ОАО "Лакокраска". Пути повышения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

ОАО «Лакокраска» является единственным лакокрасочным предприятием в Республике Беларусь, производящим современные лакокрасочные материалы в больших объемах.

Файлы: 1 файл

Диплом (отчет) .doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

 

Из табл. 28 видно, что наибольший процент в чистой прибыли занимает фонд накопления (57,2%). В 2009 году в этот фонд было переведено 3121 млн. руб. Так как не произошло изменения коэффициентов в фонды, то изменение отчислений в фонды произошло только из-за изменения суммы чистой прибыли. Поэтому анализ влияния факторов первого уровня на изменения отчислений проводить нет необходимости. Для расчета влияния факторов второго уровня можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа, приведенный в табл. 29.

Таблица 29

Расчет влияния факторов второго  уровня на сумму отчислений в фонды  предприятия

Фактор

Изменение суммы, млн. руб.

чистой прибыли

чистой прибыли

диви-денды

накоп-ления

потреб-ления

резерв-ный

1

2

3

4

5

6

1. Изменение прибыли отчетного периода

3510

246

2008

1081

175

1.1. Прибыль от реализации продукции

5202

364

2976

1602

260

1.1.1. Объем реализации продукции

123

9

70

38

6

1.1.2. Структура продукции

166

12

95

51

8

1.1.3. Средние цены реализации

13211

925

7557

4069

661

1.1.4. Себестоимость продукции

-7385

-517

-4224

-2274

-369

1.1.5. Коммерческие расходы

-640

-45

-366

-197

-32

1.1.6. Управленческие расходы

-274

-19

-157

-84

-14

2. Убыток от операционных доходов и расходов

-470

-33

-269

-145

-23

3. Убыток от внереализационных доходов и расходов

-1223

-86

-699

-377

-61

2. Налоги из прибыли 

-103

-7

-59

-32

-5


Продолжение табл.29

           

В том числе:

         

 налог на имущество

739

52

422

227

37

 налог на прибыль

-307

-22

-176

-95

-15

 прочие налоги и сборы

-535

-37

-306

-165

-27

3. Экономические санкции

4. Отчисления в благотворительные фонды

5. Прочие расходы

-133

-9

-76

-41

-7

Итого

3273

229

1872

1008

164


 

Данные табл. 29 показывают причины увеличения суммы отчислений в фонды предприятия В ОАО «Лакокраска» прирост отчислении в фонды предприятия вызван главным повышением средних цен реализации, а отрицательное влияние оказали такие факторы как повышение себестоимости продукции, убыток от внереализационных доходов и расходов .

 

 

2.3.7. Анализ рентабельности

 

 

2.3.7.1. Анализ рентабельности реализованной продукции. Исходные данные для анализа рентабельности продаж приведены в табл. 30.

Таблица 30

Исходные данные для  анализа рентабельности продаж, млн. руб.

Показатель

Обозна-чение

Год

Темп изменения, %

Отклонение

2008

2009

абсолют-ное(+,–)

относи-тельное, %

1. Прибыль от реализации

 продукции

Пп

3968

12086

304,5

951

50,34

2. Полная себестоимость

 реализованной продукции

Сп

80398

96968

120,6

7625

26,28

3. Объем реализованной продукции (стр.1 + стр.2)

РП

84366

109054

129,2

8576

27,75

4. Рентабельность продаж, %

(стр.1/стр.2) ∙ 100

РПР

4,94

12,46

252,5

7,53

19,05


 

Рентабельность реализованной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 7,53%. Проведем анализ при помощи метода цепных подстановок:

Найдем условную рентабельность отчетного года при базовой себестоимости  продукции.

 

Пусл = 12086 / 84366 = +15,03%.

1) Влияние изменения себестоимости:

 

=12,46–15,03 = –2,57.

 

2) Изменения объема прибыли:

 

= 15,03 – 4,94 = +10,1%.

 

Балансовая увязка:

 

+7,53 = +10,1 – 2,57 = +7,53.

 

Таким образом, рентабельность реализованной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 7,53%. Рост себестоимости на 7625 млн. руб. отрицательно повлиял на изменение рентабельности, уменьшив рентабельность на 2,57%. За счет увеличения объема прибыли рентабельность продукции увеличилась на 10,1%

2.3.7.2. Анализ рентабельности отдельных видов продукции. Проведем анализ рентабельности отдельных видов продукции. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции проводим по данным табл. 31 проведем следующих изделий:

1. фталевый ангидрит

2. лаки на конденсационных смолах

3. эмали, грунты и шпатлевки на конденсационных смолах

4. товары бытовой химии

5. прочая продукция

Таблица 31

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость единицы, руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

2008

2009

2008

2009

2008

усл.

2009

общее

за счет

цены

себестоимости

1

1758

2118

1605

1779

9,51

31,95

19,09

9,58

22,44

-12,86

2

1757

2037

1562

1758

12,49

30,43

15,87

3,38

17,95

-14,57

3

3510

3987

3249

3563

8,03

22,70

11,89

3,86

14,67

-10,81

4

3158

3876

3034

3455

4,08

27,73

12,17

8,10

23,65

-15,56

5

922

1137

885

996

4,17

28,53

14,21

10,04

24,36

-14,32


 

Условную рентабельность рассчитываем при цене отчетного  периода (2009 года) и себестоимости базового периода (2008 года).

Для расчета влияния  факторов используется способ цепных подстановок. Путем последовательной замены планового (базового) значения каждого фактора его фактической величиной рассчитываем рентабельность базового периода (2004 года), условную рентабельность и рентабельность отчетного периода (2005 года) для первого изделия (фталевый ангидрит):

 

= (1758 – 1605)/ 1605 = 9,51%;

 

= (2118– 1605)/ 1605 = 31,95%;

 

= (2118– 1779)/ 1779= 19,09%.

 

Затем рассчитываем общее  изменение рентабельности (разница  между рентабельностью отчетного и базового периодов):

 

=19,09 - 9,51 = 9,58%.

 

Уровень рентабельности фталевого ангидрита в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 9,58%. Это произошло под влиянием следующих факторов:

1) повышение цены:

 

=31,95 - 9,51 = 22,44%;

 

2) повышение себестоимости:

 

= 19,09 - 31,95 = -12,86%.

 

Таким образом, уровень  рентабельности фталевого ангидрита  в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 9,58%. За счет повышения цены он возрос на 22,44%, а за счет повышения себестоимости единицы продукции снизился на 12,86%.

Аналогичным образом  проводим факторный анализ рентабельности остальных изделий.

2.3.7.3. Анализ рентабельности основных производственных фондов. Для оценки деятельности предприятия важнейшее значение имеет показатель рентабельности основных производственных фондов. Показатель рентабельности основных производственных фондов характеризует эффективность использования потребленных средств (затрат). Этот показатель также может служить ориентиром при изучении спроса на продукцию.

Данные для расчета  рентабельности основных производственных фондов приведены в табл. 32.

 

 

 

 

Таблица 32

Исходные данные для  анализа показателей рентабельности основных производственных фондов

Показатель

Обоз-наче-ние

Год

Темп изменения, %

Отклонение

2008

2009

абсолютное (+,–)

относи-тельное, %

1. Прибыль до налогообложения, млн. руб.

РН

3410

8887

260,62

5477

160,62

2. Объем реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.

Q

84366

109054

129,26

24688

29,26

3. Средняя стоимость основных производственных средств, млн. руб.

F

58186

61930

106,43

3744

6,43

4. Средняя стоимость материальных оборотных активов, млн. руб.

ЕМ

33326

55092

165,31

21766,5

65,31

5. Рентабельность реализации (оборота), % (стр.1:стр.2) ∙ 100

4,04

8,15

201,62

4,11

101,62

6. Коэффициент фондоотдачи, руб. (стр.2:стр.3)

f

1,45

1,76

121,45

0,31

21,45

7. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов, раз (стр.2:стр.4)

Коб

2,53

1,98

78,19

-0,55

-21,81

8. Коэффициент рентабельности производственных фондов, % (стр.1:(стр.3+стр.4)) ∙ 100

3,73

7,59

203,80

3,87

103,8


 

Рентабельность основных производственных фондов в 2009 году повысилась по сравнению с 2008 годом на 3,87 пункта. Это произошло в результате воздействия следующих факторов, рассчитываемых по следующим формулам:

1) увеличение доли прибыли на рубль реализации продукции:

 

 

2) увеличение фондоотдачи основных производственных фондов:

 

 

3) замедление оборачиваемости материальных оборотных активов:

 

 

Таким образом, рентабельность основных производственных фондов в 2009 году повысилась по сравнению с 2008 годом на 3,87 пункта. Это произошло в результате воздействия следующих факторов. Увеличение доли прибыли на рубль реализации продукции привело к росту рентабельности основных производственных фондов на 3,79 пункта. Увеличение фондоотдачи основных производственных фондов привело к росту уровня рентабельности основных производственных фондов на 0,95 пункта. Замедление оборачиваемости материальных оборотных активов привело к снижению уровня рентабельности основных производственных фондов на 0,87 пункта.

2.3.7.4. Анализ рентабельности собственного капитала предприятия. Данные для анализа динамики рентабельности собственного капитала предприятия и факторов, на нее влияющих, приведены в табл. 33.

Таблица 33

Факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия

Показатель

Обоз-наче-ние

Год

Темп изменения, %

Отклонение

2008

2009

абсолютное (+,–)

относительное, %

1. Чистая прибыль, млн. руб.

РЧ

2185

5458

249,79

3273

149,79

2. Выручка от продажи товаров, работ, услуг, млн. руб.

QP

95330

122384

128,37

27054

28,38

3. Среднегодовая сумма всех средств (активов) предприятия, млн. руб.

91512

117023

127,87

25511

27,88

4. Среднегодовая сумма собственного капитала, млн. руб.

49575

74567

150,41

24992

50,41

5. Рентабельность (доходность) реализации (оборота), % (стр.1:стр.2) ∙ 100

2,29

4,46

194,57

2,17

94,58

6. Коэффициент ресурсоотдачи, руб. (стр.2:стр.3)

f

1,04

1,05

100,39

0,01

0,39

7. Коэффициент финансовой зависимости, раз (стр.3:стр.4)

КФЗ

1,85

1,57

85,017

-0,28

-14,98

8. Коэффициент рентабельности собственного капитала, % (стр.1:стр.4 ∙ 100)

4,41

7,32

166,07

2,91

66,07

Информация о работе ОАО "Лакокраска". Пути повышения прибыли