Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы - на основе обобщения теории и практики организации потребительского кредитования выработать пути их развития.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Обобщить теорию по основам организации потребительского кредитования;
Рассмотреть мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании;
Выявить характер деятельности коммерческих банков на региональном рынке потребительского кредитования;
Исследовать современное состояние потребительского кредитования;
Определить основные проблемы потребительского кредитования;
Предложить мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретическое основы организации потребительского кредитования
1.1.Понятие и особенности потребительского кредитования…………………………….6
1.2.Оценка кредитоспособности и платёжеспособности при потребительском кредитовании………………………………………………………………………………..15
1.3.Тенденции развития потребительского кредитования……………………………….22
1.4.Мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании………….26
Глава 2. Потребительское кредитование в коммерческих банках на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»
2.1.Исследование современного состояния потребительского кредитования………....38
2.2.Анализ деятельности коммерческих банков на рынке потребительского кредитования……………………………………………………………………………………43
2.3.Организация потребительского кредитования на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………………... 52
2.4. Анализ портфеля потребительских кредитов в ОАО КБ «Восточный»…………..64
Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1.Проблемы правового обеспечения потребительского кредитования……………72
3.2.Мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов………………77
3.3. Модель работы на рынке потребительского кредитования банка на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………79
Заключение………………………………………………………………………89
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Диплом с испр.целью и задачами.docx

— 415.53 Кб (Скачать файл)

 

Погашение клиентом кредита может быть как плановым, так и досрочным.

Плановое погашение задолженности осуществляется ежемесячно с даты, указанной в Графике платежей, равными по сумме платежами (сумма последнего платежа может отличаться по размеру от сумм других очередных платежей). При этом каждый такой платеж указывается Банком в Графике платежей и состоит из части Основного долга, процентов, начисленных за пользование Кредитом.

Для осуществления планового погашения Задолженности Клиент не позднее даты очередного платежа, указанной в Графике платежей, обеспечивает наличие на Счете суммы денежных средств равной сумме такого очередного платежа, указанной в Графике платежей. В случае наличия пропущенного ранее платежа, Клиент должен обеспечить на счете дополнительно к сумме очередного платежа, указанной в Графике платежей, сумму денежных средств равную сумме пропущенного ранее платежа и суммы платы за пропуск очередного платежа (при наличии таковых).

Полное досрочное погашение задолженности может быть осуществлено только в одну из дат оплаты очередного платежа, указанных в Графике платежей. Оно осуществляется в следующем порядке:

  • Клиент, желающий полностью досрочно возвратить кредит и погасить задолженность должен к ближайшей дате очередного платежа, указанной в Графике, обеспечить наличие на Счете суммы денежных средств, включающей:

-сумму основного долга по состоянию на ближайшую дату очередного платежа

-сумму процентов за пользование кредитом, рассчитанную на ближайшую дату очередного платежа, включительно, за вычетом оплаченных ранее;

-сумму комиссии за РО, рассчитанную на ближайшую дату очередного платежа, включительно, за вычетом оплаченных ранее;

-сумму платы за пропуск очередного платежа (при наличии таковых)

-сумму платы за досрочное погашение кредита в соответствии с Тарифами банка.

2. Обеспечение клиентом суммы денежных средств на счете, достаточной для досрочного погашения, приравнивается банком к поручению клиента на полное досрочное погашение задолженности, банк списывает со счета клиента эту сумму и кредит считается погашенным.

Рассмотрим на примере клиентов банка КБ «Восточный» порядок погашения кредитов представленных в таблице 7:

Таблица 7. - Плановое и фактическое погашение кредитов клиентами ОАО КБ «Восточный»

 

План. сумма зад-ти, руб.

План.

оплата,

руб.

План.

сумма %, руб.

План.

сумма долга, руб.

Факт.

сумма

зад-ти,

руб.

Факт. оплата, руб.

Факт. сумма %,руб.

Факт сумма

долга,

руб.

Клиент1

8793,20

9753,09

959,89

8793,20

8793,20

9251,54

458,34

8793,20

Клиент2

216000

395040

179040

216000

216000

395040

179040

395040

Клиент3

50000

75369

25369

50000

50000

75369

25369

50000


Сопоставив по клиентам графики фактического погашения кредита с плановыми, мы видим, что погашение кредита клиентом 1 производилось досрочно, что для КБ «Восточный» является отрицательным моментом, так как доход банка, за счет начисленных процентов уменьшился в 2 раза, но а для клиента досрочное погашение является положительным фактором, так как он сэкономил на процентах 501,55 руб.

Погашение же кредита клиентами 2 и 3 производились по плану, поэтому банк получил планируемый по этим кредитам доход в размере 204409 руб. (179040 руб. от 2-го клиента и 25369 руб. от 3-го клиента).

Для исполнения обязательств клиентом перед банком, банк использует обычно два обеспечения: это залог Товара, в случае, когда между банком и клиентом заключается договор залога, в рамках которого товары передаются клиентом банку в залог в обеспечение обязательств по договору, и неустойка.

За нарушение сроков ежемесячных платежей банк с клиента взимает неустойку в размере:

- впервые – 0 рублей

- 2-й раз подряд – 300 рублей,

- 3-й раз подряд – 1000 рублей,

- 4-й раз подряд – 2000 рублей.

В КБ «Восточный», так же как и в других банках, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Поэтому банку можно проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому КБ «Восточный» старается придерживаться разумной кредитной политики, направленной на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов. Ведь трудности с погашением клиентами ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Поэтому осуществлением контроля за своевременной выплатой ссуд и ее целевым использованием в КБ «Восточный» должен заниматься специальный отдел мониторинга.

При кредитном  мониторинге, предлагается использовать следующие принципы:

1. Периодическая  проверка погашения кредитов.

Обычно  каждые 30, 60 и 90 дней проверяются все  крупные кредиты и выборочно  — мелкие.

2. Подробная  разработка этапов кредитного  контроля с тем, чтобы проверить  выполнение условий по каждому  кредиту, в том числе оценка  изменений финансового положения  заемщика.

3. Использование  внутреннего аудита кредитования.

Внутренний  аудит кредитования осуществляется отделом банка (как негласно, так  и открыто - stroyverno.ru). Контролер находится  в непосредственном подчинении председателя (президента) банка либо лица, его  заменяющего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом в ходе написания  работы были достигнуты цель и задачи исследования.

1. Потребительский кредит - это кредит, который предоставляется физическим лицам на приобретение потребительских товаров длительного пользования и услуг и который возвращается в рассрочку. Сущностные признак потребительского кредита - кредитование конечного потребления. Потребительский кредит дает возможность населению потреблять товары и услуги до того, как потребители способны их оплатить. Тем самым потребительский кредит обеспечивает повышение жизненного уровня потребителей. В макроэкономическом плане потребительский кредит увеличивает совокупный платежеспособный спрос на предметы потребления и услуги, что стимулирует расширение объемов их производства.

В условиях нынешней экономической ситуации в  российской банковской сфере, потребительское  кредитование является еще одной  областью риска для банков, поскольку  большинство потенциальных клиентов находятся в сложных финансовых условиях и под угрозой возможных  увольнений с работы.

Субъектами  потребительского кредита являются банки и торговые заведения (кредиторы) и населения (заемщики). Традиционно  кредитования физических лиц осуществляется преимущественно сберегательными  и ипотечными банками.

В силу специфики  сферы конечного потребления  возникает необходимость вхождения  в отношения потребительского кредитования такого субъекта как торговые организации, осуществляющие посредническую деятельность по купле-продаже товаров и предоставлении услуг. Потребительский кредит является формой помощи торговым заведениям в  сбыте (продаже) товаров. При этом каждая торговая организация должна найти оптимальное сочетание прямых продаж товаров за деньги (наличными или по безналичному расчету) и продажи в рассрочку.

К числу  субъектов потребительского кредита  относятся также и небанковские кредитные учреждения.

Перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с  одной стороны он является наиболее удобнойформой кредитования населения  для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий  кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

2. Характер деятельности коммерческих банков на региональном        рынке потребительского кредитования, показал что в целом по стране за последние три года объемы потребительского кредитования выросли в 6,8 раза, тогда как совокупные активы банков увеличились лишь в 2,4 раза, а общий кредитный портфель банков - только втрое. Представленные данные подтверждают тот факт, что за последние несколько лет российский рынок потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам экспертов, потенциал этого рынка далеко не исчерпан, и активный рост объемов потребительских кредитов будет продолжаться еще в течение двух - трех лет.

Однако  состояние российского рынка  потребительского кредита создает  двоякое впечатление. С одной  стороны, растущее признание со стороны  населения преимуществ использования  потребительских кредитов не может  не радовать. С другой стороны, отсутствие достаточного законодательного регулирования  в этой области создает определенные риски для стабильности рынка.

Вообще, развитие кредитных услуг для  населения  тесно связано с  развитием розничной торговли. В  их основе  лежит  рост  реальных  доходов  населения,  сопровождаемый  постепенным  выходом  доходов  из «тени», который одновременно  приводит  к увеличению  потребительских расходов  и  снижению  рисков  невозврата средств  для  банков.  Консолидация  розничной  торговли,  создание  крупных  общефедеральных торговых сетей также способствует широкому распространению банковских услуг. 

Анализ  кредитного портфеля банка «Восточный показал следующее.

Банк  предлагает своим клиентам следующие  виды кредитных продуктов:

- экспресс  кредитование;

- потребительское  кредитование;

- автокредитование;

- овердрафт;

- кредитование  субъектов малого бизнеса; 

- ипотечное  кредитование;

- кредитные  карты.

Наиболее  популярным и востребованным продуктом  банка «Восточный» стала кредитная  карта с льготным периодом кредитования (grace period) под 0% годовых.

Банк «Восточный» продолжает осуществлять кредитование реального сектора экономики не смотря на финансовый кризис, основываясь на детальной проработке их экономических проектов, анализе финансового состояния заемщика и залоговых инструментов, принимаемых в обеспечение кредита. При этом Банком используются схемы кредитования оптимально сочетающие интересы кредитора и заемщика.

3. Анализ потребительского кредитования показал круг нерешенных правовых проблем, связанных с потребительским кредитованием, достаточно широк. Это и отсутствие специального законодательства, и сложный механизм реализации залога, а также целый ряд других проблем юридического характера.

Для совершенствования  в сегменте экспресс - кредитования предлагается банку:

  1. создать единую нормативную базу для определения кредитоспособности заемщиков,
  2. ввести доступные широкому кругу лиц рейтинги хозяйствующих субъектов,
  3. усовершенствовать методики определения кредитоспособности, включающие определенный набор частных показателей и расчет интегрального показателя, учитывающий влияние на кредитоспособность коммерческой организации различных количественных и качественных факторов.
  4. Применять процессные технологии,
  5. Управлять информационными потоками,
  6. К работе с проблемными кредитами привлекать специализированные коллекторские агентства.

Основным итогом 2009 года является замедление развития потребительского кредитования, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и снижением доходов населения. Эта тенденция сохранится и в следующем году. До тех пор пока макроэкономическая обстановка не стабилизируется, о возобновлении темпов роста рынка потребкредитования можно забыть. Прогнозы аналитиков носят позитивный характер только в рассуждениях о долгосрочной перспективе – населению деньги на неотложные нужды требуются постоянно. Однако утверждать, что рынок потребительского кредитования в ближайшем будущем сумеет достичь, а уж тем более превзойти свои показатели, например, 2008 или начала 2009 года, сегодня просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (с изменениями от 18.07.2009 г.)
  2. Закон РФ «О банках и банковской деятельности  в Российской            Федерации» от 23.12.2003г
  3. Инструкция ЦБ РФ № 110-И от 16.01.2004г. «Об обязательных нормативах банков»
  4. Инструкция ЦБ РФ №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» с изменениями и дополнениями от 01.10.08 г.
  5. Инструкция № 62 от 30.06.1997 г. «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам»
  6. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 16 марта 2008 г.)
  7. Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. N 222-П  «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»
  8. Положение ЦБР от 05.12.2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 5 ноября 2003 г., 2 февраля, 24 марта, 7, 11, 25 июня, 9 августа 2004 г.)
  9. Указание ЦБР от 30.06.00 г. № 812-У «О порядке представления кредитными организациями в Банк России в электроном виде отчетности, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 г. № 7-У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный Банк РФ, заверенной электронной цифровой подписью» 
  10. Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  11. «Общероссийский классификатор управленческой документации» ОК 011-93 (ред. от 01.04.2005)(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299)
  12. . Банковский маркетинг / Под ред. А.В. Фалько. - М.: Вече, 2008
  13. Балабанов И.Т., «Банки и банковское дело», СПб, Питер, 2003. 
    Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., «Финансовый словарь». - М.: Инфра-М, 2006
  14. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006
  15. Банковские риски. / Под ред. О.И. Лаврушин. - М.: Кнорус, 2007
  16. Банковский портфель: В 3 т. / Отв. ред. Ю.И.Коробов, Ю.Б.Рубин, В.И.Солдаткин. - М.: Экспо, 2007
  17. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика, 2006
  18. Банковское дело: стратегическое руководство./ Под. ред. Платонова В. Хиггинса М. – М.: «Консалтбанкир», 2006
  19. Банковское дело: учебник. / Под ред. Г.Г. Коробова. – М.: Гриф, 2007
  20. Беленькая О.И. Анализ влияния инструментов кредитно-денежной политики банка России на параметры реальных инвестиций //Аудит и финансовый анализ, 2007
  21. Галанов В.А. Основы банковского дела: учебник. – М.: Форум, 2007
  22. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. О.И Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006
  23. Дубинчин А.М. Некоторые вопросы правового регулирования заемно-кредитных отношений в современных условиях // Хозяйство и право, №2, 2006
  24. Жарковская  Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2006
  25. Кабушкин С.Н., Управление банковским кредитным риском. - М.: ЮНИТИ, 2006
  26. Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России. // Деньги и кредит. - 2008. - №2
  27. Лаврушин О. И., Афанасьева О.Н., С.Л. Корниенко. Банковское дело. Современная система кредитования – М.: Кнорус, 2007
  28. Лаврушин О.И. Особенности использования кредита в рыночной экономике.// Банковское дело, № 6, 2007
  29. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д, Валенцева Н.И. Банковское дело  - М.: Кнорус, 2007
  30. Махмутова Э.Х., «Система формализации финансового контроля в кредитной сфере: Банк России - правовой аспект» // Банковское право// . -2008. - №3
  31. Официальные периодические издания Банка России (Бюллетень банковской статистики, Показатели балансов крупнейших российских банков (ИЦ «Рейтинг») за 2006-2009 гг.
  32. Парфёнов К.Г. Кредитные операции // Бухгалтерия и банки. - 2006. - №7
  33. Парфёнов К.Г. Кредитные операции.// Бухгалтерия и банки. - 2006. - №8
  34. Поляков В.П., Московина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006
  35. Стародубцева Е.А. Основы банковского дела. – М.: Форум, 2007
  36. Суханов М.С. Риск-менеджмент и аудит ссудных операций в системе управления коммерческим банком.// Бухгалтерия и банки. - 2007
  37. Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков.// Деньги и кредит. – 2008. - №9
  38. Финансово-кредитный словарь.: В 3 т. /Под ред. В.Ф.Гарбузова, Н.В. Гаретовского. Т.2- М.: Финансы и статистика, 2006
  39. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; под редакцией проф. Л.А. Дробозиной . - M.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
  40. Челноков  В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии. Околобанковское пространство: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2006
  41. Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru
  42. Аналитический информационный новостной портал, «Клерк», подраздел «Банкиру», http://www.klerk.ru/bank/.
  43. Материал с сайта журнала «Финанс» http://www.finansmag.ru/48196/.
  44. Материалы с авторского информационно-аналитического Интернет-проекта FW «Экономика и финансы», http://www.FWeb.narod.ru.
  45. Материалы с сайта АРБ (Ассоциации Российских Банков), http://www.arb.ru
  46. Материалы с сайта АРБР (Ассоциации Региональных Банков России), http://www.asros.ru
  47. http://www.sberbank.ru
  48. http://www.credit.ru/window
  49. www.o-kreditah1.ru
  50. www.financial.ru

Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»