Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Территория особой экономической зоны «Алабуга» является свободной таможенной зоной. Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;
- товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
- товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.
Компании-инвесторы ОЭЗ ППТ «Алабуга» имеют следующие налоговые льготы:
- налог на имущество – 0 %;
- налог на землю – 0 %;
- транспортный налог – 0 %;
- сниженная ставка налога на прибыль (15,5% для резидентов ОЭЗ «Алабуга»);
- иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС (18%).
Самарская область, «Тольятти»
Постановление о создании Тольяттинской особой экономической зоны было подписано 10 августа 2010 года.
Особая экономическая зона «Тольятти» расположена в непосредственной близости к таким крупнейшим автопроизводителям как «АВТОВАЗ», «ГАЗ» и др. В Самарской области также сосредоточены предприятия химической отрасли - «ТольяттиАзот» (производство аммиака), «КуйбышевАзот» (производство минеральных удобрений), «Тольяттикаучук» (завод синтетического каучука). Площадь зоны − 660 га.
Приоритетные направления деятельности:
- автомобилестроение и производство компонентов;
- строительные материалы;
- производство товаров народного потребления.
Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 7,9 млрд. рублей.
Расстояния до ключевых объектов:
- до федеральной трассы - через сеть автомобильных дорог общего пользования ОЭЗ имеет выход на федеральную автодорогу М5 «Урал» сообщением Москва-Самара-Уфа-Челябинск. Среднее расстояние от территории ОЭЗ до трассы М5 - 22,2 км;
- до областной автодороги общего пользования «Тольятти-Ягодное» - непосредственно примыкает к северной стороне территории ОЭЗ;
- через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль Сызрань – Жигулёвское море – Самара с выходом на МТК «ТРАНССИБ». Железнодорожное сообщение с территорией ОЭЗ будет осуществляться путем примыкания пути необщего пользования ОЭЗ к путям общего пользования ОАО «РЖД». При данном варианте примыкания длина железнодорожного подъездного пути необщего пользования составит около 15 км;
- от ОЭЗ до ближайшего международного аэропорта «Курумоч» - 60 км;
- от ОЭЗ до речного порта Тольятти (грузопассажирский порт на реке Волга в акватории Куйбышевского водохранилища) – 17 км.
Резиденты особой экономической зоны будут обеспечены инфраструктурой и всеми необходимыми видами энергетических ресурсов. На территории ОЭЗ ППТ «Тольятти» будут размещены следующие объекты:
Внутриплощадочные объекты:
- Газоснабжение;
- Электроснабжение;
- Слаботочные сети.
Объекты внешней инфраструктуры:
- Электрические сети;
- Железнодорожные пути;
- Газовые сети.
На территории ОЭЗ ППТ «Тольятти» действует режим свободной таможенной зоны, который позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий.
В соответствии с федеральным и региональным законодательством, резидентам ОЭЗ ППТ «Тольятти» предоставляются существенные преференции и льготы:
- налог на прибыль - 13,5 % - в течение 5 лет с момента возникновения базы для расчета;
- транспортный налог - 0 рублей - в течение 5 лет с момента постановки на учет;
- земельный налог - 0 рублей - первые 5 лет с момента возникновения права собственности;
- налог на имущество - 0 рублей - до 5 лет с момента постановки на учет имущества;
- ввозные таможенные пошлины на оборудование - 0 рублей (на срок существования особой экономической зоны);
- НДС на оборудование - 0% (на срок существования особой экономической зоны).
Первые предприятия начнут работу с 2012 года.
Свердловская область, «Титановая долина»
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 1032 от 16 декабря 2010 года «О создании на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».
ОЭЗ находится на территории Свердловской области - одного из самых экономически развитых субъектов РФ к востоку от Москвы. В непосредственной близости от ОЭЗ находятся два промышленных центра: г. Верхняя Салда и г. Нижний Тагил. В 180 километрах от ОЭЗ расположен г. Екатеринбург, который называют третьей столицей России после Москвы и Санкт-Петербурга.
Особая
экономическая зона создана в
целях привлечения инвестиций, организации
новых производств и решения
задач улучшения социально-
Инициатором
проекта создания особой экономической
зоны и ее якорным инвестором является
ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»
- крупнейший в мире производитель
титана. Ее продукцию используют более
1000 предприятий Российской Федерации
и СНГ и более 350 компаний из 45
стран дальнего зарубежья, включая
такие крупнейшие авиационные корпорации,
как Boeing, Airbus, Embraer, Goodrich, Rolls-Royce, Pratt&Whitney.
Корпорация участвует во всех принципиально
новых разработках мировой
Цели и задачи особой экономической зоны «Титановая долина»:
- сохранить и усилить лидерство России на мировом рынке авиакосмической продукции за счет углубления степени переработки титанового сырья;
- расширить практики применения титана в отечественном промышленном комплексе;
- обеспечить потребности российской авиакосмической промышленности в изделиях из титановых сплавов;
- создать дополнительные рабочие места;
- улучшить инвестиционную привлекательность Свердловской области.
Создание основных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств регионального бюджета, а также за счет внебюджетных источников. Государство намерено инвестировать в инфраструктуру порядка 16,5 миллиарда рублей. При этом планируемый объем частных вложений - 11,2 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций до 2031 года составит 64,5 миллиарда рублей, из них 54,3 миллиарда - средства частных инвесторов.
Основными
промышленными направлениями
Кроме того, планируется реализация нескольких стратегических для ОЭЗ проектов, связанных с развитием сырьевой базы титанового производства:
1 Развитие сырьевой базы титанового производства будет направлено на развитие российских источников сырья для титана и легирующих элементов сплавов;
2 Развитие производства титановых полуфабрикатов для авиации, медицины, крепежа, а также изготовление сварочной проволоки и производство тонкостенных сварных труб из титановых сплавов;
3 Производство компонентов для авиастроения, которое включает производство деталей для самолетов и других видов летательных аппаратов;
4 Производство готовой продукции предполагает создание машиностроительного комплекса по изготовлению титанового и комбинированного оборудования для химического машиностроения, атомной энергетики, авиа- и железнодорожного машиностроения, цветной металлургии.
К декабрю 2014 год планируется окончание строительства инфраструктуры первой очереди строительства ОЭЗ:
1. Таможенный комплекс
2. Пожарная часть
3. Автодороги (внутренние)
4.
Первая очередь
5. Автомобильные парковки
К декабрю 2016 год планируется окончание строительства инфраструктуры первой очереди строительства ОЭЗ:
1. Административно-деловой центр,
2. Эстакада между 1 и 2 очередью,
3. Вторая очередь ТЭЦ,
4. Автомобильные паркинги.
У ОЭЗ уже появился первый резидент - дочерняя компания, принадлежащая корпорации "ВСМПО-Ависма". Вообще же Правительство Свердловской области подписало соглашения о реализации инвестиционных проектов в "Титановой долине" с шестью предприятиями: ООО "Электромашиностроительный завод", SR Systematics Group GmbH, ООО "Плазма Инжиниринг", ЗАО НПП "Машпром", ЗАО "Уралинтех", ООО "Интертехэлектро - Новая генерация". Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве еще с десятью организациями. Всего планируется привлечь в ОЭЗ около 60 компаний.
Стоит отметить, что предприятия, которые станут резидентами "Титановой долины", получат налоговые и таможенные преференции. С них не будут взимать налоги на имущество, землю, транспорт, а налоговая ставка на прибыль будет снижена с 20 процентов до 15,5 процента. Участвовать в проекте могут любые производственные предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако есть условие: в первые три года объем капитальных вложений резидента должен составлять не менее трех миллионов евро.
Можно сравнить некоторые статистические данные по промышленно-производственным зонам (данные на 2010 г., кроме рис.3) (рис. 1,2,3).
Рисунок 1 – Население, занятое в ОЭЗ (* - ожидаемый показатель)
Рисунок 2 – Среднедушевой доход в ОЭЗ (* - ожидаемый показатель)
Рисунок 3 – Общие гос. инвестиции в ОЭЗ по 2009 год
Источник: Официальный сайт ОАО Особые экономические зоны
По рисункам видно, что населения, занятое в деятельности ОЭЗ, больше в ОЭЗ «Алабуга», что объясняется тем, что она является свободной таможенной зоной, где кроме производства ведется таможенная деятельность, люди работают еще и в административно-деловом центре. А у «Тольятти» и «Титановой долины» приведены лишь ожидаемые показатели, которые невозможно объективно сравнить. Что касается среднедушевого дохода, то он различается незначительно. А государственные инвестиции в каждую ОЭЗ зависят от приоритетных направлений деятельности и их значения для государства.
Технико-внедренческие ОЭЗ. Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом.
Преимущества для инвесторов ОЭЗ:
Доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР
Высококвалифицированные специалисты
Высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами
Бизнес-инкубаторы для стартап-проектов
г. Москва, «Зеленоград»
Зеленоград
является признанным центром электронной
промышленности России. На территории
округа сосредоточены научно-
Приоритетные направления деятельности:
- микро- и наноэлектроника, органическая электроника;
- энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии;
-информационная и коммуникационная техника;
- сложные технические системы;
- нанотехнологии.
Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 28 млрд. рублей, на 2011 год реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ и города Зеленоград составили более 13 млрд. рублей.
Общая площадь ОЭЗ составляет 146,27 га и состоит из трех площадок:
• «МИЭТ» – 4,4 га
• «Алабушево» – 141,87 га
Инфраструктура ОЭЗ «Зеленоград»:
Деловая зона «Алабушево» общей площадью около 80.000 м2, в том числе:
- административно-деловой центр – планируемая дата окончания строительства 2012 г.;