Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:27, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина
Как видно из данных, приведенных в таблице, за 2008 год наблюдается увеличение совокупных финансовых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, совокупные активы за 2008 год увеличились на 25,29% и составили 3692,13 млн. долл. США, обязательства увеличились на 24,19% и составили 2442,31 млн. долл. США, соответственно.
II. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
2.1. Количество проверок деятельности субъектов рынка ценных бумаг, осуществленных уполномоченным органом за 2008 год.
В 2008 году АФН РК было проведено 30 проверок субъектов рынка ценных бумаг, что на 46% больше количества проверок, проведенных в 2007 году, в том числе 26 плановых и 4 внеплановых проверки. Плановые проверки субъектов рынка ценных бумаг включали 7 проверок БВУ в рамках осуществления ими профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и 19 проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг. Внеплановые проверки проводились по запросу правоохранительных органов по вопросу порядка проведения сделок (3 проверки) и по вопросам устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе плановой проверки (1 контрольная проверка).
Ключевыми вопросами проверок субъектов рынка ценных бумаг являлись порядок осуществления инвестиционного управления пенсионными активами, активами инвестиционных фондов и инвестиционным портфелем клиентов, сделок с ценными бумагами, а также номинального держания ценных бумаг, учета и хранения активов инвестиционных фондов и клиентов, юридических и физических лиц, регистрации операций с ценными бумагами, а также формирования, хранения и ведения системы реестров, раскрытия сведений о своих аффилиированных лицах; представления периодической отчетности и ее достоверность, соответствия используемого программного обеспечения требованиям действующего законодательства.
Также в отчетном периоде особое внимание уделялось исполнению обязательств по заключаемым сделкам на рынке ценных бумаг, а также ведению раздельного учета активов (денежные средства и финансовые инструменты) клиентов в организации, осуществляющей номинальное держание ценных бумаг.
Наибольшее количество нарушений законодательства и нормативных правовых актов Республики Казахстан, выявленных в ходе проведения проверок субъектов рынка ценных бумаг, приходится на нарушения порядка:
- заключения сделок в целях
манипулирования ценами на
- размещения и выкупа паев инвестиционных фондов, заключения сделок, противоречащих требованиям данного закона, и нарушения лимитов инвестирования ПИФ;
- осуществления сделок с
- учета ценных бумаг клиентов,
переданных в номинальное
- принятия и исполнения инвестиционных решений в отношении сделок, заключенных за счет активов инвестиционных фондов;
- порядка передачи реестра
- использования лицензиатами
АФН РК были проведены 14 проверок организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг с целью проверки соответствия программного обеспечения организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг требованиям законодательства с учетом введения единой системы лицевых счетов в связи с внесением в Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» изменений и дополнений в части создания единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав по ним.
По результатам проведенных проверок организаций, осуществляющих деятельность по инвестиционному управлению инвестиционным портфелем, а также кастодиальную деятельность, АФН РК были определены проблемные вопросы в части лимитов инвестирования активов инвестиционных фондов, переданных в инвестиционное управление. В целях урегулирования данных вопросов соответствующие изменения и дополнения были внесены в Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах» Законом о коллективном инвестировании.
Также, в 2008 году в целях снижения нарушений порядка заключения сделок с ценными бумагами были подготовлены изменения и дополнения в законодательство о рынке ценных бумаг в части определения критериев и порядка признания сделок, как заключенных в целях манипулирования ценами на ценные бумаги.
2.2. Применение к субъектам рынка ценных бумаг ограниченных мер воздействия и санкций, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
В 2008 году АФН РК в рамках дистанционного надзора за субъектами рынка ценных бумаг особое внимание уделялось осуществлению оперативного мониторинга их деятельности, проверке соблюдения субъектами рынка ценных бумаг пруденциальных нормативов, осуществлению контроля за сделками с ценными бумагами, заключенными на рынке ценных бумаг, обладающими признаками манипулирования; проверке отчетности, предоставляемой субъектами рынка ценных бумаг, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.
Основными нарушениями, выявленными в ходе дистанционного надзора субъектов рынка ценных бумаг являлись: нарушение порядка заключения сделок с ценными бумагами, в том числе в целях манипулирования, нарушение лимитов инвестирования активов клиентов, переданных в инвестиционное управление в финансовые инструменты, невыполнение пруденциальных нормативов и нарушение сроков предоставления ежегодной финансовой отчетности с аудиторским заключением.
АФН РК в 2008 году по результатам дистанционного надзора за субъектами рынка ценных бумаг в отношении лицензиатов рынка ценных бумаг были применены следующие ограниченные меры воздействия и санкции: вынесено 104 письменных предписаний; затребовано 21 письмо–обязательство, наложено 31 административное взыскание в виде штрафов, приостановлено действие лицензий 2 организации и отозвана лицензия 1 организации.
По фактам нарушения субъектами рынка ценных бумаг достаточности собственного капитала АФН РК в адрес 12 субъектов были направлены письма-предписания, а также затребованы письма-обязательства с требованием предоставить план мероприятий по приведению в соответствие коэффициента достаточности собственного капитала.
В 2008 году по результатам проведения инспекционных проверок АФН РК в адрес профессиональных участников рынка ценных бумаг было направлено 12 предписаний, затребовано 3 письма-обязательства и составлено 1 письменное соглашение о недопущении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки. Кроме того, АФН РК были применены санкции в виде наложения 28 административных взысканий, отзыва согласия на назначение на должность руководящего работника, приостановления действия лицензий 2 организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, и отзыва лицензий 2 организаций.
2.3. Нормотворческая деятельность, направленная на совершенствование регулирования рынка ценных бумаг
Целями осуществления АФН РК регулирования и надзора рынка ценных бумаг являются обеспечение стабильного финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг и обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг.
Для реализации вышеперечисленных целей в 2008 году были приняты Закон о финансовой устойчивости и Закон Республики Казахстан от 20 ноября 2008 года № 88-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов» (далее – Закон о коллективном инвестировании).
Законом о финансовой устойчивости предусмотрено создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним. В системе Центрального депозитария предлагается создание единой системы лицевых счетов, которая будет представлять собой сформированную Центральным депозитарием базу данных, отражающую совокупность сведений, содержащихся в системах реестров держателей ценных бумаг, ведение которых осуществляется регистраторами.
Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать существующую систему учета прав на ценные бумаги, снизив операционные риски функционирования данной системы, а также, повысить защиту прав и интересов инвесторов и держателей ценных бумаг, сократив риск нарушений, связанных с регистрацией прав собственности казахстанских и иностранных инвесторов, и обеспечив прозрачность структуры собственников и держателей ценных бумаг.
Так, подтверждение Центральным депозитарием отражения сделки в единой системе лицевых счетов до того, как процесс регистрации сделки регистратором завершен, позволит минимизировать нарушения порядка регистрации сделок с ценными бумагами и совершения операций по лицевым счетам эмитентов и держателей ценных бумаг.
Отражение сделок с ценными бумагами в единой системе лицевых счетов Центрального депозитария позволит обеспечить сохранность данных, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг, а также, оперативную и «безболезненную» для эмитентов и держателей ценных бумаг передачу данных, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг, в случаях приостановления действия лицензии регистратора или лишения лицензии.
Кроме того, сопутствующая доработка и модернизация программно-технического обеспечения регистраторов также позитивно скажется на функционировании системы учета прав на ценные бумаги, будет содействовать повышению оперативности и бесперебойности ее работы.
В целом, создание централизованной базы данных по учету прав на ценные бумаги является позитивным как для функционирования национального фондового рынка, так и для повышения его конкурентоспособности и привлекательности для иностранных эмитентов и инвесторов.
Также, Законом о финансовой устойчивости предусмотрено изменение порядка признания сделок, заключенных на организованном рынке, как совершенных в целях манипулирования. При совете директоров фондовой биржи создан комитет по вопросу признания сделок с ценными бумагами, совершенными в целях манипулирования (Экспертный комитет), в состав которого будут входить члены совета директоров фондовой биржи, представители уполномоченного органа, работники фондовой биржи и иные эксперты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями для работы в комитете. Данным экспертным комитетом будет подготавливаться экспертное заключение по рассматриваемым подозрительным сделкам, с учетом которого уполномоченным органом будет приниматься решение о том, является ли рассматриваемая сделка заключенной в целях манипулирования на рынке ценных бумаг или нет. Данное нововведение направлено на обеспечение проведения всестороннего анализа подозрительной сделки и гибкого порядка принятия решения по ней.
Кроме того, в 2008 году был принят Закон о коллективном инвестировании. При разработке данного закона учитывался опыт создания пенсионных планов в Чили, а также учтен опыт Российской Федерации и ряда других стран в организации деятельности коллективных форм инвестирования.
Хотя основной целью Закона о коллективном инвестировании является дальнейшее развитие накопительной пенсионной системы Республики Казахстан, Законом также вносятся изменения в Законы Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» и от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах», направленные на оптимизацию деятельности субъектов рынка ценных бумаг.
Так, в результате изменений и дополнений, внесенных в Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг», были конкретизированы требования, предъявляемые к руководящим работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая процедуру согласования их кандидатур с уполномоченным органом и избрания в состав инвестиционного комитета УИП или пенсионными активами.
Также, Законом о коллективном инвестировании внесены изменения в целях предоставления возможности осуществления некоторых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (таких, как брокерская и дилерская деятельность без права ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, деятельность по ведению реестра держателей ценных бумаг, трансфер-агентская деятельность) не только АО, но и хозяйственным товариществам. Данная мера позволит повысить конкуренцию на рынке, предоставит потребителям более широкий выбор компаний, с которыми они смогут работать, позволит снизить расходы потребителей на получение профессиональных услуг на рынке ценных бумаг.
Законом о коллективном инвестировании также были внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах», позволяющие раскрытие в СМИ и рекламе информации, затрагивающей интересы акционеров и пайщиков инвестиционных фондов рискового инвестирования и направленные на обеспечение прозрачности деятельности инвестиционных фондов и, в то же время, недопущение распространения информации, которая может повлиять на принятие инвестором необоснованных решений (например, информации о доходности инвестиционного фонда).
В целях расширения перечня финансовых инструментов, предлагаемых инвесторам на фондовом рынке, было внесено изменение в Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах» с целью предоставления фондам недвижимости возможности выпускать также и другие, кроме акций, финансовые инструменты. Другие изменения в Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах» касаются включения аудиторской организации и оценщика в перечень организаций, оказывающих услуги акционерному инвестиционному фонду рискового инвестирования, которые не должны быть аффилиированы между собой, а также, уточнения перечня активов, входящих в состав инвестиционных фондов.
Информация о работе О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ