Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73
- расходы по социальному страхованию;
- валютный контроль и ограничения экспорта капитала;
- контроль над доходами, ценами и потребительским кредитом;
- лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;
- национализация отдельных отраслей и объектов, находящихся в зоне;
- проведение НИОКР в государственных центрах;
- налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов зоны;
- введение импортных депозитов;
- госкредиты;
- регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита.
Одна из важнейших задач, подтверждающих необходимость и значение государственного регулирования СЭЗ, — привлечение капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в зоны типичен. Большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с зоной, что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой — оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Из-за недоверия зарубежных партнеров российским банкам возникает необходимость открытия в зонах представительств национальных банков государств, инвесторы которых активно действуют в созданной СЭЗ.
Создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный потенциал, развитие инфраструктуры. В этих условиях государственное регулирование весьма важно для координации отечественной и международной практики зонирования.
Сложившаяся в России ситуация требует выработки как общих для всех типов зон подходов, так и индивидуальных, учитывающих уникальность каждой российской СЭЗ, подходов в области государственного регулирования зонирования, исходя из конкретных задач развития национальной хозяйственной системы страны17.
В итоге можно сделать вывод, что свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. Цели создания СЭЗ у разных государств различны: одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей; в других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства.
Но в любом случае свободные экономические зоны во всем своем многообразии смогут помочь государству достичь необходимых целей и удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора.
Объективная необходимость государственного регулирования свободных экономических зон обусловлена тем, что СЭЗ — это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач.
Поэтому, как правило, государство для каждой отдельной СЭЗ составляет особую систему льгот, которая является важнейшим стимулятором для ее развития, привлечения инвесторов и в дальнейшем будет способствовать более глубокому включению национального рынка в мировую систему хозяйства, использованию новейших зарубежных технологий.
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ
2.1 История развития СЭЗ в России
Мировой
опыт успешного функционирования свободных
экономических зон в середине 80-х годов
привлек пристальное внимание российских
реформаторов, в результате чего была
поставлена задача за 2-3 года создать широкую
сеть такого рода зон. Предполагалось
создание в различных регионах СССР до
50 свободных зон. По представлениям российских
предпринимателей экономическая зона
должна выглядеть как "заповедник нормального
рынка в ненормальной стране".
Первые
попытки по пропаганде и созданию свободных
экономических зон были предприняты в
середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась
идея создания СЭЗ "Находка". К концу
80-х годов появилась государственная концепция
развития свободных экономических зон
на территории СССР.
По форме
СЭЗ должны были представлять зоны свободного
предпринимательства, компактно расположенные
в районах с развитым научно-техническим
потенциалом. Важной их задачей было привлекать
иностранный капитал и технологии. Правительством
СССР в декабре 1989 г. было принято постановление
о создании свободных экономических зон
в городах Находка и Выборг. Через полгода
краткие положения общего характера в
отношении свободных экономических зон
были изложены в "Основах законодательства
об иностранных инвестициях в СССР".
В середине
1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение
о создании 13 свободных экономических
зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР
утверждал отдельное положение, закрепляющее
ее хозяйственно-правовой статус. Но, к
сожалению, это решение носило не столько
экономический, сколько политический
характер.
Процесс
образования свободных
- отсутствием
четкого понимания реальных
- огромностью
отводимых территорий для СЭЗ: на долю
формально созданных "свободных зон"
приходилось более одной трети территории
России;
- массовой
раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием
их интересов в Правительстве РФ;
- стремлением
местных властей к
Принятый
в июле 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях
в РСФСР", в котором целая глава была
посвящена свободным экономическим зонам,
заметно упорядочил процесс их образования.
По этому закону свободные экономические
зоны создаются с целью привлечения иностранного
капитала, передовой зарубежной техники,
технологии и управленческого опыта, развития
экспортного потенциала.
В свободных
экономических зонах
Коренные
экономические реформы, начатые
в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной
жизни в стране заметно изменили
отношение российского
В сентябре 1993 г. вышел указ президента РФ ''О совершенствовании работы с иностранными инвестициями'', в соответствии с которым привлечение иностранных инвестиций рассматривался как фактор развития зон равнозначный привлечению российских капиталов.
Также в Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство. Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий.
В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.
Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне.
В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономических зонах", который не был утвержден Президентом РФ. К концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенциал этой идеи пока не получил своего полноценного раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспективности. К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка"18.
Отмечая факты успешной работы некоторых свободных экономических зон России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. В РФ процесс создания СЭЗ отличали большие амбиции избыточная политизация. Кажущаяся простота реализации проекта и быстрые ощутимые выгоды сделали идею настолько популярной в конце 80-х, в начале 90-х гг., что чуть ли не треть территории России оказалась объявлена как СЭЗ.
В конце
2001-начале 2002 гг., когда российское руководство
приняло курс на широкое открытие
экономики в целях ее стабилизации,
выборочная либерализация
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные органы власти весной 2002г.), способствовали выходу в июне 2002 г. указа Президента РФ от 4.06.2002 г, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
Тем не менее,
к началу 2003г. в правительстве
возобладала линия на ликвидацию
"суперзон". Подготовленный проект
Закона РФ "О свободных экономических
зонах" предусматривал формирование
преимущественно микрозон двух разновидностей
- свободных таможенных зон и зон
экспортного производства. В основу
отбора зональных территорий был
положен принцип сочетания их
выгодного географического
На фактическое
закрытие ранее созданных зон
были направлены решения, принятые в
июне 2003г.: законодательное урезание
предоставленных зонам
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства. В результате, к осени 2004 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
- урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
- усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу".
Сегодня,
когда страна ищет пути дальнейшего
улучшения экономической
2.2 Процедура создания и
Решение
о создании особой экономической
зоны на территориях субъекта Российской
Федерации и муниципального образования
принимается Правительством Российской
Федерации и оформляется постан