Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
- изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;
- изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
Введение 3
1 Теоретические основы определения сущности свободных
экономических зон (СЭЗ) 5
1.1 Понятие, цели создания и роль СЭЗ в развитии экономики 5
1.2 Виды СЭЗ и особенности их функционирования 9
1.3 Виды льгот в СЭЗ 12
1.4 Государственное регулирование СЭЗ 15
2 Современное состояние и проблемы развития СЭЗ в России 20
2.1 История развития СЭЗ в России 20
2.2 Процедура создания и требования к СЭЗ в России 25
2.3 Краткая характеристика существующих в России СЭЗ 29
3 Проблемы функционирования и перспективы развития
свободных экономических зон в России 60
3.1 Проблемы функционирования российских СЭЗ 60
3.2 Перспективы развития СЭЗ 63
3.3 Рекомендации по улучшению процесса функционирования
СЭЗ в России 66
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Кроме того, нужно искать новые условия для инвестирования. Так, привлечь иностранные инвестиции в российские ОЭЗ можно будет только в том случае, если они будут обладать существенными преимуществами по сравнению с СЭЗ других стран, особенно граничащих с Россией. Это означает, что при решении вопроса о предоставлении налоговых и иных льгот на территории российских ОЭЗ необходимо будет провести анализ аналогичного законодательства в сопредельных государствах.
Также, в добавок ко всему вышесказанному, следует провести концептуальную переработку законодательства по ОЭЗ в направлении разработки механизмов создания и функционирования частных региональных ОЭЗ по принципу «снизу», что позволит на более широкой основе привлекать частный капитал не только в создание перерабатывающих производств, но и в подготовку инфраструктуры для новых инвестиционных проектов26.
Конечно, в системе функционирования СЭЗ в нашей стране существует много проблем, таких как слишком большие размеры территории СЭЗ, нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны, отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона, отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях и четко сформулированных целей создания зон. Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохраниьтся в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ. И тогда при грамотной политике и учете специфики нашей страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволяют сделать вывод, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. СЭЗ становятся неотъемлемой частью международных экономических отношений. И среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования, нет неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти
Изучение
проблемы функционирования СЭЗ в
России показало, что неудачи первого
опыта их деятельности объясняются
не только неблагоприятным инвестиционным
климатом, но и такими причинами, как
непродуманность
Временные
неудачи функционирования СЭЗ следует
рассматривать в контексте
И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей также явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом.
С помощью
механизма СЭЗ в отдельных
случаях может быть успешно решена
проблема региональных неравенств в
системе взаимоотношений
У нас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей. Но неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ и отсутствие четко сформулированных целей создания зон не позволяли России создать эффективные и рациональные СЭЗ. То есть происходит формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой.
Сейчас на территории России действуют 24 особых экономических зоны. Каждая имеет свои приоритетные отрасли, собственную систему льгот и стимулов. Но объективно говорить о результатах их деятельности еще рано, так как большинство зон работает только 6 лет, а есть и такие, которые еще даже полноценно не функционируют. Поэтому пока мы только можем брать во внимание опыт прошлых лет и не допускать тех же ошибок в создании СЭЗ, что и в самом начале их появления в России.
Также весьма важно, чтобы развитие СЭЗ не останавливалось на посредничестве в сфере торговой деятельности, а было направлено на развитие экспортно-производственной и технологической базы экономического роста.
Безусловно, нельзя рассматривать свободные экономические зоны как средство от всех бед, сама эта форма внешнеэкономической деятельности обеспечивает успех отнюдь не автоматически, а лишь при условии ее гибкого применения с учетом всего комплекса внешних и внутренних предпосылок, прежде всего, геополитического и ресурсного факторов, наличия минимума инфраструктуры и, главное, благоприятного инвестиционного климата, дополняемого умелой стратегией и тактикой использования данной сложной формы интенсификации хозяйственного развития внешнеэкономической деятельности. С точки зрения потенциальных возможностей, СЭЗ – это перспективный инструмент, способный содействовать решению многих экономических и геополитических вопросов, им необходимо уделить должное внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Федеральным закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 782 "О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа"
4 Постановление Правительства РФ № 784 от 21 декабря 2005 г. "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа"
5 Постановление Правительства Российской Федерации № 1032 от 16 декабря 2010 года «О создании на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
6 Постановление Правительства Российской Федерации N 779 от 21 декабря 2005 г. «О создании на территории г.Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа»
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 781 "О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа"
8 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 780 "О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа"
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 783 "О на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа"
10 Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие/ Ю.Ф. Симионов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.
11 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/ В.Е. Рыбалкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 591 с.
12 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения/Е.Ф. Авдокушин. – М.: Экономистъ, 2004. – 366 с.
13 Коваленко Е. Региональная экономика и управление: учеб. пособие/Е. Коваленко, Г. Зинчук. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
14 Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования/ О.В. Кузнецова. – М.: «ЛИБРОКОМ». – 2009. – 304 с.
15 Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций/Т.А. Фролова. – Таганрог: ТРТУ, 2005.
16 Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
17 Золотухин
И.М. Классификация и виды свободных экономических
зон: научная работа/И.М. Золотухин// Вестник
ТИСБИ. – 2008. - №2. – Режим доступа: http://www.tisbi.org/science/
18 Золотухин
И.М. История развития свободных экономических
зон: научная работа/И.М. Золотухин// Вестник
ТИСБИ. – 2007. - №4. – Режим доступа: http://www.tisbi.org/science/
19 Гордеева О.С. Новый Закон об экономических зонах/О.С. Гордеева//Главбух. – 2005. - №16. –С. 30-33.
20 По пути к возрождению: перспективы развития российской экономики: науч.тр. Российской научно-практической конференции Т2. – СПб: «Наука», 2006. – 397 с.
21 Александрова
О. ОЭЗ «Липецк» готовится принять резидентов
и инвесторов/О. Александрова//NanoNewsNet [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/
22 Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм/А.А. Алпатов//Советник Президента. – 2007. - №52.
23 Голубкин С.Е. Особые экономические зоны в России: пути совершенствования механизмов функционирования/ С.Е. Голубкин//Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - №7. – С. 34-36.
24 Калинина Л.Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны/Л.Е. Калинина//Туризм: право и экономика. – 2006. - №5.
25 Лайченкова Н.Н. Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации/Н.Н. Лайченкова//Современный бухучет. – 2006. - №4.
26 Ситнина
В. Дмитрий Медведев отдал экономические
зоны Эльвире Набиуллиной/В. Ситнина//Время
новостей [Электронный ресурс]. - №183. –
Режим доступа: http://www.vremya.ru/2009/183/
27 Консультант
Плюс [Электронный ресурс]: офиц. сайт.
– Режим доступа: http://www.consultant.ru/
28 Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org /
29 Изменился порядок создания и функционирования особых экономических зон// ИА "ГАРАНТ" [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
30 ОАО Особые экономические зоны [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/
31 Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
32 Владимир Путин отметил, что особые экономические зоны работают успешно/ Пресс-центр// ОАО Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/
33 Кархова И.Ю. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики/ И.Ю. Кархова, Д.А. Кунаков//Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. - №9.
1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения/Е.Ф. Авдокушин. – М.: Экономистъ, 2004.
2
Золотухин И.М. История развития свободных
экономических зон: научная работа/И.М.
Золотухин// Вестник ТИСБИ. – 2007. - №4. –
Режим доступа: http://www.tisbi.org/science/
3 Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие/ Ю.Ф. Симионов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4 Коваленко Е. Региональная экономика и управление: учеб. пособие/Е. Коваленко, Г. Зинчук. – СПб.: Питер, 2008.
5 Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие/ Ю.Ф. Симионов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения/Е.Ф. Авдокушин. – М.: Экономистъ, 2004.
7 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/ В.Е. Рыбалкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
8
Золотухин И.М. Классификация и виды свободных
экономических зон: научная работа/И.М.
Золотухин// Вестник ТИСБИ. – 2008. - №2. –
Режим доступа: http://www.tisbi.org/science/