Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:31, дипломная работа
Актуальность темы банкротства способствует появлению значительного количества новых законопроектов, так или иначе связанных с процедурами банкротства.
Одним из важнейших моментов я бы назвал принятие законопроектов «О банкротстве кредитных организаций» и «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1]. С принятием этих законопроектов сразу же началась их реализация. Это облегчает и ведение банковского бизнеса. Банковские ассоциации уже направили в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) свои рекомендации. Особое внимание стало уделяться переходу банков на международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, Банк России всерьез начал заниматься еще одной проблемой - это «раздувание» банковского капитала.
Введение..................................................................................................... - 3 -
Глава 1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: как объект правового регулирования. Формирование нормативной базы ......................... - 6 -
Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций........................................................................................................... 23
Глава 3. Разбирательство дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде........................................................................................................................ 39
Глава 4. Процедуры банкротства кредитной организации.......................... 50
4.1. Конкурсное производство.................................................................... 50
4.2. Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей кредитной организации банкротом ............................................ 66
Заключение................................................................................................... 73
Список использованной литературы........................................................... 79
Тем не менее п. 1 ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» допускает погашение требований кредитора путем принятия им неликвидного имущества, оставшегося нереализованным в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий может быть отстранен от занимаемой должности на основании ходатайства кредиторов; основании жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве.
Таким образом, суду не представляется права по собственной инициативе отстранить конкурсного управляющего за неисполнение им обязанностей, хотя в ряде случаев это целесообразно.
После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также при прекращении производства по делу о банкротстве, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан приложить к отчету документы, подтверждающие продажу имущества кредитной организации; реестр требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований каждого из кредиторов.
Закон не устанавливает, в течение какого времени конкурсный управляющий должен предоставить отчет. Представляется, что это должно быть разумное время; при этом суд может потребовать от конкурсного управляющего предоставление отчета, иначе завершение конкурсного производства будет невозможным.
Также, законом не предусмотрено представление отчета кредиторам, следовательно, у них нет прав утвердить либо не утвердить отчет, хотя, конечно, потребовать они его могут – в соответствии со ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
По имуществу кредитной организации, оставшемуся после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий уведомляет органы местного самоуправления по месту нахождения имущества кредитной организации.
По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае исполнения всех требований кредиторов определенным субъектом – определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России.
Определение о прекращении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. В случае вынесения такого определения решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению, т. е. кредитная организация возвращается к нормальному функционированию. О возможности обжалования данного определения не упоминается, из чего следует вывод о применении норм п. 3 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако ВАС дает иное толкование. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума № 4[57] судебными актами, названными в п. 1 ст. 52 вышеназванного Закона, дела о банкротстве заканчиваются по существу. Следовательно, к обжалованию таких актов не применяются ни ст. 61 Закона, ни п. 3 ст. 223 АПК РФ, а пересматриваются они по общим правилам раздела VI АПК РФ. В п. 1 ст. 52 Закона речь идет, в том числе, об определении в прекращении производства по делу о банкротстве; определение о завершении производства в перечне отсутствует.
Определение о завершении конкурсного производства подлежит также немедленному исполнению, но и подлежит обжалованию до даты внесения записи о ликвидации кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Конкурсный управляющий
обязан в тридцатидневный срок со
дня вынесения определения о
завершении конкурсного производства
предоставить в Банк России определение
арбитражного суда и другие документы
в соответствии с Федеральным
законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О
государственной регистрации
Запись о ликвидации кредитной
организации в Книге
Таким образом, ликвидация кредитной
организации считается
Порядок и перечень документов,
которые после завершения процедуры
конкурсного производства и ликвидации
кредитной организации
4.2. Особенности
признания ликвидируемой
Если стоимость кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[59].
Кредитная организация может
быть ликвидирована в любое время
(например, по решению учредителей (участников)
кредитной организации или
В процессе ликвидации кредитной организации может выявиться недостаточность ее средств для расчетов со всеми кредиторами. Если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
В случае обнаружения указанных
обстоятельств право на подачу заявления
о признании ликвидируемой
Следует подчеркнуть, что
в отличии от рассмотренных ранее
случаев, когда в арбитражный
суд подается заявление о признании
кредитной организации
В случае обнаружения обстоятельства,
в соответствии с которым стоимость
имущества кредитной
Таким образом, в отличие
от кредиторов кредитной организации
и Банка России, которые могут
и не подавать в арбитражный суд
указанного выше заявления, ликвидационная
комиссия (ликвидатор) обязана (обязан)
совершить указанное действие. При
этом заявление о признании
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
члены ликвидационной комиссии (ликвидатор),
допустившие нарушение
Председатель ликвидационной
комиссии (ликвидатор), допустивший
нарушение обязанности по обращению
в арбитражный суд с заявлением
о признании ликвидируемой
Арбитражный суд назначает
рассмотрение дела о признании ликвидируемой
кредитной организации
Особенность по назначению конкурсного управляющего не сохранила правило ч. 2 ст. 175 Закона о банкротстве 1998 г., в соответствии с которым полномочия конкурсного управляющего могли быть возложены на ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии, хотя в ряде случаев это было целесообразно. Таким образом, в настоящее время для назначения конкурсного управляющего необходимо соблюсти все требования ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Кредиторы вправе предъявить
свои требования к ликвидируемой
кредитной организации в
Каких-либо особенностей конкурсного производства гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом. Поэтому представляется, что подлежат применению нормы гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
В случаях, если кредитная
организация – должник
Арбитражный суд в тридцатидневный
срок со дня принятия к производству
заявления о признании
В ходе своей деятельности
конкурсный управляющий должен письменно
уведомить всех известных ему
кредиторов о банкротстве отсутствующей
кредитной организации, кредиторам
предоставляется один месяц со дня
получения уведомления на предъявление
требований. Данное положение не устанавливает
последствия опоздания
Конкурсный управляющий,
осуществляя ликвидационные мероприятия,
может обнаружить имущество должника.
Представляется, что это может
быть как имущество, каким-то образом
скрытое, что позволяет сделать
вывод о неправомерных
Удовлетворение требований
кредиторов отсутствующей кредитной
организации – должника осуществляется
в порядке очередности, предусмотренной
ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» и ст. 50.36 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций». При этом
покрытие судебных расходов осуществляется
вне очереди. Кредиторы вправе обжаловать
результаты рассмотрения их требований
конкурсным управляющим в арбитражный
суд до момента утверждения
После расчетов с кредиторами
конкурсный управляющий составляет
ликвидационный баланс и представляет
его в арбитражный суд вместе
с отчетом о своей
Если у отсутствующей
кредитной организации –
Решение арбитражного суда
о признании банкротом
Таким образом, банкротство
отсутствующей кредитной
1. конкурсный кредитор, уполномоченный
орган или Банк России подают
в арбитражный суд заявление
о признании отсутствующей
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций