Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. В общем СЭЗ можно классифицировать по выполняемым функциям, степени интеграции в мировую и национальную экономику, системам предоставляемых льгот, по характеру собственности и по эволюции форм.
По функциям:
- зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества). К ним относятся:
- свободные порты;
- бондовые склады;
- зоны свободной торговли;
- свободные таможенные зоны;
- беспошлинные зоны;
- внешнеторговые зоны8.
- промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Бывают:
- импортные;
- импортозамещающие;
- экспортозамещающие;
- экспортные;
- экономического благоприятствования;
- предпринимательские;
- совместного предпринимательства;
- свободных производств.
- технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ:
- научно-промышленные парки;
- технополисы;
- технопарки;
- зоны
развития новы и высоких
- инновационные центры.
- туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
- сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками):
- финансовые центры;
- оффшорные зоны.
- комплексные зоны – зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии9.
По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:
- СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции);
- СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
По характеру собственности выделяют СЭЗ:
- государственные;
- частные;
- смешанные10.
По системам льгот:
- налоговые: налоговые «каникулы» - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС;
- таможенные (импорт) - частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье, ввозимых для использования внутри зоны;
- таможенные (экспорт) - частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;
- финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
- административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж11.
Можно сделать вывод, что свободные экономические зоны во всем своем многообразии могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается.
1.3 Виды льгот в СЭЗ
Как правило в СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлечения иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “каникулы”, ограничения на права собственности снимаются12.
Среди характерных черт СЭЗ основной является применение различных видов льгот и стимулов. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, достаточно индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. В настоящее время существуют четыре основные группы льгот:
- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам;
- административные, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии свободного предпринимательства.
-внешнеторговые, предусматривающие введение особого таможенно - тарифного режима – снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компоненты для организации производства; а также упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций13.
Также важно отметить, что система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.
Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Но все же, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны14.
Еще одной чертой СЭЗ можно назвать наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим создает благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, а также обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли15.
Безусловно
система льгот является важнейшим
стимулятором для развития СЭЗ, но также
для нормального
- политическая
стабильность в стране, создающая
общий благоприятный
- наличие
хорошо разработанной
- наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
- благоприятствующая природно-географическая среда;
-благоприятная экономическая конъюнктура16.
1.4 Государственное регулирование СЭЗ
Объективная необходимость государственного регулирования свободных экономических зон обусловлена тем, что СЭЗ — это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач; наличием ресурсов для достижения поставленных целей и задач, таких как: кадры, капитал, материалы, технологии и информация; зависимостью от внешней среды: экономических условий, потребителей, профсоюзов, законодательства, конкурентов, системы ценностей в обществе, техники, технологии; горизонтальным и вертикальным разделением труда.
Государственное регулирование СЭЗ — это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и се составляющих.
Объектами государственного регулирования зонирования являются непосредственно СЭЗ различных типов. А субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ — ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг).
Инструментами государственного регулирования СЭЗ являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика. Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.
Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном, государственном и внутризональном, то есть в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа. На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику.
На межгосударственном уровне — это определенные правила, которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.
На федеральном уровне — это выработка государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране.
Исходя из содержания государственного регулирования практики зонирования определяются и формулируются его цели и задачи. К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:
- выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в развитии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического развития;
- формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;
- адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении;
- обоснование и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в СЭЗ.
На внутризональном уровне государственное регулирование
сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны определенных условий, без которых невозможно ее нормальное функционирование:
- организация крупных акционерных обществ, располагающих большим капиталом и берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;
- создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы
формирование ее бюджета, контролировал бы использование бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;
- развитие специального залогового и страхового инвестиционного фонда, который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необходимых объемах;
- разграничение функций между руководством зоны и местными (региональными) органами власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;
- утверждение программ развития конкретных СЭЗ.
Для достижения целей и выполнения задач национальной политики зонирования применяется целый комплекс методов государственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь набор способов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. К таким методам относятся:
- государственные инвестиции в государственные предприятия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;
- государственные закупки и заказы на продукцию, производимую в зоне;