Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:43, дипломная работа
Целью настоящей работы - на основе обобщения теории и практики организации потребительского кредитования выработать пути их развития.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Обобщить теорию по основам организации потребительского кредитования;
Рассмотреть мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании;
Выявить характер деятельности коммерческих банков на региональном рынке потребительского кредитования;
Исследовать современное состояние потребительского кредитования;
Определить основные проблемы потребительского кредитования;
Предложить мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов.
Введение……………………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретическое основы организации потребительского кредитования
1.1.Понятие и особенности потребительского кредитования…………………………….6
1.2.Оценка кредитоспособности и платёжеспособности при потребительском кредитовании………………………………………………………………………………..15
1.3.Тенденции развития потребительского кредитования……………………………….22
1.4.Мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании………….26
Глава 2. Потребительское кредитование в коммерческих банках на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»
2.1.Исследование современного состояния потребительского кредитования………....38
2.2.Анализ деятельности коммерческих банков на рынке потребительского кредитования……………………………………………………………………………………43
2.3.Организация потребительского кредитования на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………………... 52
2.4. Анализ портфеля потребительских кредитов в ОАО КБ «Восточный»…………..64
Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1.Проблемы правового обеспечения потребительского кредитования……………72
3.2.Мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов………………77
3.3. Модель работы на рынке потребительского кредитования банка на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………79
Заключение………………………………………………………………………89
Список литературы……………………
В-третьих,
изменилась мотивация клиентов, оформляющих
потребительский кредит. Раньше одолженные
средства использовались исключительно
напрямую, то есть на неотложные нужды.
Теперь заемщиками гораздо чаще стала
рассматриваться возможность
В-четвертых, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки и малые игроки. Из-за высокого роста просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые основные банки. Таким образом, выбор у потенциального клиента сегодня тоже несколько сократился, что добавило негативного влияния на результаты потребкредитования в 2008 году. Успешное развитие российского банковского сектора во многом было обусловлено дешевыми западными ресурсами, а также притоком ликвидности от экспорта сырья. Сейчас основная тенденция на рынке банковской розницы – сокращение объемов кредитования. Главной причиной этому стал рост стоимости фондирования.
Основным
итогом 2008 года является замедление развития
потребительского кредитования, что
обусловлено неблагоприятной
В условиях активного развития рынка потребительского кредитования и роста уровня невозвратов банки сталкиваются с необходимостью совершенствования механизмов управления рисками. При этом зачастую даже у крупных кредитных учреждений такие механизмы отсутствуют. В западных странах управление рисками стало неотъемлемой частью банковского бизнеса. Управление кредитными рисками не только отражается на уровне просроченной задолженности, но и напрямую влияет на конкурентное предложение. Тем не менее, во многих банках до сих пор процессы принятия решений по кредитам осуществляются либо вручную, либо децентрализовано.
Управление риском включает следующие этапы: идентификацию риска, оценку риска, выбор стратегии риска (принятие решения о принятии риска, отказе от действий, связанных с риском или снижения степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.
В широком
смысле, управление риском, помимо управления
собственно риском, включает управление
деятельностью сотрудников
Управление
кредитным риском является основным
содержанием работы банка в процессе
осуществления кредитных
В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 2.
Таблица 2. - Факторы кредитного риска
Вид кредитного риска |
Внутренние факторы кредитного риска |
Внешние факторы кредитного риска |
риск индивидуального заемщика |
ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении кредитных операций |
отказ заемщика выполнить обязательства по кредиту вследствие недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения) |
злоупотребления персонала |
||
методологические ошибки, содержащиеся в должностных инструкциях |
||
риск портфеля |
достижение значения показателя эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств |
Таким образом,
в рамках кредитного процесса управлению
подлежат следующие виды объектов:
кредитный риск конкретного заемщика,
обусловленный внешними факторами,
кредитный риск конкретного заемщика,
обусловленный внутренними
Содержание
кредитного процесса банка составляет
деятельность, присущая процессу непосредственного
осуществления кредитных
Управление
кредитным риском банка, входящее в
качестве составляющего элемента кредитной
деятельности банка в каждую из описанных
областей кредитного процесса, имеет
свои особенности. Разделение труда, необходимое
для повышения его
Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на рисунке 3.
Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных обязанностей группой сотрудников кредитного подразделения, представителя которой мы условно обозначаем «кредитный инспектор». Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена.
Рисунок 3. Информационное поле процесса управления кредитным риском
Кредитный
инспектор получает от заемщика информацию
о параметрах предполагаемой кредитной
сделки, данные необходимые для оценки
кредитного риска данного заемщика,
данные мониторинга финансового
состояния и показателей
Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: выявление факторов кредитного риска; оценка степени кредитного риска; выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска); выбор способов снижения риска; контроль изменения степени кредитного риска.
Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена на рисунке 4.
Рисунок 4.Последовательность этапов процесса управления кредитным риском
Таким образом, для снижения риска необходимо пользоваться рядом стратегий.
Первая. Управление рисками ведется сверху вниз и исходит от людей, которые обладают полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка.
Вторая. Правление и исполнительное руководство признает существование широкого ряда типов риска и обеспечивает такое положение, при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.
Третья. Отделы обеспечения и контроля - внутренний аудит, юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.
Четвертая. Цели и принципы управления рисками должны быть основной, ведущей силой общей стратегии деятельности банка, их необходимо внедрять через вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.
Информация
по рыночным, кредитным рискам и
риску ликвидности, поступает в
аналитический отдел из каждой отдельно
взятой организационной единицы
и агрегируется по типу риска. Общая
картина масштабов и
После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной стороны, Информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать Центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.
Крупнейшие российские банки не в последнюю очередь обязаны своими успехами тому, что ими вовремя были приняты меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым стандартам неизбежно заставит их и далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.