Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Процедура создания особых экономических зон в России полностью описана во 2 главе Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Весь этот процесс можно описать в нескольких пунктах:
1 Министерство экономического развития РФ приказом объявляет конкурс о создании ОЭЗ;
Безусловно, создание любой особой экономической зоны происходит только если соблюдены все требования, предъявляемые к ОЭЗ в России. Все эти требования также описаны в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». К ним относятся:
- ОЭЗ должны быть разрешены Правительством РФ (решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ, оформляется в виде постановления на основе конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ);
- срок существования ОЭЗ – 20 лет (продлению не подлежит, но может быть сокращен);
- промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 квадратных км.; технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4 квадратных км.; туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ; портовые особые экономические зоны создаются участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем 50 квадратных км. (увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации).
- в ОЭЗ,
за исключением туристско-
- ОЭЗ, за исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности;
- ОЭЗ
не может находиться на
- на территории особой экономической зоны не допускается:
1) разработка месторождений
2) переработка полезных
3) производство и переработка
подакцизных товаров (за
Стоит отметить, что в прошлом месяце Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Новый документ изменил некоторые требования к ОЭЗ:
- ранее
промышленно-производственные
- согласно
закону утрачивает силу
- особые
экономические зоны будут
Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, кроме отдельных положений. В течение года после указанной даты устанавливается переходный период20.
Рассмотрев процесс создания ОЭЗ и существующие требования к ним в соответствии с российским законодательством, для дальнейшего изучения особых экономических зон, необходимо рассмотреть существующие в России ОЭЗ и их особенности.
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ
В Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические. Далее рассмотрим краткие характеристики всех ОЭЗ существующих в России в настоящее время.
Промышленно-производственные ОЭЗ. Промышленно-произ-водственные ОЭЗ расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы.
Липецкая область, «Липецк»
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" создана в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 782 "О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа".
ОЭЗ «Липецк» находится в европейской части России в сердце крупного металлообрабатывающего кластера. Площадь зоны − 1024,34 га. Именно здесь в больших объемах производится сталь и прокат черных металлов. Кроме того, в Липецке выпускают холодильники и другую бытовую технику. В непосредственной близости к особой экономической зоне находится Новолипецкий металлургический комбинат — одна из крупнейших в мире компаний с полным металлургическим циклом.
Приоритетные направления деятельности ОЭЗ «Липецк»:
- готовые металлические изделия;
- машиностроение;
- производство транспортных средств, оборудования и компонентов;
- стройматериалы.
Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 17 млрд. рублей, в то время как реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру составили более 5 млрд. рублей.
Транспортные преимущества ОЭЗ «Липецк» состоят в том, что она имеет выход на федеральные трассы М4 «Дон» и М6 «Каспий», а также на их широтную составляющую — трассу Р119 Орёл — Липецк — Тамбов. С окончанием же ведущегося в настоящее время строительства ЛКАД этот выход станет более удобным. Непосредственно вдоль территории ОЭЗ проходит Грязинское шоссе, имеющее четыре полосы движения и пропускную способность 7 тыс. автомобилей в сутки. Также есть возможность использования воздушного транспорта. Аэропорт «Липецк» находится в 25 км от ОЭЗ. В 2008 году он получил статус международного. Кроме того крупный железнодорожный узел на станции Грязи-Воронежские даёт возможность получать и отправлять грузы по любым направлениям, с возможным вагонооборотом 4200 вагонов в сутки.
Что касается инфраструктуры, то некоторые объекты еще не готовы, но на территории, выделенной под размещение ОЭЗ, есть практически всё необходимое — железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения. Сегодня продолжают строиться дополнительные объекты для обеспечения функционирования зоны — инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции. Поэтому резиденты, которые будут возводить в ОЭЗ свои предприятия, вместе с участками земли получат и возможность пользоваться всей необходимой производственной инфраструктурой.
Также данная зона имеет ряд экономических преимуществ, в частности предусмотрены особые меры государственной поддержки:
- на территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Иностранные товары ввозятся без взимания таможенных пошлин и НДС;
- освобождение резидентов ОЭЗ от налогов на имущество организации в течение 5 лет;
-освобождение резидентов ОЭЗ от налогов на транспорт организации в течение 5 лет;
- другие налоговые послабления в плане налогов на прибыль, возможность применения специального коэффициента к амортизации основных средств.
Для обеспечения новых производств трудовыми ресурсами будет использоваться трудовой потенциал городов Липецк и Грязи, а также Грязинского района и близлежащих областей.
Полностью освоить территорию планируется до 2016 года, к тому времени в ОЭЗ будет работать предположительно около 50 предприятий. В настоящее же время уже работают:
- ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (Италия) — производство испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования (объем инвестиций: 10,135 млн евро., площадь земельного участка: 3 га);
- ООО «ЧСЗ-Липецк» (Россия)— производство облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности (объем инвестиций: 39,1 млн евро., площадь земельного участка: 12,5 га.)
- ООО «Бекарт-Липецк» (Бельгия) — производство металлокорда и бортовой проволоки для автомобильной промышленности.
Компании, проявившие интерес к ОЭЗ «Липецк»
«Авикс» (Россия) — производство наноматериалов и искусственных алмазов;
«Schneider Electric» (Франция) — один из мировых лидеров по производству электротехнического оборудования;
«Биоритм-Л»
(Россия) — изготовление продуктов
питания в специальной
Республика Татарстан, «Алабуга»
ОЭЗ «Алабуга» расположена в самом центре Поволжского автомобильного кластера, представленного такими производителями, как «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «Соллерс», «КАМАЗ» и др. Кроме того, ОЭЗ «Алабуга» находится в центре нефтехимического кластера России, где крупнейшие компании ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» производят всю гамму полимеров. Площадь зоны − 1997,34 га.
ОЭЗ «Алабуга» создана в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 784 от 21 декабря 2005 г. "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа".
Приоритетные направления деятельности:
- производство автомобилей и автокомпонентов;
- нефтехимия;
- строительные материалы;
- товары народного потребления.
Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 20 млрд. рублей., а реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру составляют более 10 млрд. рублей.
Целью деятельности
ОЭЗ «Алабуга» является оказание
содействия развитию экономики Республики
Татарстан и Российской Федерации
в целом, путём создания наиболее
благоприятных условий для
Транспортные преимущества данной ОЭЗ:
- в 500 м от ОЭЗ «Алабуга» находится автомагистраль федерального значения М7 «Москва — Казань — Уфа»;
- на территории ОЭЗ «Алабуга» имеется железнодорожная ветка, протяженностью свыше 5 км, а также железнодорожный терминал. Ближайшая грузовая железнодорожная станция «Тихоново» расположена в 18 км от ОЭЗ «Алабуга»;
- ближайший международный аэропорт «Бегишево» находится в 45 км от ОЭЗ «Алабуга»;
- материально-техническую базу внутреннего водного транспорта составляют порты в городах Казань, Набережные Челны, Чистополь (тип река-море).
Строительство
объектов таможенной инфраструктуры ОЭЗ
ППТ «Алабуга» началось в 2006 году
и завершилось в 2007. За год были
построены и введены в
- административно-деловой центр;
- таможенный терминал;
- контейнерный терминал;
- железная дорога.
Елабужский таможенный пост, расположенный в Административно-деловом центре ОЭЗ «Алабуга» начал работу 21 апреля 2008 года. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» проводят таможенное оформление товаров непосредственно на территории ОЭЗ в течение суток.