Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы - на основе обобщения теории и практики организации потребительского кредитования выработать пути их развития.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Обобщить теорию по основам организации потребительского кредитования;
Рассмотреть мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании;
Выявить характер деятельности коммерческих банков на региональном рынке потребительского кредитования;
Исследовать современное состояние потребительского кредитования;
Определить основные проблемы потребительского кредитования;
Предложить мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретическое основы организации потребительского кредитования
1.1.Понятие и особенности потребительского кредитования…………………………….6
1.2.Оценка кредитоспособности и платёжеспособности при потребительском кредитовании………………………………………………………………………………..15
1.3.Тенденции развития потребительского кредитования……………………………….22
1.4.Мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании………….26
Глава 2. Потребительское кредитование в коммерческих банках на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»
2.1.Исследование современного состояния потребительского кредитования………....38
2.2.Анализ деятельности коммерческих банков на рынке потребительского кредитования……………………………………………………………………………………43
2.3.Организация потребительского кредитования на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………………... 52
2.4. Анализ портфеля потребительских кредитов в ОАО КБ «Восточный»…………..64
Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1.Проблемы правового обеспечения потребительского кредитования……………72
3.2.Мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов………………77
3.3. Модель работы на рынке потребительского кредитования банка на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………79
Заключение………………………………………………………………………89
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Диплом с испр.целью и задачами.docx

— 415.53 Кб (Скачать файл)

В  этой  связи  весьма  актуальными  могут  оказаться  совместные  программы  банков  и  торговых  сетей.

Так, например, величина дисконта, предоставляемого по кредитной карте того или иного  банка, а также количество  торговых  сетей,  дающих  скидки  по  банковским  картам,  могут  дать  существенное  преимущество банку, выпустившему такую  карту. 

Развитие  розничных услуг является одной  из основных причин географической экспансии  банков, осуществляемой  за  счет  открытия  представительств  и  филиалов,  поглощения  действующих  банков (яркий пример -  приобретение  РОСБАНКом  сети  ОВК)  и  расширения  сети  продвижения  услуг  в  тех  регионах,  где банки  действуют  достаточно  давно (например,  создание  сети  Альфа-банк  Экспресс).  Розница  активно подталкивает банки совершенствовать технологическую базу, расширять продуктовый ряд, повышать качество управления и культуру продаж.

Однако  развитие  розничных  операций  таит  для  банков  определенную  угрозу.  С  одной  стороны, средства  населения -  один  из  наиболее  дорогих,  учитывая  затраты  на  развитие  инфраструктуры  и процентные ставки по вкладам, и наименее надежных, принимая во внимание закрепленное ГК РФ право на досрочное изъятие  депозитов, ресурсов для банковской системы. Чтобы поддерживать определенный уровень рентабельности,  банки,  активно  занимающиеся  привлечением  средств  у  населения,  должны  увеличивать объем  рискованных  вложений.  С  другой  стороны,  ограниченность  доходов  большинства  населения, фактическое  отсутствие  институтов,  накапливающих  и  распространяющих  сведения  о  заемщиках,  слабое развитие  технологической  базы  банков  делают  проблематичной  опору  на  кредитование  населения  как средство  развития  доходной  базы.  Точнее,  данные  операции  достаточно  доходны,  но  сопряжены  с  очень высокими рисками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2.Анализ деятельности коммерческих  банков на рынке потребительского  кредитования

    

Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором было выдано кредитов на сумму 1,3 трлн. руб. ($45,8 млрд.). В течение I полугодия 2009г. в реальный сектор экономики было направлено 350,2 млрд. руб. ($11,4 млрд.) кредитных ресурсов. Итого, объем предоставленных кредитов за I полугодие прошлого года вырос в долларовом выражении на 15,3% по отношению к началу года. В I полугодии 2008г. объем кредитования реального сектора экономики составил 266,1 млрд. руб. ($11,2 млрд.), рост составил 22% (см. Рисунок 6).

Рисунок 6. Динамика кредитования российскими банками реального сектора экономики (Источник: ЦБ РФ)

Рублевые кредиты реальному  сектору в I полугодии прошлого года росли существенно быстрее валютных. Так, прирост первых составил 21,4%, а  валютных – всего 7,8%. В результате, доля рублевых кредитов в общем объеме кредитов нефинансовым предприятиям и организациям практически не выросла до 73,4% (на 1 января 2009 г. – 69,7%, а на 1 июля 2008г. – 67,6%).

В отношении к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования в 2008 г. несколько меньше, но, тем не менее, довольно существенны. Так, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков России выросла до 5,2% на 1 декабря 2008 г., а доля во всем объеме кредитования банковским сектором практически до 10%.

Доля кредитов, предоставленных физическим лицам в рублях, практически не изменилась и составила на конец 2009 г. 82% (81,5% – на конец 2008 г.).

Региональная структура потребительского кредитования, как и кредитование реального сектора, характеризуется крайней неравномерностью (см. рис. 7). Так, более 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ. Причем из них 97% приходится на Санкт Петербург. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%).

Рисунок 7. Региональная структура потребительского кредитования в России на конец 2009 года, %

 

Очевидно, что, несмотря на высокие темпы роста розничного кредитования в России, потенциал данного сегмента остается огромным. Кроме того, наблюдаются активные процессы усиления конкуренции в данной области, что создает дополнительный импульс для развития. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

Однако у банков может возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки, но в ближайшем будущем по мере усиления конкуренции в секторе, особенно с активизацией прихода иностранных банков, ставки будут снижаться. Соответственно риски у российских банков будут расти, так как они пока еще не достаточно финансово устойчивы и при существенном невозврате кредитов их стабильное положение может пошатнуться.

Решить данные проблемы призвана система кредитных бюро. Напомним, что институт кредитных историй (кредитные бюро) создается для более точной оценки потенциальных заемщиков. Эти учреждения ведут картотеку, содержащую информацию о прошлых кредитных операциях заемщиков, основываясь на сведениях, предоставляемых кредитными организациями, а также собственных источниках. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, получают доступ к этой информации. Таким образом, кредитные организации получают возможность гораздо более точного прогнозирования и составления наименее рисковых кредитных портфелей, а добросовестные заемщики получают доступ к более дешевым кредитным ресурсам за счет более эффективной, быстрой и менее дорогостоящей процедуры оценки связанного с ним риска. Кроме того, стимулируется повышение дисциплины возврата кредитных средств. Таким образом, создание действенного института кредитных историй является необходимой мерой для дальнейшего цивилизованного и эффективного развития банковского кредитования в стране.

Можно сказать, что банки последовательно  и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими  средства в реальный сектор экономики. Однако, данное становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к  которым относятся: во-первых, недостаточная  капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес  активов с аналогичными сроками  приближается к 35%. Такая несоразмерность  усиливает риски кредитования и  потери ликвидности); в-третьих, высокий  уровень кредитного риска.

Для расширения объемов  кредитования реального сектора  экономики необходимо решить проблему существенных кредитных рисков. Качество кредитов после продолжительного периода  улучшения, начавшегося в середине 1999г., стабилизировалось на беспрецедентно высоком уровне. Доля сомнительной задолженности в кредитном портфеле банков находится на уровне 5,4%, что  почти в 2 раза ниже, чем в докризисный  период.

В то же время о величине кредитных рисков можно судить по таким экономическим индикаторам, как объем просроченной ссудной  задолженности (в 2008г. он составлял 31 736 млн руб.), средний процент невозврата кредитов (в 2007г. он был равен 6%). Высокие кредитные риски сдерживают предложение кредитов со стороны банков.

Необходимо также отметить ряд факторов, в силу которых многие банки продолжают довольно высоко оценивать  риски кредитования. Прежде всего, следует  разграничить кредитные риски, вызванные  деятельностью предприятий-заемщиков, и кредитные риски, возникающие  в работе коммерческих банков.

Большинство физических лиц на протяжении последних лет испытывают тяжелые финансовые затруднения, и убытки от результатов их деятельности практически не снижаются. Недостаточная платежеспособность – фактор, определяющий высокий уровень рисков при кредитовании таких предприятий. Кроме того, налоговое бремя зачастую заставляет предприятия вести «двойную» бухгалтерию, что не позволяет банку правильно как оценить его финансовое положение, так и рассчитать уровень кредитного риска.

Еще один значительный фактор кредитного риска – это отсутствие у заемщиков кредитной истории.

Следует отметить, что  многие предприятия-заемщики еще не возвращали реально взятые кредиты, т.к. либо срок погашения многих кредитов еще не наступил, либо они пролонгированы.

В настоящее время можно констатировать, что ужесточение конкуренции  на кредитном рынке приводит к  снижению некоторыми банками своих  требований к заемщику. Это не дает возможности оценить реальные риски  сегодня. По оценкам специалистов, от 20 до 60% кредитов могут стать «плохими».

Большую роль играет методическая и нормативная база организации  кредитного процесса. Ситуация такова, что каждый коммерческий банк, исходя из своего опыта, вырабатывает подходы  и систему кредитования. И это  несмотря на то, что хотя есть непреложные  общие организационные основы, отражающие международный и отечественный  опыт, которые помогли бы банкам существенно упорядочить кредитные отношения с клиентом и улучшить возвратность ссуд.

В настоящее время большинство  коммерческих банков ограничиваются наличием кредитного отдела, деятельность которого сводится к заключению и исполнению кредитных договоров. Задачи же стратегического  планирования, методического и инструктивного обеспечения, анализа и контроля за выполнением условий кредитной  сделки не решаются. В результате уровень  организации кредитной работы во многих банках крайне низок, что усиливает  их кредитные риски.

Не налажено достойным  образом качественное информационно-аналитическое  обеспечение, что препятствует повышению  эффективности процесса кредитования в банках. Никакая самая совершенная  методика анализа заемщика или оценка риска не даст надежных результатов, если исходная информация недостаточно полная или ненадежная. Существует большое количество источников информации: сам претендент, проект, финансовая отчетность, кредитные информационные агентства, конкуренты, работники, банковская история, публичная информация, оценщики, страховой агент клиента. Но сотрудничество в области накопления базы данных по неплатежеспособным или не выполняющим  своих обязательств клиентам не налажено.

Здесь следует упомянуть о создании в нашей стране Бюро кредитных  историй, которые призваны аккумулировать и хранить у себя всю необходимую  информацию о заемщиках кредитных  средств. Бесспорно, этот вопрос назрел уже давно и Госдумой был принят Федеральный закон «О кредитных  историях», который вступил в силу с 01.06.2005г. Но все же много моментов в нем учтены не были. Приведу некоторые из них, на мой взгляд, играющие существенную роль при осуществлении процесса кредитования. Например, статья 4, п. 9 предполагает хранение в основной части кредитной истории некоторого индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, рассчитанного на основании методик, утвержденных соответствующим кредитным бюро. Но данных, которые должны храниться в соответствии с ФЗ в кредитном бюро не достаточно для построения такого рейтинга. Так же не указывается, может ли кредитное бюро накапливать иную, не оговоренную в ФЗ, информацию по клиентам, которая позволила бы создать базу для построения различных аналитических решений, предоставляющих пользователю кредитной истории возможность реального сокращения времени рассмотрения кредитной заявки. Существует и материальная заинтересованность сторон – в законе не оговариваются даже приблизительные условия обмена информацией между источником формирования информации (банком) и самим бюро, а так же каким образом будет поощряться банк, предоставивший кредитную историю. Еще один очень важный момент – закон ориентирован на кредитный договор, но речи о договорах поручительства или залога не идет, а отсутствие у кредитора информации о существовании подобных обязательств заемщика повышает риск кредитной сделки. Так же закон не требует от кредитного бюро накопления информации по договорам гарантий.

Анализ современной  российской практики кредитования клиентов показал, что наилучший способ оценки кредитоспособности можно определить только исходя из специфических условий  каждой сделки. Очевидно, что единой унифицированной методики анализа  кредитоспособности клиентов не может  быть из-за различных региональных условий, кредитной политики банков, их приоритетов и ограничений, демографических  особенностей региона, уровня конкуренции  и других факторов.

Зачастую кредитные  работники уделяют слишком много  внимания анализу обеспечения кредитных  сделок. Однако решение о выдаче ссуды должно базироваться не только исходя из привлекательности обеспечения, а на анализе сути финансируемого мероприятия. Вопрос об обеспечении должен решаться уже после того, как кредитная сделка признана приемлемой с точки зрения риска и возврата средств в результате осуществления кредитного проекта.

Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»