Особые экономические зоны в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Файлы: 1 файл

Курсачила.docx

— 142.04 Кб (Скачать файл)

- расходы по социальному страхованию;

- валютный контроль и ограничения экспорта капитала;

- контроль над доходами, ценами и потребительским кредитом;

- лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;

- национализация отдельных отраслей и объектов, находящихся в зоне;

- проведение НИОКР в государственных центрах;

- налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов зоны;

- введение импортных депозитов;

- госкредиты;

- регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита.

Одна  из важнейших задач, подтверждающих необходимость и значение государственного регулирования СЭЗ, — привлечение капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в зоны типичен. Большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с зоной, что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой — оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Из-за недоверия зарубежных партнеров российским банкам возникает необходимость открытия в зонах представительств национальных банков государств, инвесторы которых активно действуют в созданной СЭЗ.

Создание  СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено  с определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный потенциал, развитие инфраструктуры. В этих условиях государственное регулирование весьма важно для координации отечественной и международной практики зонирования.

Сложившаяся в России ситуация требует выработки  как общих для всех типов зон подходов, так и индивидуальных, учитывающих уникальность каждой российской СЭЗ, подходов в области государственного регулирования зонирования, исходя из конкретных задач развития национальной хозяйственной системы страны17.

 

 

В итоге можно сделать вывод, что свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. Цели создания СЭЗ у разных государств различны: одни государства пытаются решать с помощью СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей; в других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства.

Но в любом  случае свободные экономические зоны во всем своем многообразии смогут помочь государству достичь необходимых целей и удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора.

Объективная необходимость государственного регулирования свободных экономических зон обусловлена тем, что СЭЗ — это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач.

Поэтому, как  правило, государство для каждой отдельной СЭЗ составляет особую систему льгот, которая является важнейшим стимулятором для ее развития, привлечения инвесторов и в дальнейшем будет способствовать более глубокому включению национального рынка в мировую систему хозяйства, использованию новейших зарубежных технологий.

 

 

 

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РОССИИ

 

2.1 История развития СЭЗ в России

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 80-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 свободных зон. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормальной стране". 
          Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР. 
          По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР". 
          В середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус. Но, к сожалению, это решение носило не столько экономический, сколько политический характер.

Процесс образования свободных экономических  зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

- отсутствием  четкого понимания реальных целей  и задач СЭЗ; 
          - огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России; 
          - массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

- стремлением  местных властей к суверенитету  через создание СЭЗ. 
          Принятый в июле 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала.

В свободных  экономических зонах устанавливается  льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и  предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации  предприятий с иностранными инвестициями.

Коренные  экономические реформы, начатые  в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной  жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства  к проблеме организации свободных  экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и  внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И  хотя правительственные положения  о них никто не отменял, государственные  финансово-налоговые службы посчитали  их утратившими силу. Все это вызвало  беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических  зонах, а также заверения администрации  действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ  в стране явно стал ощущаться застой.

В сентябре 1993 г. вышел указ президента РФ ''О совершенствовании работы с иностранными инвестициями'', в соответствии с которым привлечение иностранных инвестиций рассматривался как фактор развития зон равнозначный привлечению российских капиталов.

Также в Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство. Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий.

В ноябре 1995 г. Государственной Думой был  принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской  области". Этот закон определил  правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской  области, учитывая ее специфическое  географическое положение, значение для  интересов Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию "налоговых  убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла  в третьем чтении Федеральный  закон "О свободных экономических  зонах", который не был утвержден  Президентом РФ. К концу 90-х годов  свободные экономические зоны в  России (зарегистрировано более 20 разного  рода СЭЗ) по-прежнему находились как  бы на полулегальном положении. Потенциал  этой идеи пока не получил своего полноценного раскрытия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспективности. К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Находка"18.

Отмечая факты успешной работы некоторых  свободных экономических зон  России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. В РФ процесс создания СЭЗ отличали большие амбиции избыточная политизация. Кажущаяся простота реализации проекта и быстрые ощутимые выгоды сделали идею настолько популярной в конце 80-х, в начале 90-х гг., что чуть ли не треть территории России оказалась объявлена как СЭЗ.

В конце 2001-начале 2002 гг., когда российское руководство  приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных  территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в  Российской Федерации нормативно-правовые акты по регулированию внешнеэкономической  деятельности не предусматривали должных  изъятий применительно к зональным  территориям. И хотя действовавшие  в зонах статусные положения  формально никто не отменял, налоговые  службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных  зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении  СЭЗ вызвала беспокойство иностранных  инвесторов, расценивших сложившуюся  ситуацию как принципиальный отход  правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей  зональных администраций (официальное  обращение в федеральные органы власти весной 2002г.), способствовали выходу в июне 2002 г. указа Президента РФ от 4.06.2002 г, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций  для иностранных предприятий  и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 2003г. в правительстве  возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических  зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон  экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был  положен принцип сочетания их выгодного географического положения  с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода  к масштабности зональных проектов.

На фактическое  закрытие ранее созданных зон  были направлены решения, принятые в  июне 2003г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "О таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых  преференций. И хотя иностранным  инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий  деятельности на три года вперед, над  зонами нависла атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной  зоны, в пределах национального экономического пространства. В результате, к осени 2004 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:

- урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

- усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу".

Сегодня, когда страна ищет пути дальнейшего  улучшения экономической ситуации, укрепления старых и налаживание  новых хозяйственных связей, как  с отечественными, так и с зарубежными  партнерами, проблема создания и функционирования СЭЗ остается актуальной. Существующий сейчас закон ''Об особых экономических зонах в Российской Федерации'' предусматривает создание ОЭЗ в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры19.

2.2 Процедура создания и требования  к СЭЗ в России

Решение о создании особой экономической  зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования  принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Особые экономические зоны в России