Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении иностранных инвестиций и их влияния на экономику Еврейской автономной области. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Выяснить, какова роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
Описать методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
Дать характеристику финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
Проанализировать проблемы регионального развития (на примере ЕАО)

Содержание работы

1. Теоретические основы исследования проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику региона.
1.1. Роль иностранных инвестиций в инвестиционном процессе экономики региона.
1.2. Методические подходы к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.
1.3.Содержание финансового механизма привлечения иностранных инвестиций.
2. Анализ основных форм и условий привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (на примере ЕАО).
2.1.Анализ проблем регионального развития (на примере ЕАО).
2.2.Привлечение иностранных инвестиций в регион: анализ, тенденции и проблемы (на примере ЕАО).
2.3. Оценка финансового механизма привлечения иностранных инвестиций на территории ЕАО.
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ факторов инвестиционного климата ЕАО
3. Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.
3.1. Предложения и рекомендации совершенствования инвестиционного процесса в ЕАО.
3.2. Перспективы развития финансового механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО.

Файлы: 1 файл

Диплом Дима.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

- Постановлением правительства области от 09.02.2010 № 35-пп "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Еврейской автономной области";

- Постановлением правительства области от 09.02.2010 № 34-пп "Об Инвестиционном совете Еврейской автономной области";

- Постановлением губернатора области от 22.02.2006 № 32 "Об организации деятельности органов исполнительной власти, формируемых правительством области, с федеральными целевыми программами, реализуемыми на территории Еврейской автономной области";

- Постановлением правительства области от 29.01.2008 № 16-пп "О проведении проверки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, и достоверности их сметной стоимости";

- Постановлением правительства области от 18.07.2008 № 186-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании, реализации областных долгосрочных целевых программ и проведения оценки эффективности их реализации в Еврейской автономной области";

- Постановлением правительства области от 23.12.2008 № 397-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из областного бюджета в объекты капитального строительства государственной собственности Еврейской автономной области, не включенные в областные долгосрочные целевые программы";

- Постановлением правительства области от 12.08.2008 № 228-пп "Об утверждении порядка отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и критериев оценки инвестиционных проектов в области освоения лесов";

- Постановлением правительства области от 24.02.2009 № 37-пп "Об утверждении Положения о формировании перечня объектов капитального строительства и их финансировании за счет средств областного бюджета";

- Постановление правительства области от 16.12.2011 № 640-пп "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Еврейской автономной области";

- Постановление губернатора Еврейской автономной области от 23.12.2011 № 374 "О создании Совета по проблемам, возникающим у инвесторов при ведении инвестиционной деятельности в Еврейской автономной области";

- Распоряжение губернатора области от 06.09.2011 № 367-рг "Об определении должностного лица, ответственного за взаимодействие с инвестиционным уполномоченным в Дальневосточном федеральном округе";

- Распоряжение губернатора области от 10.10.2011 № 412-рг "О создании рабочей группы по проведению ревизии нормативных правовых актов, касающихся порядка и сроков согласования инвестиционных проектов";

- Распоряжение губернатора области от 13.12.2011 № 500-рг "О создании межведомственной рабочей группы по содействию деятельности предприятиям с иностранными инвестициями, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, имеющие особое значение для экономического и социального развития Еврейской автономной области".

Говоря о политическом климате, законодательной среде и государственной поддержке, Еврейская автономная область имеет благоприятные результаты. Власти исследуемой территории на законодательном уровне поддерживают инвестиционную.

Важным элементом по привлечению иностранных инвестиций в Еврейскую автономную область, является, конечно же, сам показатель «иностранные инвестиции».

Для более точной оценки этого показателя, воспользуемся статистической информацией предоставленной информационным порталом Evrstat.ru.

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций на период с 2004 по 2010 год в таблице 7, а также покажем и проанализируем изменения.

Таблица 7

Структура иностранных инвестиций с 2004 – 2010 год.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

477.3

1862.9

785.8

1204.2

10846.2

2940.7

16160.7

Из них:

             

Ангилья

     

3.9

     

Виргинские(Британские) острова

       

2875.9

   

Израиль

         

0.2

 

Кипр

       

6556.0

2215.9

1408.9

Китай

477.3

1862.9

785.8

1200.3

1414.3

724.6

3832.9

Соединенное   королевство

           

10918.9


Как можно заметить, основными странами инвесторами в экономику Еврейской автономной области являются:

  1. Кипр
  2. Китай
  3. Соединенное королевство

В экономику области в 2010 году поступило 16 160,7 тыс. долларов США прямых иностранных инвестиций, что в 5,5 раз больше, чем в 2009 году, из них инвестиции в основной капитал составляют 29,5 процента. Основной объем иностранных инвестиций – 88,7 процента от общего поступившего объема был направлен в добычу полезных ископаемых – на развитие производственной базы угледобывающего карьера Ушумунский и строительство Кимкано-Сутарского ГОКа.

Инвестиции со стороны Кипра принимают отрицательный характер. На конец 2008 года сумма инвестиций составляла 6556,0 тысяч долларов США. На конец 2009 года эта сумма существенно сократилась и разница составила 4340,1 тысяч долларов. ( поступило в 2009 году 2215,9 тысяч долларов США). В 2010 году этот показатель продолжил отрицательную тенденцию поступления иностранных инвестиций в Еврейскую автономную область и стал равен 1408,9 тыс. долларов США. Таким образом, разница между показателем 2009 года и 2010 года стала равной – 807 тысячам долларов США. А разница между 2008 и 2010 годом сократилась практически в 4,5 раза ( Меньше на 5147,1 тысяч долларов США).

По сравнению с Кипром, Китай интенсивно инвестировал Еврейскую автономную область, начиная с 2004 года, в то время когда вложения со стороны Кипра начались лишь в 2008 году.

На протяжении 7 лет, практически всегда наблюдается рост инвестиционных вложений в экономику области. Отрицательные результаты, как можно заметить из таблицы, были в 2006 и 2008 годах. Разница между 2004 и 2010 годами составила 3355,6 тысяч долларов США. Увеличение иностранных вложений приблизительно в 8 раз.

Данный показатель не только

В 2010 году, основным инвестором в Еврейскую автономную область стало Соединенное королевство. Сумма вложений составила 10918,9 тысяч долларов США. Средства были направлены на развитие Горно-обогатительного комбината «Кимкано – Сутарский». На территории области, расположено 2 месторождения, Кимканское и соответственно Сутарское. Приближенность к железной дороге, позволяет избежать высоких затрат на создание транспортной инфраструктуры, без которой не обойтись, при реализации такого рода проектов.

В реализацию проекта строительства Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината только за 2010 – 2011 года инвестировано более 4,5 миллиардов рублей. В целом, общий объем инвестиций в основной капитал предприятия за 2010 год составил около 1,9 миллиардов рублей, за 2011 год – 2,2 миллиарда. Темп роста составил 117%.

Положительная динамика инвестиций в основной капитал является подтверждением укрепления стабильности работы предприятия, а также приятно отразится на дальнейшем привлечении иностранных капиталовложений.

При анализе инвестиционного климата региона, немаловажно использовать инвестиционный рейтинг. Для этого воспользуемся данными предоставленными рейтинговым агентством «РА Эксперт».

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному данным агентством в 2010 году, область занимала 82-е место среди 83 российских регионов. На протяжении последних лет область относилась к немногочисленной группе российских регионов с характеристикой "незначительный потенциал - высокий риск" (ЗС2).

В 2011 году лишь четырем регионам ДВФО удалось повысить свой  рейтинг. Среди них и Еврейская автономная область. Безусловно, благоприятно сказалась реализация крупномасштабных проектов. (ГОК, Ушумунский Карьер и так далее), а также специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА» отметили, что на инвестиционную привлекательность дальневосточных регионов имеет положительное влияние федеральная политика.

Можно сформулировать ряд тенденций определяющих развитие области на стратегическом горизонте прогнозирования:

  1. Использование богатых природных ресурсов области (железорудного сырья, олово, бруситы, графит, топливные энергетические ископаемые и др.) и выгодного географического положения области как транспортно-логистического центра на границе с Китаем и транзитного звена Дальнего Востока и Восточной Сибири.
  2. Перспективность развития области как одного из немногих сельскохозяйственных районов Дальнего Востока, что предполагает в первую очередь ускоренное развитие перерабатывающей промышленности.
  3. Существование уникальных возможностей по производству на территории области продукции с высокой долей добавленной стоимости на основе кооперации с китайскими компаниями. Произведенные товары имеют высокий потенциал сбыта на внешних рынках, где существуют «мягкие» ограничения для экспорта китайских товаров (рынках ЕС и США).
  4. Перспективы развития области связаны как с развитием действующих производств: выпуском строительных материалов, трикотажных изделий, электротехнической продукции, мебели и продукции деревопереработки, так и с созданием новых предприятий.
  5. Запуск проектов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для развития региона и нишевую конкурентоспособность муниципальных образований области.

На пятый пункт следует обратить особое внимание и перечислить основные проекты, позволяющие обеспечивать существенную роль ЕАО на товарных рынках Китая и стран АТР:

  1. Развитие металлургического комплекса, включая добычи и поставки на экспорт рудного сырья до 2015, за счет реализации проекта Кимкано-Сутарского промышленно-транспортного узла и восстановления добычи олова Хинганским ГОКом, освоения Южно-Хинганского марганцево-рудного месторождения. Следует продолжить формирование горнодобывающего кластера за счет разработки Союзненского месторождения графита и организации производства металлического магния на основе имеющихся месторождений брусита, организация добычи углеводородов на территории области. Таким образом, будет сформирован Южно-Хинганский промышленный узел с объемами производства, превышающими формирующийся в настоящее время Кимкано-Сутарский промышленно-транспортный узел.
  2. Основной вклад в развитие экономики Еврейской автономной области внесет реализация крупномасштабного инвестиционного проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» (строительство на территории области горно-металлургических предприятий и объектов инфраструктуры). С 01.01.2012 Кимкано-Сутарский ГОК будет производить около 9 млн. т железорудного концентрата. В 2015 году вступит в строй Дальневосточный металлургический комбинат с годовым объемом производства 2 млн. т чугуна. По предварительной оценке при выходе предприятий на проектные мощности ежегодные поступления в консолидированный бюджет области составят около 4 млрд. рублей, прирост ВРП – 11,6 млрд. рублей.
  3. Организация производства синтетического моторного топлива на основе переработки угля Ушумунского месторождения;
  4. Реконструкция Теплоозерского цементного завода со строительством технологической линии "по сухому способу производства" и увеличением мощности на 1 млн. т  цемента в год. ОАО «Теплоозерский цементный завод – крупнейшее предприятие области с проектной мощностью производства 775 тыс. т высокомарочных цементов в год. Модернизация предприятия и строительство новой технологической линии по производству цемента сухим способом производительностью 1 750 тыс. т в год позволит к 2013 году увеличить годовой выпуск продукции до 2 100 – 2 300 тыс. т. Вклад в ВРП – 5 250 млн. рублей;
  5. Увеличение объемов добычи и переработки базальта и производства на основе базальтового волокна высокоэффективных строительных и теплоизоляционных материалов;
  6. Модернизация производства ОАО «Электротехническая компания «Биробиджанский завод силовых трансформаторов» позволит к 2013 году в 3,5 раза увеличить выпуск продукции – силовых трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций.
  7. Формирование аграрного пояса с концентрацией сельскохозяйственного производства в Октябрьском, Ленинском и Биробиджанском районах.
  8. Концентрация молочного производства в крупных животноводческих комплексах. Строительство мегаферм на 1 500-2 000 голов дойного стада каждая.
  9. Специализация наиболее отдаленных от областного центра хозяйств на производстве говядины за счет использования имеющегося в области племенного скота симментальской и герефордской пород.
  10. Организация пунктов приема молока в каждом поселении.
  11. Организация производства свинины до 6 тыс. т в год.
  12. Увеличение объемов производства сои до 70 тыс. т в год.
  13. Организация переработки до 30 тыс. т сои с производством текстурированного белка, растительного масла и комбикормов.
  14. Концентрация предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в городе Биробиджане и Смидовичском районе.
  15. Создание в области мукомольного и крупяного производства на собственной сырьевой базе.
  16. Организация переработки овощей и дикоросов.
  17. Организация производства меда в объемах до 1000 тонн в год.
  18. Организация производства бутилированной питьевой и минеральной воды.
  19. Реализация мероприятий программы Российско-Китайского сотрудничества и создание производственных мощностей по глубокой переработке древесины позволят к 2020 г. довести объемы лесопереработки до 1 млн. куб. м.
  20. Создание особой экономической зоны в Ленинском районе со специализацией на производстве сложной бытовой техники и производстве трикотажной продукции.
  21. Создание регионального центра биотехнологий по репродукции животных с высоким генетическим потенциалом.
  22. Совершенствование транспортной и производственной инфраструктуры, включающей проекты: «Развитие железнодорожной ветки Биробиджан-Нижнеленинское», «Строительство мостового перехода через реку Амур Нижнеленинское-Тунцзян с выходом на железные дороги Китая и Кореи». Модернизация существующей сети автомобильных дорог является необходимым условием обеспечения работы международных пунктов пропуска, функционирующих в настоящее время на территории области. Первоочередной задачей на период до 2013 года является реконструкция автомобильных дорог с устройством асфальтобетонного покрытия от областного центра к пунктам пропуска Нижнеленинск, Амурзет, Пашково, объем инвестиций 10,3 млрд. рублей. Это обеспечит области включение в мировой рынок трансконтинентальных  перевозок,  интеграцию РФ в систему железнодорожных перевозок Дальнего Востока, обсуживающих как экспортно-импортные операции РФ, так и транзит грузов по российской территории. Общая протяженность межмуниципальных и межпоселенческих дорог 1 241 километр, потребность в инвестициях около 50 миллиардов рублей. Функционирование международного транспортного коридора позволит активизировать поток экспортно-импортных грузов, увеличить занятость населения приграничья, при этом, сократив миграцию населения из Ленинского и Октябрьского районов ЕАО, в которых только за период 1989-2002 гг. численность населения сократилась на 19,9 и 16,8 процента соответственно; создать свободную таможенную зону для обработки грузов.
  23. Развитие топливно-энергетического комплекса (замена действующих и строительство новых сетей и подстанций), газификация населенных пунктов области.

Информация о работе Перспективные направления формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику ЕАО