Особые экономические зоны в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73

Файлы: 1 файл

Курсачила.docx

— 142.04 Кб (Скачать файл)

Процедура создания особых экономических зон в России полностью описана во 2 главе Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Весь этот процесс можно описать в нескольких пунктах:

1 Министерство экономического развития РФ приказом объявляет конкурс о создании ОЭЗ;

  1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения;
  2. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Проводится оценка заявок, и конкурсной комиссией определяются победители;
  3. Принятие решения о создании ОЭЗ на конкретной территории, которое оформляется Постановлением Правительства РФ;
  4. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны;
  5. Заключение индивидуальных соглашений о ведении деятельности между резидентами ОЭЗ (инвесторами) и территориальным органом агентства (департамента).

Безусловно, создание любой особой экономической зоны происходит только если соблюдены все требования, предъявляемые  к ОЭЗ в России. Все эти требования также описаны в Федеральном  законе «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации». К ним относятся:

- ОЭЗ должны быть разрешены Правительством РФ (решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ, оформляется в виде постановления на основе конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ);

- срок существования ОЭЗ –  20 лет (продлению не подлежит, но может быть сокращен);

- промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 квадратных км.; технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4 квадратных км.; туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ; портовые особые экономические зоны создаются участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем 50 квадратных км. (увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации).

- в ОЭЗ,  за исключением туристско-рекреационной  особой экономической зоны, не  допускается размещение объектов  жилищного фонда;

- ОЭЗ, за исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности;

- ОЭЗ  не может находиться на территории  нескольких муниципальных образований  и не может занимать все  муниципальное образование;

- на территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка месторождений полезных  ископаемых, их добыча, за исключением  разработки месторождений минеральных  вод, лечебных грязей и других  природных лечебных ресурсов, их  добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок;

2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного  розлива минеральных вод, иного  использования природных лечебных  ресурсов, и переработка лома  цветных и черных металлов;

3) производство и переработка  подакцизных товаров (за исключением  легковых автомобилей и мотоциклов).

Стоит отметить, что в прошлом месяце Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Новый документ изменил некоторые требования к  ОЭЗ:

- ранее  промышленно-производственные экономические  зоны образовывались на участках  с общей границей, площадь которых  не превышала 20 кв. км., а согласно поправкам таких участков должно быть не более 3, а их площадь не может превышать 40 кв. км.

- согласно  закону утрачивает силу положение  о том, что заявки на создание  ОЭЗ одного типа отбираются  на конкурсной основе.

- особые  экономические зоны будут создаваться  на 9 лет (ранее такой срок предусматривался  только для портовых ОЭЗ).

Данный  Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, кроме отдельных положений. В течение года после указанной даты устанавливается переходный период20.

Рассмотрев  процесс создания ОЭЗ и существующие требования к ним в соответствии с российским законодательством, для дальнейшего изучения особых экономических зон, необходимо рассмотреть существующие в России ОЭЗ и их особенности.

2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ

В Российской Федерации действуют 24 особые экономические  зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических  и 3 портово-логистические. Далее рассмотрим краткие характеристики всех ОЭЗ существующих в России в настоящее время.

Промышленно-производственные ОЭЗ. Промышленно-произ-водственные ОЭЗ расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. 

Липецкая область, «Липецк»

Особая  экономическая зона промышленно-производственного  типа "Липецк" создана в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ,  Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 782 "О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа".

ОЭЗ «Липецк» находится в европейской части России в сердце крупного металлообрабатывающего кластера. Площадь зоны − 1024,34 га. Именно здесь в больших объемах производится сталь и прокат черных металлов. Кроме того, в Липецке выпускают холодильники и другую бытовую технику. В непосредственной близости к особой экономической зоне находится Новолипецкий металлургический комбинат — одна из крупнейших в мире компаний с полным металлургическим циклом.

Приоритетные  направления деятельности ОЭЗ «Липецк»:

- готовые металлические изделия;

- машиностроение;

- производство транспортных средств, оборудования и компонентов;

- стройматериалы.

Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 17 млрд. рублей, в то время как реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру составили более 5 млрд. рублей.

Транспортные  преимущества ОЭЗ «Липецк» состоят в том, что она имеет выход на федеральные трассы М4 «Дон» и М6 «Каспий», а также на их широтную составляющую — трассу Р119 Орёл — Липецк — Тамбов. С окончанием же ведущегося в настоящее время строительства ЛКАД этот выход станет более удобным. Непосредственно вдоль территории ОЭЗ проходит Грязинское шоссе, имеющее четыре полосы движения и пропускную способность 7 тыс. автомобилей в сутки. Также есть возможность использования воздушного транспорта. Аэропорт «Липецк» находится в 25 км от ОЭЗ. В 2008 году он получил статус международного. Кроме того крупный железнодорожный узел на станции Грязи-Воронежские даёт возможность получать и отправлять грузы по любым направлениям, с возможным вагонооборотом 4200 вагонов в сутки.

Что касается инфраструктуры, то некоторые объекты  еще не готовы, но на территории, выделенной под размещение ОЭЗ, есть практически всё необходимое — железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. Сегодня продолжают строиться дополнительные объекты для обеспечения функционирования зоны — инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции. Поэтому резиденты, которые будут возводить в ОЭЗ свои предприятия, вместе с участками земли получат и возможность пользоваться всей необходимой производственной инфраструктурой.

Также данная зона имеет ряд экономических  преимуществ, в частности предусмотрены особые меры государственной поддержки:

- на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Иностранные товары ввозятся без взимания таможенных пошлин и НДС;

- освобождение резидентов ОЭЗ от налогов на имущество организации в течение 5 лет;

-освобождение резидентов ОЭЗ от налогов на транспорт организации в течение 5 лет;

- другие налоговые послабления в плане налогов на прибыль, возможность применения специального коэффициента к амортизации основных средств.

Для обеспечения  новых производств трудовыми  ресурсами будет использоваться трудовой потенциал городов Липецк и Грязи, а также Грязинского  района и близлежащих областей.

Полностью освоить территорию планируется  до 2016 года, к тому времени в ОЭЗ  будет работать предположительно около 50 предприятий. В настоящее же время уже работают:

- ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (Италия) — производство испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования (объем инвестиций: 10,135 млн евро., площадь земельного участка: 3 га);

- ООО «ЧСЗ-Липецк» (Россия)— производство облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности (объем инвестиций: 39,1 млн евро., площадь земельного участка: 12,5 га.)

- ООО «Бекарт-Липецк» (Бельгия) — производство металлокорда и бортовой проволоки для автомобильной промышленности.

Компании, проявившие интерес к ОЭЗ «Липецк»

«Авикс» (Россия) — производство наноматериалов и искусственных алмазов;

«Schneider Electric» (Франция) — один из мировых лидеров  по производству электротехнического оборудования;

«Биоритм-Л» (Россия) — изготовление продуктов  питания в специальной вакуумной  упаковке для космонавтов.

Республика Татарстан, «Алабуга»

ОЭЗ «Алабуга»  расположена в самом центре Поволжского  автомобильного кластера, представленного  такими производителями, как «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «Соллерс», «КАМАЗ» и др. Кроме  того, ОЭЗ «Алабуга» находится  в центре нефтехимического кластера России, где крупнейшие компании ОАО  «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»  производят всю гамму полимеров. Площадь зоны − 1997,34 га.

ОЭЗ «Алабуга» создана в соответствии с  Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ,  Постановлением Правительства РФ № 784 от 21 декабря 2005 г. "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа".

Приоритетные  направления деятельности:

- производство автомобилей и автокомпонентов;

- нефтехимия;

- строительные материалы;

- товары народного потребления.

Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 20 млрд. рублей., а реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру составляют более 10 млрд. рублей.

Целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации  в целом, путём создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области  промышленного производства. Местоположение ОЭЗ «Алабуга» было выбрано неслучайно — ОЭЗ находится в центре Камского экономического района с населением 1 млн человек (города Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга), с наличием достаточного количества квалифицированных трудовых ресурсов для промышленных производств.

Транспортные  преимущества данной ОЭЗ:

- в 500 м от ОЭЗ «Алабуга» находится автомагистраль федерального значения М7 «Москва — Казань — Уфа»;

- на территории ОЭЗ «Алабуга» имеется железнодорожная ветка, протяженностью свыше 5 км, а также железнодорожный терминал. Ближайшая грузовая железнодорожная станция «Тихоново» расположена в 18 км от ОЭЗ «Алабуга»;

- ближайший международный аэропорт «Бегишево» находится в 45 км от ОЭЗ «Алабуга»;

- материально-техническую базу внутреннего водного транспорта составляют порты в городах Казань, Набережные Челны, Чистополь (тип река-море).

Строительство объектов таможенной инфраструктуры ОЭЗ  ППТ «Алабуга» началось в 2006 году и завершилось в 2007. За год были построены и введены в эксплуатацию следующие объекты таможенной инфраструктуры:

- административно-деловой центр;

- таможенный терминал;

- контейнерный терминал;

- железная дорога.   

Елабужский  таможенный пост, расположенный в  Административно-деловом центре ОЭЗ  «Алабуга» начал работу 21 апреля 2008 года. Резиденты ОЭЗ «Алабуга»  проводят таможенное оформление товаров  непосредственно на территории ОЭЗ  в течение суток.

Информация о работе Особые экономические зоны в России