Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы - на основе обобщения теории и практики организации потребительского кредитования выработать пути их развития.
Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:
Обобщить теорию по основам организации потребительского кредитования;
Рассмотреть мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании;
Выявить характер деятельности коммерческих банков на региональном рынке потребительского кредитования;
Исследовать современное состояние потребительского кредитования;
Определить основные проблемы потребительского кредитования;
Предложить мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Теоретическое основы организации потребительского кредитования
1.1.Понятие и особенности потребительского кредитования…………………………….6
1.2.Оценка кредитоспособности и платёжеспособности при потребительском кредитовании………………………………………………………………………………..15
1.3.Тенденции развития потребительского кредитования……………………………….22
1.4.Мероприятия по снижению рисков при потребительском кредитовании………….26
Глава 2. Потребительское кредитование в коммерческих банках на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»
2.1.Исследование современного состояния потребительского кредитования………....38
2.2.Анализ деятельности коммерческих банков на рынке потребительского кредитования……………………………………………………………………………………43
2.3.Организация потребительского кредитования на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………………... 52
2.4. Анализ портфеля потребительских кредитов в ОАО КБ «Восточный»…………..64
Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1.Проблемы правового обеспечения потребительского кредитования……………72
3.2.Мероприятия по совершенствованию потребительских кредитов………………77
3.3. Модель работы на рынке потребительского кредитования банка на примере ОАО КБ «Восточный»…………………………………………………………………………79
Заключение………………………………………………………………………89
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Диплом с испр.целью и задачами.docx

— 415.53 Кб (Скачать файл)

Риск кредитных вложений в реальный сектор увеличивается  за счет сложной и непредсказуемой  процедуры судебного разбирательства  в случае неисполнения заемщиком  своих обязательств по кредитному договору. Как показывает российская практика, решение суда первой инстанции, как  правило, оспаривается одной из сторон (в значительном большинстве случаев  – банком) в суде более высокого уровня и так до Высшего арбитражного суда. В результате рассмотрение дела затягивается более чем на год, в  течение которого банк вынужден каким-то образом возмещать потерю ликвидности  из-за невозврата кредита. Поэтому банки  стараются иметь дело преимущественно  с теми предприятиями, с которыми они как-то институционально связаны. Кредитование предприятия, входящего  в структуру того же финансово-промышленного  объединения, в отличие от прочих видов кредитов является почти безрисковым.

Еще следует отметить, что фактическое отсутствие практики применения Уголовного кодекса РФ в  части экономических преступлений, а также отсутствие механизмов розыска  должника по Закону об исполнительном производстве заставляют банки придерживаться консервативной политики в области  кредитования, значительно снижают  потенциал развития кредитных операций в России. Кроме того, фактически отсутствует и правовой механизм выявления заведомо фиктивных кредитов. Однако даже если будет доказано, что  и кредитор, и заемщик изначально были осведомлены о последующем  невозврате кредита, ни для одного из участников такой фиктивной сделки действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности.

Все вышеперечисленные  проблемы существенно ухудшают возможности  кредитования реального сектора  экономики. Банкиры вполне обоснованно  считают, что первоклассных заемщиков  в стране пока немного, а в работе с остальными они вынуждены учитывать  риски, повышая стоимость денег  и сужая в итоге поле кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Организация потребительского  кредитования на примере ОАО  КБ «Восточный»

    

Восточный экспресс банк – современный, динамично  развивающийся финансовый институт. История развития тесно связана  и историей Амурской области, где  банк не только получил лицензию на осуществление деятельности, но и  активно способствует развитию региона.

Банк  был учреждён в 1991 году в целях  развития внешнеэкономических связей предприятий и организаций, расположенных  на территории Дальневосточного региона. В 1998 году акции банка были куплены  частными лицами, и он стал банком администрации  города Благовещенска. В 2001 году банк вошёл  в банковский альянс с УРСА банком.

В соответствии с концепцией развития внешнеэкономических  связей предприятий и организаций, расположенных на территории Дальневосточного региона, в 2003 году Восточный экспресс банк открывает взаимные корреспондентские  счета в рублях и юанях с  «Bank of China» (г.Хэйхэ) в рамках «Соглашения  между Банком России и Народным Банком Китая». Таким образом, Восточный  стал первым участником эксперимента по расчётам в национальных валютах  РФ и КНР, что успешно осуществляется и в настоящее время.

Нестандартность подхода, инновации и современные  технологии позволили Восточному экспресс банку по итогам 2006 года стать самым  эффективным банком страны по использованию  капитала.

В начале 2007 года банк получил статус «крупнейшего налогоплательщика», а 9 февраля 2007 года – первый международный рейтинг.

Гибкость  администрирования, постоянная работа над качеством услуг и банковских продуктов, использование современной  техники и технологий позволили  банку в короткие сроки добиться высоких результатов деятельности. По итогам 2008 года Восточный экспресс банк входит в TOP 80 крупнейших банков России, в том числе по основным показателям деятельности, TOP 30 по потребительским кредитам и объёму депозитного портфеля частных лиц. Банк занимает лидирующие позиции среди банков дальневосточного региона и стремиться к высокому статусу на Европейской части России.

Активное  развитие  направления сберегательных услуг Банк начал с 2006 года. Предлагая  конкурентоспособные вкладные продукты в  2008 году, несмотря на общую нестабильность банковского рынка и снижение объема вкладов населения во многих банках, «Восточный - экспресс банк»  сумел нарастить долю рынка и  достичь 0,3% рынка сберегательных услуг  страны.

В 2009 году Банк успешно завершил процедуру  объединения с ОАО «Эталонбанк» (июнь) и ЗАО КБ «Движение» (октябрь) путём присоединения к Восточному экспресс банку. Присоединение Эталонбанка  и банка «Движение» стало частью общей стратегии Восточного экспресс банка по созданию крупного частного банка федерального уровня.Банки  дополняют друг друга с точки  зрения структуры бизнеса и территории присутствия.

По основным финансовым показателям объединённый банк вошёл в TOP 70 крупнейших банков России – его капитал превысил более 7,5 млрд руб., а совокупные активы – более 45 млрд руб.

Восточный экспресс банк после объединения  располагает обширной пассивной  базой частных и корпоративных  клиентов, а также сбалансированным кредитным портфелем. По размеру  сети (более 300 точек в 130 крупных  городах России) он уверенно входит в число десяти крупнейших в России. Диверсифицированный, высокоэффективный  банк с чёткой системой управления получил более широкие возможности  для своего дальнейшего развития и реализации стратегических планов.

Основной  бизнес Банка сконцентрирован на оказании экспресс услуг для частных клиентов, а именно сосредоточен в следующих областях рынка:

- кредитные  операции с юридическими и  физическими лицами;

- операции  на финансовых рынках, в т.ч.  ценные бумаги и межбанковское  кредитование;

- операции  с иностранной валютой; 

- расчетно-кассовое  обслуживание, в т.ч. обслуживание  с использованием пластиковых  карт системы безналичных платежей  «Золотая Корона», «Visa», «Master Card».

- операции  по привлечению депозитов физических  лиц; 

- операции  по привлечению депозитов юридических  лиц; 

- операции  по межбанковскому кредитованию.

Региональные  филиалы предоставляют своим  клиентам весь спектр услуг, оказываемых  головным офисом.

Банк  предлагает своим клиентам следующие  виды кредитных продуктов:

- экспресс  кредитование;

- потребительское  кредитование;

- автокредитование;

- овердрафт;

- кредитование  субъектов малого бизнеса; 

- ипотечное  кредитование;

- кредитные  карты.

В настоящее  время около 90% фондирования розничных кредитных операций обеспечивается исключительно за счет собственных ресурсов. С целью диверсификации пассивов, Банк давно и успешно использует такой эффективный финансовый инструмент, как продажа потребительских ссуд. Основными партнерами являются ОАО «УРСА-Банк» и ОАО «Эталонбанк». Объем сделок в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 1,5 раза и составил порядка 12 млрд. руб., при этом ОАО КБ «Восточный» остается обслуживающим банком по проданным кредитам.

Масштабное изменение стратегии  в еще 2005 году и последовавшие  за этим события повлияли на укрепление позиции и повышение значимости Открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» в банковском сегменте страны. В 2008 году продолжил активное развитие, что позволило ему удерживать ведущие позиции на конкурентном рынке потребительского кредитования Дальневосточного федерального округа и постепенно укреплять свои позиции на Западе страны.

Важным  условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала Банка, улучшение  его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых  банками рисков. Ключевыми показателями деятельности Банка так же являются рост прибыли Банка и валюты баланса: за 2008г. валюта баланса Банка возросла  в 1,4 раза по сравнению с 2007г., собственный  капитал - почти в 3 раза до 6 645 млн.р., чистая прибыль за 2008 год составила 1 083 млн.р.

 Высокие  темпы роста всех показателей  деятельности банка явились подтверждением  серьезных рыночных позиций Открытого  акционерного общества «Восточный  экспресс банк» в банковской  системе России.

Для наиболее полного предоставления качественных услуг ОАО КБ «Восточный» в  2008 г. продолжил развитие сети филиалов и отделений на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, а так же продолжил своё динамичное продвижение на Запад России. В течение года произошло значительное расширение региональной сети. В дополнение к функционирующим филиалам появились новые дополнительные и операционные офисы в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, были зарегистрированы первые операционные офисы в Приволжском федеральном округе. Таким образом, территория деятельности Банка расширяется за счёт открываемых офисов Банка как на уже освоенной, так и на новых территориях. Появляется возможность значительно нарастить банковский бизнес, увеличить объём полученной прибыли,  обеспечить своевременное и качественное обслуживание частных лиц Дальнего Востока, Сибири, Центральной и Западной части России.

 

 По состоянию на 2009 год основными видами доходов банка являлись:

    • Проценты по кредитам – 55%,
    • Доходы от операций с иностранной валютой – 13%,
    • Доходы от расчетно-кассового обслуживания клиентуры – 12%,
    • Доходы по операциям с ценными бумагами  -8%,
    • Прочие доходы – 12%.

Рис. 8. Структура доходов банка в 2009 году.

 

    Структура  основных видов расходов банка  представлена как (рисунок   9):

    • Проценты, уплаченные за привлеченные ресурсы –45%,
    • Расходы на содержание банка – 34%,
    • Комиссии по операциям с иностранной валютой –7%,
    • Проценты по операциям  с ценными бумагами – 4%,
    • Прочие расходы – 10%.

Рис. 9. Структура расходов банка в 2009 году

  Открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк» обладает солидным опытом работы с розничной клиентурой и разветвленной региональной сетью, предоставляющей разнообразные услуги населению и малому бизнесу. Банк, один из лидеров рынка розничных услуг, продолжит расширять свою продуктовую линейку, предлагая новые услуги, выгодные условия, квалифицированный сервис.

Планам Банка предусмотрено дальнейшее развитие программ розничного кредитования.

В части  привлечения средств населения  Банк будет руководствоваться следующими принципами:

• формирование вкладного ряда с учетом максимального охвата целевых групп вкладчиков, регулярный мониторинг потребностей вкладчиков, выявление новых целевых групп;

• установление процентных ставок по вкладам на достаточно привлекательном уровне по сравнению с конкурентами, регулярный мониторинг изменения ставок по рынку;

• стимулирование вкладчиков к размещению средств на более длительные сроки;

• анализ сезонных колебаний темпов прироста привлеченных средств населения, проведение специальных сезонных акций по вкладам;

• приближение точек обслуживания к потенциальным вкладчикам за счет построения разветвленной сети подразделений банка;

• проведение мероприятий по привлечению во вклады средств от клиентов, обслуживающихся в банке, но не являющихся вкладчиками, расширение спектра сопутствующих услуг – денежные переводы, различные виды платежей и др., обеспечивающих первичное привлечение клиентов;

• регулярное проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала фронт-офиса и качества обслуживания вкладчиков.

Поскольку Банк специализируется на рынке розничного кредитования, основным риском, с которым  сталкивается Банк, является кредитный  риск.

В силу розничной  специализации Банка основная концентрация рисков приходится на категорию заемщиков  – физических лиц. Доля портфеля потребительских кредитов в чистых активах Банка составляет более 77%. При этом доходы банка не менее чем на 51% зависят от процентных и непроцентных доходов от кредитования физических лиц.

Для минимизации  концентрации кредитного риска Банк диверсифицирует кредитный портфель выдачей ссуд заемщикам, занятых  в различных сферах экономики. Распределение  заемщиков – физических лиц по отраслям экономики представлено на диаграмме.

На сегодняшний  день Банк осуществляет свою деятельность в 30 регионах России, поэтому розничный  кредитный портфель Банка также  географически диверсифицирован.

         Внутренняя структура подразделений  Банка  ориентирована на быстрое  и качественное обслуживание  клиентов в зависимости от  потребности в проведении операций (рисунок 10).


 

 

Рис. 10. Взаимосвязь внутренней структуры банка с выполняемыми операциями.

Информация о работе Организация потребительского кредитования на примере Санкт-Петербургского ОАО КБ «Восточный»