Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:31, отчет по практике
Открытое акционерное общество «Борисовский завод пластмассовых изделий» (ОАО «БЗПИ») – одно из крупнейших предприятий Республики Беларусь по переработке пластических масс.
ОАО «БЗПИ» является обществом, основанным на частной форме собственности, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать. Предприятие находится в ведении Белорусского государственного концерна по нефти и химии «Белнефтехим».
Полный комплект труб и соединительных деталей обеспечивает неограниченные возможности обустройства внутренних коммуникаций и подводок к сантехническим приборам. Резиновые уплотнительные кольца со специальными пластмассовыми вкладками позволяют без лишних усилий произвести сборку герметичных и надежных соединений.
В 2006 году на ОАО «БЗПИ» налажено производство полимерных контейнеров для раздельного сбора отходов в системе жилищно-коммунального хозяйства и труб-оболочек из полиэтилена для предварительно изолированных труб.
Контейнеры для сбора мусора в пластиковом исполнении изготавливаются из полиэтиленового полимера высокого давления, имеющего высокую стойкость к воздействию ультрафиолетового излучения.
Помимо контейнеров для сбора мусора начато производство некоторых других товаров:
– бочка из полиэтилена 200 л с двумя пробками предназначена для перевозки и хранения пищевых продуктов и химически агрессивных жидкостей, к которым полиэтилен химически стоек;
– блок разделительный дорожный, который применяется для ограждения опасных зон при проведении ремонтных и других работ на дорогах. Яркие легкие пластиковые блоки, для устойчивости заполняются водой. Такие блоки удовлетворяют эстетическим запросам и снижают аварийность на огражденных участках в десятки раз;
– колодец полимерный применяется для стока воды, канализации, обслуживания телефонных линий.
Производятся трубы-оболочки для предварительно изолированных труб из полиэтилена диаметром от 90 до 315 мм и от 400 до 630 мм.
Совершенствование продукции ОАО «БЗПИ» осуществляется посредством модернизации эксплуатируемого оборудования, а также освоения новых технологий.
Для обеспечения качества товарной продукции действующим нормативным документам в ОАО осуществляется многоступенчатый контроль качества продукции на всех стадиях ее производства специалистами центральной лаборатории (ЦЛ).
В ОАО «БЗПИ» имеется постоянно действующая комиссия по качеству, которая на своих ежемесячных совещаниях анализирует качество продукции установок и товарной продукции, допущенные отклонения по качеству отдельных показателей и их причины, а также намечает мероприятия по их устранению и обеспечению стабильного качества компонентов и товарной продукции.
ОАО «БЗПИ» большое значение придает стандартизации, обеспечивающей качество продукции, методов ее контроля, проектно-конструкторских, ремонтных работ и другой производственной деятельности. Продукция, изготавливаемая на заводе, полностью соответствует отечественным и международным стандартам. В 2004 году получен сертификат и завершен переход на СТБ ИСО 9001-2001. С целью подтверждения стабильного качества вырабатываемой продукции и обеспечения ее безопасности для жизни, здоровья и имущества населения в ОАО «БЗПИ» помимо обязательной сертификации проводится добровольная сертификация продукции.
1.5 Оценка рынков сбыта и стратегия маркетинга
Сегментация рынков, на которых реализуются товары, произведенные обществом, проводится по следующим территориальным границам:
– Республика Беларусь – 81 %,
– Российская Федерация –17,1 %,
– страны СНГ – 1,3 %,
– Дальнее зарубежье – 0,6 %.
Основным рынком сбыта является внутренний рынок. На внутреннем рынке 47,3 % продаж приходится на г. Минск (27,2 %) и Минскую область (20,3 %).
На российском рынке основными потребителями являются г. Москва (47,84 % продаж), г. Курск (20,82 %) и г. Воронеж (11,07 %).
Емкость рынка РБ по потребительским товарам из пластмасс оценивается примерно в 5 млрд. руб ежемесячно. Из них на долю БЗПИ приходится примерно 2 млрд. руб, около 1 млрд. руб на долю основного конкурента ОАО «ИНВЕТ», около 1 млрд. руб приходится на российских поставщиков и остальное на других производителей РБ.
Значительное увеличение поставок в РБ достигнуто за счёт газовых труб, полипропиленовых труб и фитингов для канализации. Рост поставок в Дальнее зарубежье – за счёт увеличения ассортимента фитингов для телефонной канализации.
Смещение ассортимента в сторону технических изделий сегодня более выгодно для предприятия по причине более высокой стоимости.
Рынок Украины для предприятия мало привлекателен по ценовому уровню. Например, стоимость плёнки на рынке Украины составляет 1,10 –1,18 USD/кг (цена предприятия – 1,21 USD/кг). Из-за наличия на рынке Латвии, Литвы огромного количества товаров из стран Европейского Союза по более низким ценам, необходимости дополнительной сертификации, рынок Прибалтики считается малодоступным для самостоятельного проникновения. Поэтому значительного роста поставок на Украину и Прибалтику не предполагается.
Основными потребителями основных видов продукции ОАО «БЗПИ» являются: Швейцария фирма «MINGER» (фитинги), Москва ООО «Альмира» (трубы ТКР), Курск ПБОЮЛ Федоров А.В. (пленки), Курск ИП Левина О.И. (предметы домашнего обихода), Воронеж ООО «АКИ» (трубы высокой прочности).
Рыночная среда характеризуется следующим образом.
Широкая сеть покупателей в РБ насчитывает более 900 клиентов. Такая широкая клиентская сеть имеет ощутимый недостаток – плохо контролируется и анализируется. С другой стороны, наличие широкой сети покупателей гарантирует отсутствие резких колебаний покупательского спроса. Сеть постоянных клиентов в Московской, Смоленской, Брянской, Тверской, Калужской, Псковской и других областях РФ, насчитывающая более 150 фирм, организаций.
Общий объём реализованных товаров подразделяется на товары, проданные для последующей оптовой и розничной торговли, т.е. товары, подлежащие последующей перепродаже. Эта группа составляет примерно 52 %. Вторая группа товаров − это те, которые подлежат последующему использованию в качестве промежуточного продукта (тара, трубопроводы и т.д.). Эта группа составляет 48 %.
На предприятии используются следующие системы и каналы сбыта:
– прямой сбыт – реализовывается примерно 46% общей реализации и 25% экспортных поставок. Это реализация по прямым договорам непосредственно потребителям (пользователям) товара. Эта система сбыта характеризуется, в основном, крупными покупателями, низкими затратами на рекламу, но и низкими возможностями по расширению;
– через оптовую торговлю – это примерно 52 % от общей реализации и примерно 78% от реализации на экспорт. С использованием оптовой торговли продаются практически все товары народного потребления. Предприятием не используются такие методы работы на рынке, как создание дилерской сети, стимулирование оптовиков (применение скидок, отсрочек, льгот при отгрузке и т.п.).
На рынках Республики Беларусь и РФ товары завода продаются в условиях жесткой конкуренции с товарами из пластмасс других производителей, довольно часто имеющими более высокие потребительские свойства и примерно равный ценовой уровень.
Основными предприятиями-конкурентами, производящими товары народного потребления из пластмасс, являются: ОАО «Инвет» г. Верхнедвинск, ОАО «Белпласт» г. Минск, РУП «Термопласт» г. Минск, ОАО «Руденск» г. Руденск, ОАО «Гомельпласт» г. Гомель, ОУПП «Витпласт» г. Витебск, ПП ООО «Полоцкпласт», СП «Амипак-ОАО» г. Буда-Кошелево и. Сегодня на рынке Республики Беларусь довольно успешно работают ряд фирм и частных предпринимателей, продающих товары предприятий РФ – ОАО «НИКИС», ЗАО Торговый Дом «Алекор» г. Минск. Предлагаемый ими ассортимент имеет более привлекательный вид (яркие красители, большинство изделий из полипропилена и ПНД), но и более высокую цену.
Достаточно твердо укрепились на рынке РБ и торгующие организации, которые предлагают трубы и фитинги производства РФ, Польши и т.п. Однако освоение производства полипропиленовых труб и фитингов изменило ситуацию на рынке РБ, в результате чего уменьшились цены. По этому виду продукции завод занял «рыночную нишу» и продолжает её расширять.
На территории РБ и РФ имеется ряд мелких производителей, которые по отдельным направлениям создают ОАО «БЗПИ» достаточно серьезную конкуренцию. Особенно это характерно для производства пленки, выдувных изделий малого объема. Например, ООО «Граунд-пласт» г. Могилёв специализируется на изготовлении выдувных и литьевых изделий и создает серьезную конкуренцию по ведрам упаковочным овальным, канистрам.
Предприятия Республики Беларусь, выпускающие трубы полиэтиленовые – ОАО «Пинема» г. Пинск, СП «Кирана» г. Коханово (склады в г. Заславле). Реально увеличение продаж будет достигаться за счёт создания штата коммерческих агентов и создания собственных складов в удаленных областных центрах республики.
По товарной группе Водяные полипропиленовые трубы и фитинги, канализация ПП и ПНД появился новый конкурент – ООО «ПЛАСТПРОФИЛЬ». ООО «Герпласт», занимающийся изготовлением труб из ПВХ упрочил свои позиции.
Основными производителями товаров из пластмасс в близлежащем регионе РФ являются: Сафоновский, Узловский, Тверской, Санкт-Петербургский, Белгородский, Новомосковский, Орехово-Зуевский, Ливенский, Курский, Брянский заводы, имеющие мощности по переработке пластмасс. Ряд посреднических фирм, занимавшихся ранее только торговлей, открыли собственные производства («Кром-СПб», «Пластик-Центр» и т.д.). Очень широко ими используются предложения фирм, поставляющих или сдающих в аренду бывшее в употреблении оборудование и оснастку зарубежных фирм. Так ОАО «ПОЛИМЕРБЫТ» практически полностью ушло от производства оснастки собственными силами. «Интеко» г. Москва имеют широчайший ассортимент современного уровня товаров народного потребления, при производстве используют качественные красители и сырье импортного производства.
С каждым годом растет число производителей пластмассовых труб различного назначения на территории РФ. Все эти предприятия составляют для ОАО «БЗПИ» достаточно серьезную конкуренцию не только на территории РФ, но и на территории Республики Беларусь.
Общая стратегическая задача ОАО «БЗПИ» определяется следующими аспектами:
– наличие широкого спектра товаров, получаемых разнообразными способами переработки пластмасс;
– мощная конкуренция со стороны белорусских и российских переработчиков пластмасс;
– устаревшая материальная база для изготовления оснастки;
– отсутствие в производстве новых материалов и компонентов;
– серьезные материальные и трудовые затраты на освоение новых направлений деятельности – ротационного формования, производства труб-оболочек, тонкостенного литья, дренажных гофрированных труб.
Стратегической целью является завоевание лидерства на внутреннем рынке по крупногабаритным полимерным изделиям, в частности, по контейнерам полимерным для раздельного сбора отходов и крупногабаритным полимерным изделиям; по производству труб – оболочек из полиэтилена для предварительно изолированных труб.
ОАО «БЗПИ» имеет относительно хороший рыночный имидж благодаря своему прошлому присутствию на рынке. Между отечественными поставщиками существует сильная ценовая конкуренция. У ОАО «БЗПИ» есть возможности повышения качества своей продукции, и оно располагает технологией производства продукции, соответствующей рыночным требованиям.
У ОАО «БЗПИ» есть возможность стать лидером в секторе крупногабаритных полимерных изделий, полимерных контейнеров для сбора коммунальных отходов и труб – оболочек для предварительно изолированных труб. Новая современная продукция надежного и стабильного качества, хорошего внешнего вида, наряду с эффективной сбытовой системой и рекламой, позволит развивать этот сектор рынка. Однако чтобы выйти на первое место в этом секторе, ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий» нужны значительные инвестиции.
Таким образом, в целом по заводу решение проблемы наращивания объемов продаж товаров, возможно в нескольких направлениях:
1) постоянная целенаправленная работа технических, технологических служб по совершенствованию качественных характеристик товаров;
2) не дальнейшее наращивание, а совершенствование уже имеющегося ассортимента продукции;
3) рекламно-информационные мероприятия, поддерживающие и поднимающие имидж и престиж предприятия;
4) взвешенная ценовая политика (товары, только выводимые на рынок);
5) техническое перевооружение, обучение и подбор кадров;
6) более широкое использование Интернет-технологий для продвижения товаров, сбора необходимой информации.
1.6 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции в ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий». Проанализируем основные технико-экономические показатели данного предприятия за 2005-2007 годы на основе таблицы 1.1.
Таблица 1.1 − Технико-экономические показатели работы ОАО «БЗПИ»
Показатель |
Год |
Темп роста, % | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2006/2005 |
2007/ 2006 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Технический уровень и | |||||
1. Объем производства продукции в, млн. руб: – сопоставимых ценах; – действующих ценах. |
47578 40590 |
65538 50803 |
76032 71490 |
137,7 125,2 |
116,0 140,7 |
2. Производство продукции в |
10299 |
11584 |
15015 |
112,5 |
129,6 |
3. Выручка от реализации продукции, млн. руб |
47180 |
61234 |
82577 |
129,8 |
134,9 |
4. Удельный вес новой продукции в объеме пром. производства, % |
5,0 |
13,4 |
14,5 |
– |
– |
5. Доля сертифицированной |
93,2 |
94,1 |
87,7 |
– |
– |
2. Технический уровень | |||||
6. Стоимость основных фондов, млн. руб |
128111 |
143050 |
171069 |
111,7 |
119,6 |
7. Коэффициент обновления основных фондов |
0,007 |
0,23 |
0,26 |
– |
– |
8. Степень износа основных фондов, % |
69,1 |
67,4 |
67,0 |
– |
– |
9. Удельный вес прогрессивного оборудования, % |
18 |
21 |
25 |
– |
– |
10. Удельный вес физически и морально устаревшего оборудования, % |
83 |
76 |
75 |
– |
– |
11. Удельный вес оборудования сроком службы старше 20 лет, % |
68 |
62 |
60 |
– |
– |
12. Фондоотдача, руб/ руб |
0,371 |
0,458 |
0,393 |
123,5 |
85,8 |
13. Фондоемкость, руб/ руб |
2,693 |
2,183 |
2,642 |
81,1 |
121,0 |
14. Фондовооруженность труда, млн. руб/ чел. |
148,28 |
165,18 |
165,41 |
111,4 |
100,1 |
15. Использование |
62,3 |
66,9 |
69,6 |
– |
– |