каждого из кредиторов.

Закон не устанавливает, в  течение какого времени конкурсный управляющий должен предоставить отчет. Представляется, что это должно быть разумное время; при этом суд может  потребовать от конкурсного управляющего предоставление отчета, иначе завершение конкурсного производства будет  невозможным.

Также, законом не предусмотрено  представление отчета кредиторам, следовательно, у них нет прав утвердить либо не утвердить отчет, хотя, конечно, потребовать  они его могут – в соответствии со ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

По имуществу кредитной  организации, оставшемуся после  завершения расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий уведомляет органы местного самоуправления по месту  нахождения имущества кредитной  организации.

По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, а в случае исполнения всех требований кредиторов определенным субъектом – определение о  прекращении производства по делу о  банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в  Банк России.

Определение о прекращении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. В случае вынесения такого определения решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению, т. е. кредитная организация возвращается к нормальному функционированию. О возможности обжалования данного определения не упоминается, из чего следует вывод о применении норм п. 3 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако ВАС дает иное толкование. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума № 4[57] судебными актами, названными в п. 1 ст. 52 вышеназванного Закона, дела о банкротстве заканчиваются по существу. Следовательно, к обжалованию таких актов не применяются ни ст. 61 Закона, ни п. 3 ст. 223 АПК РФ, а пересматриваются они по общим правилам раздела VI АПК РФ. В п. 1 ст. 52 Закона речь идет, в том числе, об определении в прекращении производства по делу о банкротстве; определение о завершении производства в перечне отсутствует.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит также немедленному исполнению, но и подлежит обжалованию до даты внесения записи о ликвидации кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Конкурсный управляющий  обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о  завершении конкурсного производства предоставить в Банк России определение  арбитражного суда и другие документы  в соответствии с Федеральным  законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей»  и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».   

Запись о ликвидации кредитной  организации в Книге Государственной  регистрации кредитных организаций  производится на основании определения  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства.

Таким образом, ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента  внесения Банком России в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  записи о ликвидации кредитной организации. С этого момента полномочия конкурсного  управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а кредитная организация –  ликвидированной.

Порядок и перечень документов, которые после завершения процедуры  конкурсного производства и ликвидации кредитной организации передаются в Архивный фонд РФ, установлены  в письме Банка России от 05 августа 1998 года «О размещении архивов и  порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций»[58]. 

 

4.2. Особенности  признания ликвидируемой кредитной  организации и отсутствующей  кредитной организации банкротом

Если стоимость кредитной  организации, в отношении которой  принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация  ликвидируется в порядке, предусмотренном  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[59].

Кредитная организация может  быть ликвидирована в любое время (например, по решению учредителей (участников) кредитной организации или органа управления кредитной организации, уполномоченного на это учредительными документами кредитной организации) в порядке, предусмотренном ст. 61-64 ГК РФ. При этом ликвидация кредитной  организации влечет ее прекращение  без перехода правопреемства к другим лицам.

В процессе ликвидации кредитной  организации может выявиться  недостаточность ее средств для  расчетов со всеми кредиторами. Если стоимость имущества кредитной  организации, в отношении которой  принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация  ликвидируется в порядке, предусмотренном  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями  установленными Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций».

В случае обнаружения указанных  обстоятельств право на подачу заявления  о признании ликвидируемой кредитной  организации банкротом имеют  кредиторы кредитной организации  и Банк России.

Следует подчеркнуть, что  в отличии от рассмотренных ранее  случаев, когда в арбитражный  суд подается заявление о признании  кредитной организации банкротом, в арбитражный суд подается заявление  о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.

В случае обнаружения обстоятельства, в соответствии с которым стоимость  имущества кредитной организации, в отношении которой принято  решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемой  кредитной организации обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд  с заявлением о признании ликвидируемой  кредитной организации банкротом.

Таким образом, в отличие  от кредиторов кредитной организации  и Банка России, которые могут  и не подавать в арбитражный суд  указанного выше заявления, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) совершить указанное действие. При  этом заявление о признании кредитной  организации банкротом подается в арбитражный суд независимо от размера задолженности кредитной  организации.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований о подаче в арбитражный суд  заявления о признании кредитной  организации банкротом, могут быть лишены права занимать руководящие  должности и (или) осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и  в порядке, которые установлены  названным Федеральным законом.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустивший  нарушение обязанности по обращению  в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной  организации банкротом, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным  требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам кредитной  организации[60].

Арбитражный суд назначает  рассмотрение дела о признании ликвидируемой  кредитной организации банкротом  не позднее чем через один месяц  после вынесения арбитражным  судом определения о принятии указанного заявления. По результатам  рассмотрения данного дела арбитражный  суд принимает решение о признании  ликвидируемой организации банкротом  и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Особенность по назначению конкурсного управляющего не сохранила  правило ч. 2 ст. 175 Закона о банкротстве 1998 г., в соответствии с которым  полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора  либо председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было целесообразно. Таким образом, в настоящее время  для назначения конкурсного управляющего необходимо соблюсти все требования ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемой  кредитной организации в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемой кредитной  организации банкротом.

Каких-либо особенностей конкурсного  производства гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  и гл. VII Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций» не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом. Поэтому представляется, что подлежат применению нормы  гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

В случаях, если кредитная  организация – должник фактически прекратила свою деятельность, отсутствует  или если установить ее место нахождения ее руководителя не представляется возможным (в течение года по месту его  работы и жительства нет сведений о месте его пребывания), заявление  о признании такой кредитной  организации банкротом может  быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также Банком России независимо от размера кредиторской задолженности.

Арбитражный суд в тридцатидневный  срок со дня принятия к производству заявления о признании отсутствующей  кредитной организации банкротом  принимает решение о признании  отсутствующей кредитной организации  – должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной  организации – должника утверждается Агентство. За осуществление полномочий конкурсного управляющего отсутствующей  кредитной организации – должника Агентству вознаграждение не назначается.

В ходе своей деятельности конкурсный управляющий должен письменно  уведомить всех известных ему  кредиторов о банкротстве отсутствующей  кредитной организации, кредиторам предоставляется один месяц со дня  получения уведомления на предъявление требований. Данное положение не устанавливает  последствия опоздания кредитора  с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять  общие положения Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника. Представляется, что это может  быть как имущество, каким-то образом  скрытое, что позволяет сделать  вывод о неправомерных действиях  руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее  должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без  должных оснований. Если имущество  у должника появилось, то конкурсный управляющий может ходатайствовать  перед арбитражным судом о  прекращении упрощенной процедуры  банкротства и перехода к процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Указанное  ходатайство является основанием для  вынесения арбитражным судом  определения о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующей кредитной  организации – должника осуществляется в порядке очередности, предусмотренной  ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». При этом покрытие судебных расходов осуществляется вне очереди. Кредиторы вправе обжаловать результаты рассмотрения их требований конкурсным управляющим в арбитражный  суд до момента утверждения ликвидационного  баланса.

После расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

Если у отсутствующей  кредитной организации – должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производится по нормам гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с  учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами[61].

Решение арбитражного суда о признании банкротом отсутствующей  кредитной организации направляется в Банк России, а также в федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц, который вносит в единый государственный  реестр юридических лиц запись о  том, что кредитная организация  находится в процессе ликвидации.

Таким образом, банкротство  отсутствующей кредитной организации  осуществляется в следующем порядке:     

1. конкурсный кредитор, уполномоченный  орган или Банк России подают  в арбитражный суд заявление  о признании отсутствующей кредитной  организации – должника банкротом;

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций