Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа
Целю, настоящей дипломной работы является изучение особенностей нормирования труда в рыночных условиях.
Задачами дипломной работы являются:
1 Раскрыть суть и содержание нормирования труда работников предприятия.
2 Проанализировать состояние нормирования труда, расчет норм времени и выработки на производство.
3 Основные направления совершенствования нормирования труда на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 ОСОБЕННОСТИ ТРУДА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.2 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ И НОРМАТИВОВ 18
1.3.1 Классификация норм 18
1.3.2 Классификация нормативов по труду 25
ГЛАВА 2 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 30
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. ФОТОГРАФИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ХРОНОМЕТРАЖ КАК МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 30
2.2 РАСЧЕТ НОРМ ВРЕМЕНИ (ВЫРАБОТКИ) НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛИ 48
2.3 РАСЧЕТ НОРМЫ ВРЕМЕНИ (ВЫРАБОТКИ) НА ЗАТОЧКУ ИНСТРУМЕНТА 60
2.4 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ И НОРМ ВЫРАБОТКИ НА ПРОИЗВОДСТВО ДЕТАЛИ 67
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 71
3.1 ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МЕТОДА НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА. 71
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 78
3.3. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Роль нормирования трудовых затрат на современном производстве чрезвычайно велика. На нормах основываются расчеты перспективных и текущих планов производства, производственной мощности предприятий и их потребности в рабочей силе и оборудовании. С помощью норм выбираются рациональные варианты технологических процессов, конструкция оборудования, технологической и организационной оснастки, определяются пути развития и повышения рентабельности предприятий.
Нормирование
имеет исключительно важное значение,
для улучшения организации
На предприятии
необходимо постоянно вести работу
по обеспечению роста
Научно обоснованные расчеты трудоемкости дают возможность выявлять, учитывать и анализировать динамику производительности труда, изыскивать резервы ее повышения как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, технологическим этапам ее производства. Показатель трудоемкости прямо связан с качественным уровнем нормирования труда. Как трудоемкость, так и выработка зависят от одних и тех же факторов повышения технического уровня производства, роста фондовооруженности труда, его рационализации, сокращения простоев и других потерь рабочего времени, повышения квалификации кадров.
Для выявления путей снижения трудоемкости изготовления изделий целесообразно использовать функционально - стоимостной анализ (ФСА), микроэлементные нормативы и методы математического моделирования с целью оптимальной организации трудовых процессов.
Функционально - стоимостной анализ позволяет минимизировать трудовые затраты на изготовление изделий. Использование экономикоматематических методов и ЭВМ раскрывает возможность решать такие задачи, как оптимизация вариантов разделения и кооперации труда, организация и обслуживание рабочих мест, расчет норм времени, норм обслуживания.
Все мероприятия по совершенствованию нормирования труда могут быть сгруппированы по следующим направлениям:
- сокращение
численности рабочих, не
- обеспечение
оптимальной и равномерной
- увеличение и охват нормированием труда всех работников предприятия;
- пересмотр
норм при осуществлении
Первое направление включает в себя такие мероприятия, как повторный инструктаж и дополнительное обучение рабочих, не выполняющих нормы; устранение организационно - технических причин невыполнения норм; повышение материальной заинтересованности рабочих в выполнении норм; воспитательная работа по укреплению дисциплины труда. Осуществление указанных мероприятий позволяет ликвидировать узкие места на производстве, уменьшить потери рабочего времени.
Второе направление
работы по совершенствованию нормирования
труда предусматривает
130 / 110 х 100 % - 100 = 18 %,
а снижение трудоемкости продукции - 15 %
18 х 100 / 100% + 18 = 15 %,
При трудоемкости работ по опытно-статистическим нормам 10 тысяч норм. - час. трудоемкость снизится за счет повышения обоснованности норм на 1,5 тыс. норм-час.
(10 х 0,15) = 1,5,
Достижение равно напряженности норм - один из факторов, способствующих росту производительности труда. Оценка равно напряженности норм производится выборочно путем сравнения процентов выполнения норм выработки одними и теми же рабочими при осуществлении ими различных работ или сравнением коэффициентов напряженности норм.
Резервом, способствующим росту производительности труда, является и более точный учет уровня выполнения норм выработки. это связано с тем, что при определении процента выполнения норм выработки в сменном отработанном времени не учитываются его внутрисменные потери, а также время, отработанное рабочими - сдельщиками на повременных работах, и лишние его затраты.
Разница в процентах выполнения норм по фактически отработанному и сменному времени позволяет определить имеющие резервы роста производительности труда.
Третье направление работы по совершенствованию нормирования труда включает мероприятия по расширению охвата нормированием не только основных, но и обслуживающих, обеспечивающих рабочих, а также служащих. Применение межотраслевых и прогрессивных отраслевых норм и нормативов позволяет расширить охват работников нормированием в промышленности до 85 - 90 %. Расширение сферы применения научно обоснованных норм является важным резервом повышения производительности труда.
Одно из направлений расширения охвата нормированием труда повременно оплачиваемых работников - установление для них норм трудовых затрат, нормативов численности, норм обслуживания и нормированных заданий. Применение научно обоснованных норм и нормативов способствует высвобождению части работников, повышению качества создаваемой продукции. Экономия рабочей силы, достигнутая за счет увеличения норм и зон обслуживания, определяется прямым счетом. Так, если в ткацком производстве установлено 420 станков, а норма обслуживания при установлении научно обоснованных норм увеличилась с 10 до 12 станков, то экономия рабочей силы составит 7 человек.
(420 / 10 - 420 / 12) = 7 чел,
Еще одно направление работы по совершенствованию труда - своевременный пересмотр норм. По мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение трудоемкости продукции, подлежат замене действующие нормы выработки, обслуживания и нормативы численности. Должны пересматриваться также устаревшие нормы выработки, времени обслуживания и нормативы численности на работы, трудоемкость которых уменьшилась в результате улучшения организации производства и труда, или ошибочные нормы, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические условия, допущены неточности в применении нормативных материалов и проведении расчетов и т.д.
Персональные
компьютеры придали новый импульс
автоматизации нормировочных
Автоматизацию рабочего места нормировщика предопределяет традиционную триаду - модель, алгоритм, программа. В ряде случаев в структуре триады вместо модели возможно использование конкретной методики (сборника нормативов), по которым составляется компьютерная программа.
Функциональная структура программного обеспечения (АРМ) нормировщика представляет собой динамичное объединение нескольких проблемно ориентированных прикладных программных комплексов, обеспечивающих автоматизацию выполнения процедур нормирования труда в конкретном производственном подразделении предприятия (цеха или участка). Программные комплексы ориентированы либо на решение одной задачи (например, на расчет норм труда на операциях), либо на решение нескольких однотипных задач (например, на обработку фотохронометражных наблюдений).
Порядок расчета нормы на конкретную операцию рекомендуется осуществлять по схеме обоснования нормы, приведенная в параграфе 3.1 настоящей дипломной работы. При этом расчеты нормы могут быть рассредоточены по рабочим местам специалистов, оснащенных ПК и объединенных в единую сеть. Например, набор вариантов нормативных значений для удовлетворения различных уровней величины спроса готовит один специалист, обоснование вариантов по внутрипроизводственным параметрам - другой, выбор оптимального варианта по модели - третий. Конечно, можно объединить весь блок задач обоснования нормы в рамках одного АМР нормировщика. Но это потребует от специалиста широкого круга знаний - от конъюнктуры рынка до тонкостей применяемых технологий.
В целом же АСНТ ориентирована не только на снижение трудоемкости нормировочных расчетов, но и на повышение точности и уровня обоснованности норм труда, на их соответствие требованиям рынка и применяемым технологиям.
3.3. Подготовка и переподготовка кадров по научной организации труда
В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важных факторов успеха. Управление профессиональным развитием превратилось в последние два десятилетия в важнейший элемент управления современной организацией. Формами профессионального развития являются - планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.
Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.
Цикл профессионального обучения необходимо начинать с определения потребностей, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным знаниям и навыкам своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они в действительности обладают. На основании анализа потребностей и ресурсов организации определяются бюджет и цели профессионального обучения, а также критерии его эффективности. Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности ее деятельности (более полной реализации организационных целей) и соответствующим образом измеряет его эффективность.
В процессе анализа
нормирования труда на предприятии
рассматриваются также
Повышение квалификации служащих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, повышение мастерства по профессии.
Для повышения квалификации инженерно - технических работников ОАО “НОСТА“ (ОХМК) предусмотрены следующие учебные центры подготовки и повышение квалификации:
- институт
бизнеса и менеджмента
- филиал Московского Института стали и сплавов г. Новотроицк.
- филиал Оренбургского
государственного университета
на базе МИСиС. Факультет управ
- учебно-курсовой комбинат, в котором находится научно техническая библиотека.
В настоящее время у комбината уменьшилась такая возможность, как оплачивать обучение рабочих и служащих, в том числе и служащих отдела организации и нормирования труда.
Но так как руководители комбината заинтересованы в качественной работе отдела организации и нормирования труда т.е в установлении рациональной организации и прогрессивной нормативной базы, то возникает необходимость в обучении и повышении квалификации работников этой службы.
Для этого
руководству комбината
Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящихся в распоряжении организации ресурсами.
Методы профессионального обучения может включать :
1. Инструктаж
- который представляет собой
разъяснение и демонстрацию
2. Ротацию - представляющая собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков.
3. Ученичество
и наставничество (коачинг) являющийся
традиционным методам
4. Лекции - являющаяся
традиционным и самым древним
методом обучения. Представляет
собой монолог инструктора,
аудитория воспринимает
5. Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) - заключается в анализе и групповом обсуждении реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильмов и т.д.