О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:27, доклад

Описание работы

ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина

Файлы: 1 файл

CSI_pvm.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

1 января 2009 года вступил в силу  Кодекс Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных  платежах в бюджет», которым предусмотрены льготы по налогообложению доходов, получаемых в результате проведения сделок с ценными бумагами. Данные меры будут способствовать дальнейшему повышению ликвидности и привлекательности национального рынка ценных бумаг. При этом следует отметить, что ввиду объединения KASE и специальной торговой площадки РФЦА будет действовать единый режим налогообложения. Посредством создания подобной системы налогообложения планируется создание благоприятных условий для инвестирования средств в ценные бумаги, в особенности, в те, которые обращаются на организованном рынке.

Также, Налоговым кодексом предусмотрены положения в части налогообложения производных финансовых инструментов. В частности, было определено понятие «производного финансового инструмента», определены основные виды производных финансовых инструментов и особенности заключения сделок с указанными видами производных финансовых инструментов, а также, предусмотрен механизм налогообложения при заключении сделок с  производными финансовыми инструментами, в том числе в целях хеджирования.

В целях совершенствования нормативной правовой базы Республики Казахстан по регулированию инвестиционного банкинга Правлением АФН РК принято постановление, устанавливающее пруденциальные нормативы для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиента в качестве номинального держателя и отдельные виды банковских операций (далее - брокеры и (или) дилеры). Данное постановление устанавливает минимальный размер собственного капитала брокеров и (или) дилеров в 1 миллиард тенге. Также, постановление учитывает особенности деятельности инвестиционных компаний, а именно, в отличие от БВУ, при расчете собственного капитала не вычитаются инвестиции.

При этом постановлением введены ограничения в части не превышения размера собственного капитала совокупной суммы инвестиций брокера и (или) дилера, за исключением инвестиций в ценные бумаги, допущенные к обращению в торговых системах организатора торгов и имеющие долговой рейтинг не ниже «ВВ+» агентства «Standard & Poors» или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств. В случае превышения совокупной суммы инвестиций брокера и (или) дилера над размером его собственного капитала, то данная сумма вычитается из собственного капитала при расчете коэффициентов достаточности собственного капитала и максимального размера риска на одного заемщика.

Кроме того, постановлением расширена база для расчета собственного капитала. Так, в расчет собственного капитала брокеров и (или) дилеров с правом ведения счетов клиента в качестве номинального держателя и осуществляющих отдельные виды банковских операций  включается субординированный долг брокера и (или) дилера за минусом выкупленного собственного субординированного долга в сумме, не превышающей суммы оплаченного уставного капитала за минусом собственных выкупленных акций, дополнительного капитала, нераспределенного чистого дохода прошлых лет, фондов, резервов, сформированных за счет чистого дохода прошлых лет, размера превышения доходов текущего года над расходами текущего года, размера переоценки основных средств и ценных бумаг. Данные компании вправе привлекать заемные средства, в том числе путем выпуска долговых и долевых ценных бумаг, и инвестировать их в дочерние компании в целях обеспечения их роста и дальнейшего развития.

В целях обеспечения прозрачности деятельности и финансового состояния эмитентов, повышения защиты инвесторов, привлечения большего количества эмитентов и инвесторов на местный рынок и повышения доступности фондового рынка для национальных и зарубежных эмитентов, Правлением АФН РК в сентябре 2008 года  принято постановление касательно утверждения новых требований к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи.

Новыми требованиями изменяется разделение официального списка фондовой биржи по секторам «акции» и «долговые ценные бумаги». Вместо категорий «А» и «В» теперь сектор «акции» подразделяется на первую, вторую и третью категории. Сектор «долговые ценные бумаги» подразделяется на две категории: долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой и долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки. Долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки, в свою очередь, подразделяются на долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки первой подкатегории и долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки второй подкатегории.

В результате предлагаемой градации листинга планируется достигнуть более четкого разделения финансовых инструментов в зависимости от их инвестиционной привлекательности и степени риска, что позволит инвесторам иметь более ясную картину касательно рисков, связанных с тем или иным финансовым инструментом.

Установление наиболее либеральных требований по третьей категории сектора «акции» и второй подкатегории долговых ценных бумаг без рейтинговой оценки будет стимулировать к выходу на организованный рынок ценных бумаг компаний среднего и малого бизнеса.

Для эмитентов, обладающих минимальной капитализацией, новыми листинговыми требованиями созданы условия для выхода на отечественный фондовый рынок в целях получения доступа к финансированию. В связи со снижением отдельных показателей деятельности компаний, таких как наличие чистой прибыли, размера активов, которое имело место в результате существующего на сегодняшний день ограниченного допуска на рынок капитала, количество эмитентов, включенных в официальный список фондовой биржи, по состоянию на 01 января 2009 года уменьшилось с 158 до 132. Однако следует обратить внимание на то, что количество выпусков ценных бумаг, допущенных к торгам на KASE, увеличилось с 320 по состоянию на 01 января 2008 года до 348 на начало 2009 года, что свидетельствует о сохранении привлекательности отечественного фондового рынка, как альтернативы банковскому кредитованию.

Кроме того, в рамках нормотворческой работы АФН РК были приняты нормативные правовые акты, направленные на совершенствование порядка осуществления деятельности инвестиционных фондов, организатора торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, организаций, оказывающих услуги номинального держания, и организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, деятельность по управлению инвестиционным портфелем, по ведению системы реестров держателей ценных бумаг и кастодиальную деятельность на рынке ценных бумаг Республики Казахстан.

Следует также отметить ряд превентивных мер, принятых АФН РК в целях сохранения стабильности внутреннего рынка и минимизации влияния на национальный рынок изменений, происходящих на международных фондовых рынках.

Так, были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правления АФН РК от 27 августа 2005 года № 317 (далее – Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности), в части установления прямого запрета на осуществление сделок без обеспечения («коротких продаж»), не только для ООИУПА, и управляющих компаний инвестиционных фондов, но для всех участников торгов.

В целях повышения ответственности брокеров и (или) дилеров по сделкам «репо» было установлено требование совершения операций «репо» за счет собственных денег брокера и (или) дилера либо в соответствии с приказом клиента в рамках договора на брокерское обслуживание, являющегося договором комиссии. Другими словами, брокер несет ответственность за исполнение операции «репо» вне зависимости от того, была ли сделка заключена за счет средств брокера или его клиента.

Кроме того, в целях предотвращения возможных манипуляций со стороны брокеров и (или) дилеров в ходе заключения ими сделок прямого и автоматического «репо» были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности, направленные на сокращение сроков проведения данных сделок до девяноста календарных дней с учетом продления первоначального срока операции «репо».

Также, в октябре 2008 года Правилами осуществления деятельности организатора торгов с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами были определены случаи приостановления торгов на фондовой бирже. Так, было установлено, что помимо иных возможных случаев внутренние документы фондовой биржи предусматривают приостановление:

- торгов с акциями эмитентов, включенными в сектор «акции»  официального списка фондовой  биржи, в случае, если на любой  момент времени в течение двух последовательных торговых дней зафиксировано снижение уровня индекса фондовой биржи на пятнадцать и более процентов по сравнению с показателем индекса, сформировавшимся на момент закрытия торгового дня, предшествующего первому торговому дню;

- торгов с акциями, включенными  в первую категорию сектора  «акции» официального списка  фондовой биржи, цены на которые  на любой момент времени в  течение торгового дня снизились  на тридцать и более процентов  по сравнению с ценой на  данные акции, сформировавшейся на момент закрытия предшествующего торгового дня;

- торгов с иными ценными бумагами, цены или объявленные участниками  торгов котировки на которые  отклонились от ранее зарегистрированных  значений и достигли предельных  величин, установленных внутренними документами фондовой биржи.

 

 

 

 

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    1. Экономический аспект регулирования рынка ценных бумаг в Кыргызской Республике

Информация о рынке ценных бумаг.

Количество институциональных инвесторов и размер их активов

Вид институционального инвестора

Количество институционального инвестора

Размер активов

(долл. США)11

 

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

Не государственный пенсионный фонд

1

1

-

369.777

Инвестиционные фонды (акционерные и паевые)

5

7

-

855.148 (без информации по двум АИФ)



 

Капитализация рынка акций

Капитализация (долл. США)

Капитализация / ВВП (%)

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

1.057.025.831

1.216.396.219

25,24

25,91


 

Объем и количество зарегистрированных регулятором рынка ценных бумаг выпусков ценных бумаг

Виды ценных бумаг

Количество эмитентов

Количество выпусков

Объем фактически размещенных ЦБ по цене размещения, долл. США

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

По состоянию на 01 января 2008 год

По состоянию на 01 января 2009 год

Акции

1.692

1.744

77

95

53.722.898

150.532.200

Облигац

ии

-

-

-

-

   

Паи

2

-

2

-

-

425.324

Всего

1.694

1.744

79

95

53.722.898

150.957.524


 

Объем торгов на организованном рынке финансовыми инструментами за 2008 год

                                                                                                                                     долл. США

Организа

тор торговли

Объем торгов на первичном рынке по видам торгуемых инструментов

Объем торгов на вторичном рынке по видам торгуемых инструментов

Общий объем торгов на первичном и вторичном рынке

Объем торгов/

ВВП

 

 

Акции

 

Облигации

Общий объем торгов на первичном рынке

 

 

Акции

 

Облигации

Общий объем торгов на вторичном рынке

КФБ

23.958.366

-

23.958.366

82.201.897

-

82.201.897

106.160.262

2,2%

БТС

7.693.665

-

7.693.665

7.184.821

-

7.184.821

14.878.486

0,3%

CASE

73.865.168

-

73.865.168

39.721.128

-

39.721.128

113.586.295

2,4%

Всего

105.517.199

-

105.517.199

129.107.845

-

129.107.845

234.625.043

4,9%


Информация о работе О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ