Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 04:49, дипломная работа
Цель данной работы заключается в изучении иностранных инвестиций и их влияния на экономику Еврейской автономной области. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Выяснить, какова роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
Описать методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
Дать характеристику финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
Проанализировать проблемы регионального развития (на примере ЕАО)
1. Теоретические основы исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
1.1. Роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
1.3.Содержание финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1.Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
2.2.Привлечение иностранных инвестиций в регион: анализ, тенденции и проблемы (на примере ЕАО).
2.3. Оценка финансового механизма привлечения иностранных инвестиций на территории ЕАО.
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ факторов инвестиционного климата ЕАО
3. Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
3.1. Предложения и рекомендации совершенствования инвестиционного процесса в ЕАО.
3.2. Перспективы развития финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
Опираясь на положительный опыт зарубежных стран в области льгот для иностранных инвесторов, предлагается вариант предоставления налоговых каникул на 5-7 лет.
С 2011 года, на территории Еврейской автономной области установлены налоговые каникулы, не превышающие расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, не более пяти лет.
В этом случае зарубежные и отечественные инвесторы получат дополнительный стимул для вложения капитала. Большое значение для привлечения инвестиций имеет инвестиционный налоговый кредит. Главная цель инвестиционного налогового кредита — стимулирование инвестиций в бизнес.
Для инвесторов возможен также вариант ступенчатого (постепенного) повышения налогообложения от низшей ставки налога до установленной законодательно, в зависимости от доли иностранного капитала, но не более срока, необходимого для компенсации реальной стоимости начальных вложений и установленного уровня доходности.
Как уже описывалось ранее, на территории Еврейской автономной области была сделана попытка создания свободной экономической зоны, которая, к сожалению, оказалась не эффективной.
Создание СЭЗ вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли, а также являются одним из эффективных финансовых механизмов привлечения иностранных инвестиций.
Например, США по количеству созданных СЭЗ занимают лидирующую позицию в мире. В стране действуют 3 типа зон:
- зоны внешней торговли (ЗВТ);
- предпринимательские зоны;
- технологические парки.
Широкому распространению свободных экономических зон способствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям, как местным, так и иностранным, действующим на их территории. Основные льготы следующие:
- таможенная пошлина и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, кода товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни для внутреннего потребления;
- товары, находящиеся в зоне внешней торговли, не облагаются таможенной пошлиной и с них не собирается акцизный сбор. Частная собственность компаний или отдельных лиц, находящихся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов:
- товары, экспортируемые из зоны внешней торговли, благодаря хорошо отложенной системе охраны на территории зоны требуют незначительной страховки;
- таможенная процедура при экспорте товаров из зоны внешней торговли сведена к минимуму;
- товары, которые запрещены для импорта в США, не ввозятся на территорию зоны, однако они могу ввозиться на территорию ЗВТ для последующего импорта в США, если пройдут соответствующие проверки и переработки;
- импортеры продукции, которая относится к таким отраслям промышленности, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, и которая собирается или производится в ЗВТ, при импорте в США освобождаются от уплаты так называемого инверсионного, или обратного, тарифа.
Освобождение от такого тарифа позволяет уплачивать пошлину в размере 2,5 %, а не обычную в 4-11%.
- Другие льготы.
Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие. Деятельность ЗВТ также благоприятно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействует тенденции сокращения численности рабочих мест в национальной экономике, способствует росту внешней торговли.
Для создания эффективной свободной экономической зоны на территории Еврейской автономной области, которая будет благоприятно влиять не только на инвестиционный климат данной территории, но и на ее экономическое состояние в целом, в первую очередь необходимо отрегулировать законодательную базу области, в сфере внешней торговли и создания СЭЗ. Некоторые аспекты требуют значительных изменений и на федеральном уровне.
Можно выделить ряд мер, необходимых для создания эффективной СЭЗ на территории ЕАО, учитывая проблемы с которыми область столкнулась при первой попытке создания зон и опыт США в этой сфере.
Следует отметить, что финансовый механизм, является важным инструментом в области привлечения иностранных инвестиций, так как затрагивает важнейшие экономические компоненты: налоговые, таможенные и кредитные аспекты. Подробное изучение этого инструмента приведет к отлаженной системе, необходимой для стимулирования инвестиционного процесса не только области, но и всей страны в целом.
Заключение
Изложенный материал в ВКР по изучению роли иностранных инвестиций в развитии региона (на примере Еврейской автономной области) позволяет сделать следующие выводы.
В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора экономического развития возрастает.
Важнейшим условием привлечения иностранных инвестиций в Россию (и последующего экономического роста страны) является создание благоприятного инвестиционного климата. Рыночные институты и законодательство России нуждаются в совершенствовании, но и в таком виде, в каком они находятся сейчас, способны обеспечить функционирование необходимых механизмов инвестирования.
Базовыми понятиями в ВКР являются: «иностранные инвестиции», «инвестиционный климат региона», «инвестиционная привлекательность региона», «инвестиционный имидж», «прямые инвестиции», «портфельные инвестиции», «иностранный инвестор» и так далее.
Для соблюдения темы ВКР на основе макроэкономических показателей Еврейской автономной области были проанализированы проблемы регионального развития исследуемой территории, так как именно они оказывают важнейшее влияние на инвестиционный процесс.
В работе были описаны основные подходы к оценке инвестиционного климата. Для анализа оценки инвестиционного климата Еврейской автономной области был принят универсальный метод описанный Алиевым А.И., Нагдиевым С.А., который глубоко и всесторонне позволяет оценить ситуацию в стране или регионе на настоящий момент и судить о возможностях развития. Используемый метод, охватывает максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды.
При анализе использовались следующие показатели:
- Среднегодовая численность занятых в экономике
- Потребительские расходы на душу населения
- Валовый региональный продукт
- Основные фонды в экономике
- Добыча полезных ископаемых
- Обрабатывающие производства
- Сальдированный финансовый
- Инвестиции в основной капитал
- Другие показатели.
Анализировались показатели оптовой и розничной торговли с 2009 года по 2011 год.
Исследовалась законодательная сфера в области иностранного инвестирования, а также политическая ситуация в стране. (Отношение населения к власти, степень доверия).
Была рассмотрена и проанализирована структура иностранных инвестиций за 7 лет.
Основными странами инвесторами в экономику Еврейской автономной области являются:
Особое внимание в работе уделялось горнодобывающей промышленности, строительству Кимкано-Сутарского ГОКа. Это один из самых крупномасштабных проектов, осуществляемых на территории Еврейской автономной области. Проект имеет важное значение для исследуемого региона. Во-первых, это поддержка экономики области в виде уплаты налогов. За 2011 год было выплачено в областной бюджет порядка 30 миллионов налогов, в федеральный около 60 миллионов. Во-вторых, это привлечение внимания иностранных инвесторов, как в сферу реализации данного предприятия, так и на создание иных инвестиционных проектов на территории ЕАО.
Был сформулирован ряд тенденций определяющих развитие области на стратегическом горизонте прогнозирования.
Для оценки факторов инвестиционного климата ЕАО, отдельно был рассмотрен и применен корреляционно регрессионный анализ.
Выдвинуты необходимые меры по созданию на территории области свободно-экономической зоны. Эти зоны формируются поэтапно и при сравнительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в короткие сроки.
Рассмотрены приоритетные проекты с высокоэффективным ожидаемым (прогнозируемым) результатом.
Следует отметить, что Еврейская автономная область располагает для столь малого территориального пространства весьма неплохим инвестиционным потенциалом. В 2010 году, по рейтингу компании РА «Эксперт» область обладала незначительным потенциалом и высоким риском, лишь за 1 год, ЕАО смогла добиться повышения данного показателя. На 2011 год потенциал остался прежним, а риск снизился до отметки «умеренный».
Открытым остается вопрос регулирования инвестиционного процесса на территории ЕАО со стороны Правительства области и страны в целом. Необходимость пересмотра законодательной сферы в вопросах иностранного инвестирования, является самой приоритетной задачей для нашего государства, ведь именно оно может предоставлять выгодные условия и давать значимые гарантии иностранным инвесторам.
Безусловно, в данной работе охвачен не весь спектр проблем и особенностей финансового механизма привлечения иностранных инвестиций. Такая цель и задачи в исследовании не ставились. Вместе с тем, полагаем, что предложенные варианты решения некоторых основных, с нашей точки зрения, проблем в данной сфере могут быть использованы при разработки концепции механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Список литературы: